Подготовка к ГИА по русскому языку. Сжатое изложение

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (664 кБ)


Класс: 9-й (основной школы).

Тип урока: закрепление изученного.

Познавательный метод: беседа, способ подачи материала – индукция-дедукция.

Средства обучения: учебное пособие для подготовки к ГИА; раздаточный материал (текст изложения, приложения), презентация «Подготовка к сжатому изложению».

Цели урока:

1. Познавательные:

а) повторить основные речеведческие понятия (тема, основная мысль, заголовок, стиль, тип речи, опорные слова в микротемах).

2. Практические:

а) закрепить умение работать с речеведческими понятиями при подготовке к сжатому изложению в публицистическом стиле;

б) формировать умение видеть, анализировать, использовать жанровые признаки текста.

3. Общепредметные:

а) воспитывать:

  1. интерес к предмету с помощью содержания текста в процессе лингвистического анализа;
  2. языковую личность, владеющую разными видами компетентности;
  3. интерес в жизни, любовь к окружающему миру;
  4. Способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самоуправлению, самореализации (на основе содержания текста);

б) развивать логическое мышление во время анализа смысла и структуры текста (способность производить анализ, синтез, сравнение, обобщение), развивать разные виды речевой деятельности, разные виды памяти, воображение, волю;

в) формировать умения самостоятельно пополнять знания (использование орфографического словаря и справочников).

Ход урока


П/П
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД (универсальные учебные действия)
 1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя
Слово о виде творческой работы и особенности её выполнения (сжатое изложение по тексту публицистического стиля Гуна Г.Е).
Сегодня можете работать в парах или группах, но не более 4 человек (КСО)
Учащиеся распределяются по парам или по группам. Подготовка таблиц. Р (целеполагание, саморегуляция)
К (планирование учебного сотрудничества)
2. Краткая справка об авторе текста.  Гун Григорий Ефимович – заведующий кафедрой социального здоровья школьников, декан факультета менеджмента, профессор, доктор медицинских наук, заслуженный врач России.   П (поиск необходимой информации);
Л (нравственно-эстетическая ориентация):
К (сотрудничество в поиске)
3. Повторение последовательности приёмов работы.  Учитель напоминает ученикам последовательность приёмов работы при визуальном восприятии текста или восприятии на слух). Слайд презентации 2, 3, (приложение 1). Сегодня мы будем работать с визуальным сжатием. Учащиеся работают с
приложением 1, повторяют последовательность приёмов работы.
Р ( составление плана последовательности действий); П (построение логической цепочки, моделирование)
4. Чтение исходного текста. Сегодня отрывок из статьи прочтёт ученица.
(Приложение 2)
Заранее подготовленный ученик или ученица читает исходный текст. (Дети адаптируются к восприятию незнакомого голоса). П (смысловое чтение);
К (умение выражать свои мысли, владение монологической речью)
5. Беседе и выявление особенностей текста.

1. Поработаем над планом содержания (темой, основной мыслью).
· Каковы первые впечатления от текста? (При возникновении дискуссии учитель отметит, что каждый ученик сможет высказать своё мнение в домашнем мини-сочинении, но только с аргументами).
· Какова его тема?
· Какими основная · мысль каждой микротемы?
· В каком стиле написан отрывок?
· Подберите заголовок.

2. Поработаем над планом выражения (построением, типом речи, языковыми средствами).
· На сколько частей можно разделить текст?
· Каким образом начинается каждая часть?
· Определите тип речи?
· Найдите в каждой микротеме опорные слова (подчеркните главное).

Ученики определяют тему, основную мысль.
Обмен впечатлениями, возможно возникновение дискуссии.





Запись в специально подготовленную учителем распечатку.
Учащиеся озаглавливают текст.





Ученики подчёркивают существенное в каждой микротеме.
П (определение основной и второстепенной информации, структурирование знаний),
Р (коррекция реальных действий и результата)
Л (жизненное самоопределение)
6. Сжатие текста с указанием приемов.

1. Давайте вспомним приёмы сжатия текста. Презентация (слайд 4, 5, 6 ).
Исключение,
обобщение,
упрощение.
2. Сжатие текста 1 абзаца (слайды 7,8)
3. Сжатие текста 2 абзаца (слайды 9, 10)
4. Сжатие текста 3 абзаца (слайд 11)

Просмотр презентации.
Работа в распечатанных приложениях. 2 варианта работы: подчеркивают главную информацию, либо над главной информацией ставят букву «С» (существенное)
К (управление поведением партнёра),
Р (саморегуляция)
П (осознанное построение речевого высказывания в устной или письменной форме).
7. Орфографическая работа. Пояснение трудных слов. Запись трудных слов.
Виртуальных, динамичных, лабиринт, пребывают, суперменами, диагноз, техногонизм модемы, далеко-далеко (Слайд 12)
Работа с таблицами орфограмм.
Работа с толковым и этимологическим словарями, словарями иностранных слов.
Р (контроль, коррекция)
К (планирование учебного сотрудничества)
Л (смыслообразование)
8. Редактирование текста.
Переписывание сжатого изложения.
Проверяем текст изложения на наличие орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.
Проверяем текст на наличие фактических и речевых ошибок. Обращаем внимание на связь микротем.
Переписываем отредактированный текст в тетрадь.
Работа с орфографическими словарями. П (построение цепочки рассуждений, контроль и оценка результатов)
Р (саморегуляция)
Л (личностное самоорпеделение)
9. Рефлексия. Продолжите мою мысль: «Сегодня на уроке мы…..(слайд 13) Ребята формулируют мысль о том, что было сделано на уроке, что повторили, чему научились.
Сегодня на уроке мы познакомились с публицистическим текстом о том, как легко можно попасть в компьютерную зависимость, заболеть «техногонизмом». И к каким непредсказуемым последствиям это может привести.
Р (контроль способов действия, выдвижение гипотез и обоснований)
10. Домашнее задание. Слайд 14.
Напишите мини-сочинение на тему: «Как вылечить ребёнка от «техногонизма»?
«Как вернуть человека, попавшего в компьютерную зависимость, в реальный мир?»
«Какие выводы я сделал для себя после этого урока…»
Обсуждение тем. Предложение новых. Объём сочинения. Стиль – публицистический, тип речи – рассуждение. П (постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов)
Р (прогнозирование)

Список использованной литературы:

  1. Архипова С.В. Основы методики развития речи учащихся. Учебное пособие. – Рязань, Р I 11У, 1999, - 134 стр.
  2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2011 – 159 стр.
  3. Драбкина С.В., Субботин Д.И. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Тесты, Учебное пособие, – М.: Интеллект – Центр, 2012 – 208 стр.
  4. Фалина Т.М. Урок русского языка в 9 классе с элементами личностно значимого подхода в обучении – М.: 2005 – 14с.