(Математика: учебник для 5 класса средней школы, Н.Я. Виленкин и др., М. Просвещение, 2010г.)
Тип урока: обобщение, повторение и систематизация знаний. Проводился как смотр знаний с приглашением родителей. Занятие рассчитано на два урока. В целях сохранения здоровья учащихся, объектив проектора закрывался по мере необходимости, или выключался экран, на перемене класс проветривался, компьютер выключался.
Цели.
- Образовательные: закрепить у учащихся умение выполнять действия сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; повторить определение правильной и неправильной дроби; сравнение дробей; понятие смешанного числа; представление смешанного числа в виде неправильной дроби и обратно; повторить правила нахождения части от целого и целого по его части.
- Воспитательные: воспитание аккуратности, дисциплины, настойчивости в достижении поставленной цели, ответственного отношения к учебе.
- Развивающие: развитие памяти, речи, любознательности, познавательного интереса; формирование представлений о соотношении целого и его частей (часть меньше целого), развитие логического мышления, творческих способностей, навыков самостоятельной работы и самопроверки.
Оборудование: карточки, раздаточный материал, мультимедийная установка, компьютер, интерактивная доска, учебная презентация.
Ход урока.
Орг. момент.
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Вы видите, что у нас присутствуют гости. И мне хотелось бы узнать, с каким настроением мы с вами начинаем работать на уроке. У вас у каждого на столе карточки с «мордашками». Нужно показать ту, которая соответствует вашему настроению в данный момент. И мы с вами должны постараться в ходе урока «Отличное» настроение не ухудшить, а «равнодушное» и «плохое» улучшить.
Открываем тетради, записываем число, классная работа.
Тема урока: «Обыкновенные дроби».
Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие в страну «Обыкновенных дробей». Наша цель - повторить и проверить ваши умения и навыки выполнять действия с обыкновенными дробями, сравнивать их, повторить понятие правильных и неправильных дробей, понятие смешанных дробей, умение представлять смешанное число в виде неправильной дроби и наоборот.
Наш маршрут будет проходить через города: «Умных дробей», «Правильных и неправильных дробей», «Равновесия», «Найденных ошибок», «Отгадайка», «Зачетный». (Слайд 1,2)
В каждом городе вам предложат решить задания, за которое можно получить сувенир-жетон (цветные изображения замков, в которых вы побывали, если задание выполнено правильно). По количеству жетонов в конце урока вы получите оценки. (Приложение 2)
Отправляемся в путь, всем удачи и попутного ветра!
Город Умных дробей.
Слайд 3. – устная работа, максимальное количество жетонов-6.
Слайд 4. - макс. кол. Жетонов - по 1 каждый. (На партах у каждого распечатаны на листочках примеры, прорешивают их, поднимают карточку с ответом. Кто сделал правильно, получает жетон.)
Вопросы: Что показывает числитель? Что знаменатель?
Город Правильных дробей.
Слайд 5. – Работают в парах (у каждого распечатаны задания), после выполнения меняются тетрадями и проверяют выполнение (ответы на слайде высвечиваются). За верный – жетон.
Вопросы: какая дробь называется правильной, какая неправильной.
Город Найденных ошибок.
Слайд 6. В этом городе живут сказочные человечки, которые не всех пропускают в свой город, попасть может только тот, кто дружит с математикой. Вы должны найти ошибки и объяснить их.
Физминутка (здесь или после «города»- по обстоятельствам).
Поднимает руки класс - это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперед смотри - это три,
Руки в стороны – пошире,
Развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать - это пять,
Всем ребятам надо сесть - это шесть.
А теперь опять поднимем «мордашки» и посмотрим, как изменилось ваше настроение.
За слайд 6-3 жетона.
Вопрос. Как выделить целую часть из числа?
Слайд 7.(3 жетона).
Вопрос. Как превратить смешанную дробь в неправильную?
Слайд 8. Ответы.
Город Равновесия.
Слайд 9, 10. Включить интерактивную доску и писать ответы на ней после того, как они сделают в тетрадях.
Вопросы: Из двух дробей с одинаковыми знаменателями (числителями) какая больше (меньше)?
7 жетонов (макс.), задание 3 и 4б) дополнительное. - 2 жетона.
Город Отгадайка.
Слайд 11. Решают примеры с объяснением и отгадывают зашифрованное слово.
Физминутка. («Хомка»)
Хомка, хомка, хомячок (дети раздувают щеки)
Полосатенький бочок, (поглаживают себя по бокам)
Хомка раненько встает, (движения на растяжку)
Щеки моет, шею трет, (потирание лица и шеи)
Подметает хомка хатку, (движения имитируют подметание)
И выходит на зарядку, (марширование на месте)
Раз, два, три, четыре, пять (3-4 движени, имитирующих зарядку)
Хомка хочет сильным стать. (напряжение мышц рук)
Город Зачетный.
Слайд 12. У каждого своя задача на парте. Работают в парах со взаимопроверкой. Потом объясняют и высвечивается ответ. По 1 жетону макс.
Слайд 13. Решают самостоятельно. Ответ дают в виде кода. По 1 жетону макс.
Наше путешествие подошло к концу. Мы покидаем страну Обыкновенных дробей. Но мы обязательно вернемся в неё в 6 классе.
Поднимите листочки с «мордашками» и все увидят, какое у вас настроение. Мы много решали, повторяли.
А сейчас посчитаем, сколько жетонов каждый из вас заработал на уроке и выставим оценки в дневники, а я пройду и распишусь.
Дома нарисовать портрет дроби. Спасибо дети за урок!