"Н.С. Хрущев: исторический портрет на фоне эпохи"

Разделы: История и обществознание


Изучение истории на ступени старшей школы имеет свои особенности: от обучающихся требуется умение критически оценивать факты, события, явления, осмысливать закономерности общественного развития, вырабатывать собственное мировоззрение. Поэтому учителю так важно развивать у старшеклассников навыки, связанные с умением анализировать исторический источник, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, развернуто обосновывать суждения, опровергать, приводить доказательства, выслушивать оппонента, проявлять терпимость к другому мнению.

Хороший результат и дополнительную мотивацию, как для учителя, так и для ученика дают диалогические формы обучения, в частности уроки-дискуссии, тем более что исторический материал предоставляет большие возможности для постановки проблемных вопросов и организации столкновения нескольких, зачастую противоположных, точек зрения.

Технология проведения перекрестной дискуссии включает в себя несколько этапов.

Прежде всего, это подготовительный этап, на котором определяется тема дискуссии. Тема должна быть актуальной, проблемы, выносимые на обсуждение – посильными для учащихся и вызывать их интерес. В качестве темы дискуссионного урока, как правило, выступают значимые исторические события или личности, которые до сих пор по-разному оцениваются как современниками, так и историками.

Вопрос, выносимый на перекрестную дискуссию, должен быть проблемным и, соответственно, не иметь однозначного ответа.

Споры об историческом значении периода «оттепели» и роли Н.С. Хрущева в истории нашей страны не утихают и сегодня. Поэтому выбранная для дискуссии тема «Н.С. Хрущёв: исторический портрет на фоне эпохи» представляется мне удачной. Тем более, что урок проводится в завершении изучения темы, и обучающиеся владеют определенным запасом знаний.

Начинается дискуссия с вводного слова учителя, в котором он формулирует основную проблему занятия, а также определяет регламент выступления участников, объясняет правила проведения дискуссии. Таковыми могут быть следующие: продумай главное, что хочешь доказать; лучшее доказательство – точные факты; говори логично и последовательно; уважай своего оппонента и не искажай его мыслей; не повторяй сказанное до тебя; не размахивай руками и не повышай голоса. Для защиты собственной позиции участникам дискуссии также можно предложить план ответа в виде ПОПС-формулы: позиция (я считаю); объяснение (потому что); пример (исторический факт); следствие (вывод)

Затем проходит обсуждение задания в группах и выступления участников дискуссии. На данном этапе роль учителя – руководство ходом дискуссии, постановка в случае необходимости дополнительных вопросов, помощь в поиске правильного решения поставленной проблемы, в формулировке обоснованных выводов.

Последним этапом работы может стать анализ самого про­цесса полемики, в ходе которого происходит обобщение результатов, соотнесение ожидаемых и полученных результатов, оценка обучающимися своей деятельности по решению учебной проблемы.

В целом, дискуссия является такой формой занятия, на которой развивается мышление и устная речь учащихся, при этом они овладевают ораторскими умениями и умением доказательного спора, увеличивается их интерес к истории. Именно такая форма урока позволяет старшеклассникам развивать информационную, коммуникативную, а также рефлексивную компетентности, способствует более глубокому усвоению учебного материала.

Важно помнить, что, начав дис­куссию, ее нельзя прерывать, «сворачивать», не доведя до логического завершения. В рамках технологии развития кри­тического мышления дискуссия может быть действенным вспомогательным инструментом, который вносит разнообра­зие в стратегию рефлексивной деятельности учащихся. Дис­куссии позволяют задействовать весь арсенал мыслительных навыков, результатом же могут стать не только сформирован­ные знания, но и убеждения, удовлетворенность совместной продуктивной деятельностью. Использование таких уроков в системе даёт возможность согласовывать потребности детей и ожидания учителя, а также эффективно решать образовательные задачи.

Цели урока:

  • на основе критического анализа исторических фактов и событий периода хрущевской «оттепели», сравнения и сопоставления различных взглядов, суждений, оценок подвести учащихся к выводу о неоднозначности, противоречивости такой крупной и незаурядной личности как Н.С.Хрущев;
  • создать условия для развития информационной и коммуникативной компетентности: умения критически оценивать достоверность полученной информации, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам, приобретение опыта ведения полемики;
  • способствовать формированию собственного мировоззрения и мироощущения, выработке личностной позиции, воспитывать уважение к чужому мнению

Тип урока: урок применения знаний.

Форма: дискуссия.

Оборудование:

  • портреты Н.С. Хрущева;
  • плакаты эпохи хрущевской «оттепели»;
  • фрагменты видеосюжетов, аудиозаписи событий периода 1960-х гг.;
  • отрывки из воспоминаний Н.С. Хрущева и его современников; (Приложение 1)
  • материалы периодической печати

Приемы:

  • создание «образа эпохи»: использование аудиозаписи о полете Ю.А.Гагарина, видеосюжетов о начале «оттепели», «деле Пастернака», Карибском кризисе;
  • создание «альтернативной ситуации»: столкновение двух противоположных точек зрения на деятельность Н.С.Хрущёва и его роль в истории нашей страны;
  • извлечение необходимой информации из печатного источника, её критический анализ;
  • перекрестная дискуссия: «черное» и «белое» в политике и характере Н.С.Хрущёва;
  • прием «незаконченных предложений»

Этапы урока

1. Мотивационный:

– осознание учащимися социальной и личностной значимости учебного материала, сложности и противоречивости изучаемой эпохи и неоднозначности такой крупной исторической фигуры как Н.С. Хрущев;
– создание противоречия и постановка учебной проблемы.

Вводное слово учителя: Популярный американский журнал «Тайм» по традиции в начале января объявляет «человека года», чья деятельность в наибольшей степени повлияла на события в мире в истекшем году. «Человеком 1957 года» был назван Н.С. Хрущёв.
– Чем это можно объяснить? Что стало основанием для столь высокой оценки? Что мы знаем про этого человека и время, в которое он жил? (беседа с классом)
Эпоха хрущевской оттепели – это уникальная энциклопедия гигантского количества интереснейших экспериментов, только годы революции могут сравниться с ними по богатству опыта. Было в этой эпохе и хорошее и плохое, то, чем мы по праву можем гордиться, и то, что вызывает чувство горечи, недоумения, разочарования, стыда.

– Давайте попробуем воссоздать образ эпохи, мысленно окунуться в прошлое.

Прослушивание аудиозаписи о полете Ю.А.Гагарина, просмотр видеосюжетов о начале «оттепели», «деле Пастернака», Карибском кризисе.

– Сегодня на уроке мы поразмышляем над личностью той эпохи, личностью неординарной, яркой, сложной, противоречивой, человеком, который на протяжении десяти лет возглавлял партию и правительство – Никите Сергеевиче Хрущеве.
Более 50 лет прошло со времени хрущевской «оттепели», 40 лет – со дня смерти Никиты Сергеевича, однако, как и прежде, оценки его деятельности носили и носят диаметрально противоположный характер. Одни зачисляют Хрущева в разряд «людей с совестью» и предлагают установить ему памятник в центре Москвы, другие согласны с В. Войновичем, считавшим, что Хрущев «совершил столько преступлений, что кончить должен был ... виселицей».

Проблема урока:

– Что же сделал этот человек для мира, страны и своего народа? Что руководило им? Почему оценки его деятельности как живущими тогда, так и сейчас носили и носят диаметрально противоположный характер?

Учащимся предлагаются точки зрения, содержащие противоположные оценки деятельности Н.С.Хрущёва:

«… Хрущёв, в целом, действовал в интересах страны и народа…он был очень мужественным человеком, искренне стремился изменить жизнь людей к лучшему…», «Главное – личные качества Хрущёва: человечность, доброта, которые он так и не смог выдавить из себя несмотря ни на что» (Г.Федоров, Ф. Бурлацкий)

«Хрущёв совершил столько преступлений, что кончить должен был… виселицей;
«Так долго над нами царствовал безумец и убийца, а теперь дурак и свинья»;
«Мировой лидер уходил с отечественной сцены банкротом. Но по сей день нам не хочется признать, что в его лице обанкротились мы сообща» (Б.Пастернак, В.Войнович, М.Гефтер)

Предлагается бинарный вопрос, требующий либо положительного, либо отрицательного ответа: Согласны ли вы с такой оценкой деятельности Н.С. Хрущёва? Действительно ли он «уходил с мировой и отечественной сцены банкротом»?

Задача урока: подтвердите или опровергните данные точки зрения, используя имеющиеся знания и новую информацию.

2. Практический этап:

– применение имеющихся знаний, новой информации и собственного опыта в измененной ситуации для решения учебной проблемы

Организация перекрестной дискуссии на основе анализа и столкновения противоположных точек зрения: черное – белое

Для организации дискуссии учащиеся делятся на три группы: «черное», «белое», «эксперты».

Задача двум группам: подтвердить или опровергнуть названные точки зрения;

Две группы, используя имеющиеся знания, материалы периодической печати, отрывки из воспоминаний Н.С. Хрущёва и его современников, субъективный опыт, высказывают собственную точку зрения по проблеме, «окрашивая» её в белый или черный цвет;

Третья группа критически оценивает аргументы «за» и «против», составляет перечень положительных и отрицательных качеств и дает экспертное заключение – по возможности объективную оценку личности и деятельности Н.С. Хрущева (положительные и отрицательные качества Н.С. Хрущева)

  • решительность
  • воля
  • смелость
  • инициатива
  • ум
  • прямодушие
  • открытость
  • доброта
  • порядочность
  • упрямство
  • самоуверенность
  • властолюбие
  • бескультурье
  • грубость
  • ограниченность
  • заносчивость
  • несдержанность
  • жестокость

Для составления «исторического портрета» Н.С. Хрущева используется алгоритм характеристики и оценки исторического деятеля

  1. Раскройте исторические условия и влияние общественной среды, в которой формировались взгляды человека:
    • историческая обстановка
    • ближайшее окружение
    • идейное влияние
  2. Определите, с чем была связана его деятельность, чьи интересы выражал, на кого опирался
  3. Какие качества личности (интеллектуальные, нравственные, волевые) помогали или препятствовали достижению целей, решению исторических задач, объективно стоявших перед страной и народом
  4. Раскройте связи и противоречия в личности и ее деятельности между целями и средствами достижения
  5. Оцените средства, применяемые для достижения поставленных целей
  6. Определите, каких результатов добился он своей деятельностью
  7. Оцените его роль и значение в истории:
    • по результатам его деятельности
    • по значимости для страны и народа
    • по влиянию на последующий ход событий
  8. Раскройте причины успеха или неуспеха личности. Выразите свое отношение к нему

3. Подведение итогов, рефлексия:

– обобщение результатов, полученных в ходе дискуссии, соотнесение их с целями урока; соотнесение ожидаемых и полученных результатов, оценка учащимися своей деятельности по решению учебной проблемы.

Учитель вместе с учащимися подводит итоги дискуссии, отмечая наиболее сильные аргументы обеих групп, а также степень объективности оценки, данной «экспертами».
Внимание учащихся привлекается к скульптурному портрету Н.С. Хрущева работы Э. Неизвестного: бронзовая голова на фоне черного и белого мрамора. В чем видите символику? Два цвета на надгробном памятнике. Два цвета в характере Хрущёва…

– Что необходимо учитывать, а чего избегать при оценке исторической личности? Всегда ли нужно сохранять беспристрастность?

Беседа с учащимися:

– Довольны ли вы результатами сегодняшнего занятия? Какой опыт приобрели? Какую пользу извлекли? (Приём незаконченных предложений)