Класс: 9-й (основной школы).
Тип урока: закрепление изученного.
Познавательный метод: беседа, способ подачи материала – индукция-дедукция.
Средства обучения: учебное пособие для подготовки к ГИА; раздаточный материал (текст изложения, приложения), презентация «Подготовка к сжатому изложению».
Цели урока:
1. Познавательные:
а) повторить основные речеведческие понятия (тема, основная мысль, заголовок, стиль, тип речи, опорные слова в микротемах).
2. Практические:
а) закрепить умение работать с речеведческими понятиями при подготовке к сжатому изложению в публицистическом стиле;
б) формировать умение видеть, анализировать, использовать жанровые признаки текста.
3. Общепредметные:
а) воспитывать:
- интерес к предмету с помощью содержания текста в процессе лингвистического анализа;
- языковую личность, владеющую разными видами компетентности;
- интерес в жизни, любовь к окружающему миру;
- Способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самоуправлению, самореализации (на основе содержания текста);
б) развивать логическое мышление во время анализа смысла и структуры текста (способность производить анализ, синтез, сравнение, обобщение), развивать разные виды речевой деятельности, разные виды памяти, воображение, волю;
в) формировать умения самостоятельно пополнять знания (использование орфографического словаря и справочников).
Ход урока
П/П |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД (универсальные учебные действия) |
1. | Организационный момент. Вступительное слово учителя |
Слово о виде творческой работы и особенности её выполнения (сжатое изложение по тексту публицистического стиля Гуна Г.Е). Сегодня можете работать в парах или группах, но не более 4 человек (КСО) |
Учащиеся распределяются по парам или по группам. Подготовка таблиц. | Р (целеполагание, саморегуляция) К (планирование учебного сотрудничества) |
2. | Краткая справка об авторе текста. | Гун Григорий Ефимович – заведующий кафедрой социального здоровья школьников, декан факультета менеджмента, профессор, доктор медицинских наук, заслуженный врач России. | П (поиск необходимой информации); Л (нравственно-эстетическая ориентация): К (сотрудничество в поиске) |
|
3. | Повторение последовательности приёмов работы. | Учитель напоминает ученикам последовательность приёмов работы при визуальном восприятии текста или восприятии на слух). Слайд презентации 2, 3, (приложение 1). Сегодня мы будем работать с визуальным сжатием. | Учащиеся работают с приложением 1, повторяют последовательность приёмов работы. |
Р ( составление плана последовательности действий); П (построение логической цепочки, моделирование) |
4. | Чтение исходного текста. | Сегодня отрывок из статьи прочтёт ученица. (Приложение 2) |
Заранее подготовленный ученик или ученица читает исходный текст. (Дети адаптируются к восприятию незнакомого голоса). | П (смысловое чтение); К (умение выражать свои мысли, владение монологической речью) |
5. | Беседе и выявление особенностей текста. | 1. Поработаем над планом содержания (темой, основной мыслью). |
Ученики определяют тему, основную мысль. Обмен впечатлениями, возможно возникновение дискуссии. Запись в специально подготовленную учителем распечатку. Учащиеся озаглавливают текст. Ученики подчёркивают существенное в каждой микротеме. |
П (определение основной и второстепенной информации, структурирование знаний), Р (коррекция реальных действий и результата) Л (жизненное самоопределение) |
6. | Сжатие текста с указанием приемов. | 1. Давайте вспомним приёмы сжатия текста. Презентация (слайд 4, 5, 6 ). |
Просмотр презентации. Работа в распечатанных приложениях. 2 варианта работы: подчеркивают главную информацию, либо над главной информацией ставят букву «С» (существенное) |
К (управление поведением партнёра), Р (саморегуляция) П (осознанное построение речевого высказывания в устной или письменной форме). |
7. | Орфографическая работа. Пояснение трудных слов. | Запись трудных слов. Виртуальных, динамичных, лабиринт, пребывают, суперменами, диагноз, техногонизм модемы, далеко-далеко (Слайд 12) |
Работа с таблицами орфограмм. Работа с толковым и этимологическим словарями, словарями иностранных слов. |
Р (контроль, коррекция) К (планирование учебного сотрудничества) Л (смыслообразование) |
8. | Редактирование текста. Переписывание сжатого изложения. |
Проверяем текст изложения на наличие орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Проверяем текст на наличие фактических и речевых ошибок. Обращаем внимание на связь микротем. Переписываем отредактированный текст в тетрадь. |
Работа с орфографическими словарями. | П (построение цепочки рассуждений, контроль и оценка результатов) Р (саморегуляция) Л (личностное самоорпеделение) |
9. | Рефлексия. | Продолжите мою мысль: «Сегодня на уроке мы…..(слайд 13) | Ребята формулируют мысль о том, что было сделано на уроке, что повторили, чему научились. Сегодня на уроке мы познакомились с публицистическим текстом о том, как легко можно попасть в компьютерную зависимость, заболеть «техногонизмом». И к каким непредсказуемым последствиям это может привести. |
Р (контроль способов действия, выдвижение гипотез и обоснований) |
10. | Домашнее задание. | Слайд 14. Напишите мини-сочинение на тему: «Как вылечить ребёнка от «техногонизма»? «Как вернуть человека, попавшего в компьютерную зависимость, в реальный мир?» «Какие выводы я сделал для себя после этого урока…» |
Обсуждение тем. Предложение новых. Объём сочинения. Стиль – публицистический, тип речи – рассуждение. | П (постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов) Р (прогнозирование) |
Список использованной литературы:
- Архипова С.В. Основы методики развития речи учащихся. Учебное пособие. – Рязань, Р I 11У, 1999, - 134 стр.
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2011 – 159 стр.
- Драбкина С.В., Субботин Д.И. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Тесты, Учебное пособие, – М.: Интеллект – Центр, 2012 – 208 стр.
- Фалина Т.М. Урок русского языка в 9 классе с элементами личностно значимого подхода в обучении – М.: 2005 – 14с.