«Семья для ребенка – это целый мир, в
котором он живет, делает открытия, учится любить, сочувствовать.
Здесь он приобретает первый опыт общения, умения жить среди людей,
постигает понятия добра и зла». В.А. Сухомлинский |
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.
В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.
Одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса и ребенка осуществляется педагогом-психологом дошкольного образовательного учреждения. Но прежде чем ребенок придет в детский сад, и с ним начнут работать педагоги, необходимо выстроить взаимодействие с семьями воспитанников.
Мы начинаем свою работу с родителями в «Школе молодой матери» задолго до прихода ребенка в дошкольное учреждение. На лекциях взрослые знакомились с особенностями и спецификой работы детского сада, получали рекомендации педагогов о подготовке ребенка к дошкольному учреждению, заполняли анкеты.
При проведении анкетирования мы выяснили, что от детского сада мамы и папы хотели бы получить:
Максимально полную информацию о ребенке.
Педагогические советы по общению с ним.
Рекомендации, чем и как лучше заниматься с ребенком дома.
Рекомендации, какую литературу о воспитании ребенка лучше прочитать.
Возможность большего общения с родителями других детей.
Выявили, что наиболее популярными являются совместные мероприятия с участием детей и родителей, им отдают предпочтение 88% родителей. Для нас было важно найти такую форму общения с семьей, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения и коррекции детей. По нашему мнению, одной из доступных форм работы в этом направлении является семейный клуб, основанный на принципах добровольности, личной заинтересованности, взаимоуважении.
В нашем дошкольном учреждении работает семейный клуб «Навстречу друг другу». В его проведении участвуют педагог-психолог, воспитатели, музыкальный руководитель.
Основной целью является: Гармонизация детско-родительских отношений.
Такая форма работы позволяет решить сразу несколько задач, а именно:
- Повысить психолого-педагогическую культуру родителей в вопросах развития и воспитания детей.
- Содействовать применению родителями конструктивных способов общения с ребенком в совместной деятельности.
- Создать условия для физического и эмоционального контакта родителя и ребенка в совместной деятельности.
- Создать атмосферу общности интересов, что способствует сплочению родительского коллектива и других участников педагогического процесса.
Тематический план встреч в семейном клубе (младший возраст)
№ | Тема | Содержание |
1 | «Новоселье одуванчиков» (Сентябрь) |
|
2 | «Давайте познакомимся» (Ноябрь) |
|
3 | «Путешествие в страну умелых ладошек и пальчиков» (Январь) |
|
4 | «Прогулка за подснежниками» (Апрель) |
|
Работая в рамках семейного клуба, мы убедились, что в процессе совместной деятельности дети начинают воспринимать родителей по-новому, как союзников. Показывая себя ребенку с лучшей стороны, демонстрируя те качества, которые хотят передать ему, родители дают ребенку возможность гордиться ими. А гордость за своих родителей – прекрасный фундамент для развития личности.
Кроме того, работа семейного клуба показала, что атмосфера, которая возникает в процессе общения детей и родителей в детском саду переносится в домашнюю обстановку и побуждает родителей быть примером для своих детей.
Высказывания родителей являются одним из показателей результативности:
«…Мне очень нравятся подобные занятия вместе с детьми и педагогами, они вовлекают родителей в жизнь детей в детском саду, сближают в общении, дают возможность погрузиться в атмосферу детского сада. После клуба, мы с дочерью весь вечер обсуждали, что мы делали и повторили дома рисование ладошек и даже нарисовали ножки и их раскрасили…».
Увеличился процент заинтересованных родителей и их участие в выставках творческих работ (рисунков, проектов, разнообразных поделок) в детском саду.