Цель: формирование представления о правилах этикета.
Задачи:
- Образовательная:
Тема урока: “Этикет”.
Тип урока: урок комплексного применения новых знаний
Оборудование
Для учителя:
- Компьютер
- мультимедийный проектор
- экран
- презентация
- фрагмент из мультфильма
- столовые приборы для формирования чайного стола (чайный сервиз, чайные ложки, десертные вилки, ножи, вазы)
- салфетки бумажные и полотняные
- аудиозапись
Для учеников:
- столовые приборы для формирования чайного стола (чайный сервиз, чайные ложки, десертные вилки, ножи, вазы)
- салфетки бумажные и полотняные
- учебник
- рабочая тетрадь
- опережающее домашнее задание
Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5
Ход урока
Этапы урока | Содержание | Формируемые УУД | |
деятельность учителя | деятельность ученика | ||
I. Организационно-мотивационный | Создать положительный эмоциональный настрой. Проверить готовность детей к уроку. | Слушают, настраиваются на работу. | Действие смыслообразования.
Волевая саморегуляция. |
II. Актуализация знаний | Задание: решить кроссворд и
определить ключевые понятия темы урока. Как называется наш модуль? (основы светской этики) Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (совесть) Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей. (эгоизм) Свод законов, по которым живет наше государство. (Конституция) Положительное нравственное качество, высокая нравственность. (добродетель) Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказании. (справедливость) |
Решают кроссворд, выявляют ключевые понятия темы урока. Работают в парах. | Умение структурировать знания , анализ,
синтез.
Контроль, коррекция. |
III. Самоопределение к деятельности | Называет тему урока, озвучивает цель и
задачи урока.
Обсуждение с учащимися темы и стихотворения: Что такое этикет? |
Записывают в тетрадь тему урока,
формулируют цели и задачи. Ученики отвечают на вопросы учителя. |
Целеполагание, планирование,
прогнозирование.
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
IV. Работа по теме урока | 1. Вступительное слово учителя об
истории этикета 2. Работа с понятием “этикет”. - “Этикет” – это слово мы слышим часто и настолько к нему привыкаем, что порой даже не задумываемся, что это слово значит. Игра “Ассоциации” Задание: закройте, пожалуйста, глаза и мысленно произнесите слово: “этикет”. Что для вас значит этикет? Подумайте и закончите предложение: “Этикет – это…” 3.Составление кластера “Виды этикета” составление кластера. Дополнение выступлений учащихся информацией по каждому виду этикету. |
Внимательно слушают учителя, создается
эмоциональный настрой. Придумывают ассоциации, составляют предложение, например. Работают с текстом учебника с.56 Записывают в тетрадь “ЭТИКЕТ”, определяют значение слова Записывают в тетрадь понятия. Составление кластера по ходу беседы учителя и учащихся Индивидуальные выступления учащихся перед классом о видах этикета: речевой этикет |
Поиск и выделение необходимой
информации, применение методов информационного поиска, умение осознанно
и произвольно строить речевое высказывание, построение логической цепи
рассуждений, умение структурировать знания.
Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение выражать свои мысли. |
V. Физкультминутка | Организует физкультпаузу. | Выполняют упражнение | Волевая саморегуляция. |
VI. Продолжение работы по теме | Историческая справка. Введение в
понятие “сервировка”. Совместное выступление учителя и мам по сервировке чайного стола: показ и комментарий по правилам сервировки. |
Учащиеся слушают и наблюдают за правильной сервировкой чайного стола. | Выбор наиболее эффективных способов
решения задач в зависимости от конкретных условий. Умение осознанно и
произвольно строить речевое высказывание.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности. |
Работа в парах: объяснение и показ
учителем оформления салфетки для чайного стола (“веер” и “водяная
лилия”) Работа в группах (4 группы): Задание: сервировать чайный стол в соответствии с опережающим домашним творческим заданием: 1 группа - сервировать чайный стол “День рождения у Винни Пуха” 2 группа – сервировать чайный стол “Деловая встреча с другом” 3 группа – сервировать чайный стол “В кругу семьи” 4 группа – сервировать чайный стол “С добрым утром” Слово учителя. Подведение итогов по выполненному творческому заданию, вручение свидетельств. |
Учащиеся упражняются в выполнении
оформления салфеток под инструктажем мам, при затруднении Каждая группа сервирует свой чайный стол, в соответствии с опережающим творческим заданием. |
||
VII. Рефлексия | Демонстрация учителем эпизода из
мультфильма “Винни Пух в гостях у Кролика” - Соблюдал ли этикет Винни Пух в гостях у Кролика? |
Учащиеся просматривают видеоэпизод и отвечают на вопрос учителя. | Умение выражать свои мысли. Волевая саморегуляция, оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, прогнозирование. |
VIII. Подведение итогов урока (закрепление и систематизация знаний) | Правил этикета много. А вот основа у
всех правил одна – здравый смысл и уважение к другим людям. сегодня на уроке вы продемонстрировали свои знания по выдам этикета. Приняли активное участие в оформлении салфетки для сервировки чайного стола. Выдача буклета: “Школа этикета” Что такое этикет? Что такое этикет – Приглашение к чаепитию детей и присутствующих мам. |
Слушают и высказывают своё мнение о данном уроке. Благодарят мам. | Оценка процесса и результатов
деятельности.
Умение выражать свои мысли. Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению |
IX. Домашнее задание | Домашнее задание по выбору учащихся подготовить мультимедийную презентацию о других видах этикета с. 57 учебника вопрос № 3 | Выбор посильного задания и способов его выполнения |
Содержание участия родителей в уроке:
- помощь в подготовке опережающего домашнего задания
- помощь на уроке при оформлении салфетки и сервировке чайного стола
Межпредметные связи:
- окружающий мир
- технология
- риторика