Методическая разработка урока по теме "Развитие культуры в России в конце ХХ - начале XXI века"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели урока:

Образовательная: в результате занятия обучающиеся смогут

  • давать определения понятий “культура”, “национальная культура”,
  • называть основные достижения и проблемы культуры России в конце ХХ – начале XXI вв.,
  • искать пути решения выявленных проблем;
  • ориентироваться в современном поликультурном мире.

Развивающая: способствовать развитию общих компетенций - организовывать собственную деятельность, осуществлять поиск информации, использовать информационно-коммуникационные технологии, работать в команде, брать на себя ответственность за работу членов команды, заниматься самообразованием.

Воспитательная: способствовать воспитанию положительного эмоционально-ценностного отношения к миру, чувства патриотизма и интернационализма, нравственности, творческого мышления, эстетического идеала, открытости, толерантности и готовности участвовать в межкультурной коммуникации.

Методы урока: проблемный метод, метод проекта, информационно-коммуникационный метод.

Материально-техническое оснащение урока: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, печатные материалы.

Ход урока:

1. Организационно-мотивационный момент

Преподаватель:

Тема нашего урока “Развитие культуры России в конце ХХ - начале XXI вв.”. Сегодня на уроке нам предстоит узнать, как развивалась культура России в конце ХХ - начале XXI вв., какие проблемы существовали и существуют в культурном развитии страны. Мы попытаемся предложить пути решения этих проблем.

Эпиграфом к нашему уроку будут слова известного русского философа И.А. Ильина: “Культура есть явление внутреннее и органическое: она захватывает самую глубину человеческой души и слагается на путях живой таинственной целесообразности. Культура творится изнутри; она есть создание души и духа”.

2. Актуализация знаний

Преподаватель:

Ранее на уроках вы уже затрагивали тему культуры и духовного развития российского общества. Вспомните понятие “культура”.

- Учащиеся дают определения понятия

 - Обобщение ответов преподавателем:

Культура – это ценности, убеждения, традиции, нормы поведения, формирующие представления людей. Это все виды и результаты преобразовательной деятельности человека и общества.

- Как вы думаете, почему говоря о культуре России, мы говорим о её многонациональном характере?

(предполагаемый ответ: Россия многонациональное государство, и поэтому культура носит многонациональный характер. В создании культурного наследия России принимают участие все национальности, проживающие на её территории).

3. Новая тема

Преподаватель:

Великая российская культура является главным носителем традиций, нравственных и духовных ценностей, сформировавших российский народ как единую общность и составляющих основу российской государственности. Россия - многонациональное государство, на её территории проживали и проживают представители более 150-ти этносов, культуры которых не могли развиваться изолированно. Российская культура уникальна своей полиэтничностью. Этнокультура различных народов России вносит в поликультурное пространство, окружающее её, сугубо индивидуальное, новое и самобытное. Культура различных этносов может сохранить свою неповторимость только в процессе диалога с другими культурами. Именно изначальная многоэтничность России определила ее уникальную восприимчивость к другим культурам. Национальная культура имеет в своей основе нравственные, моральные и общечеловеческие ценности. Любая культура представляет собой совокупность неповторимых и незаменимых ценностей, поскольку именно через свои традиции и формы выражения каждый народ заявляет о себе всему миру. При этом нельзя забывать громадную объединяющую роль в этом процессе русского народа.

Каждая национальная культура - это живая, современная система, способная развиваться в ответ на эволюцию общества и под влиянием других культур. Мы живём в глобальном мире. Процессы глобализации охватили все сферы жизни общества, в том числе и духовную. Культура России занимает совершенно особое место в истории мировой культуры.

Перемены, охватившие Россию в 90-г. ХХ века, не могли не отразиться на развитии культуры. Они породили массу проблем, многие из которых не удаётся решить до сих пор. Сегодня на территории России специалистами различных профилей ведётся огромная работа по возрождению культурных традиций народов страны, что является условием воспитания таких качеств, как гражданственность, духовность, патриотизм и национальное самосознание.

Итак, возвращаемся к цели нашего урока. Нам необходимо вскрыть проблемы культурного развития России и попытаться найти пути решения этих проблем. Для этого вы были поделены на группы. Перед каждой группой стояли определенные задачи: составить проект “Проблемы развития культуры России. Предложить варианты путей решения этих проблем” Результат своей работы вы должны представить сегодня.

Организуется работа в группах:

Группа 1

Задание: подберите материал, используя, в том числе ресурсы Интернет, о развитии культуры России. Какие проблемы существуют в выбранных вами направлениях? Какие пути решения этих проблем вы можете предложить?

Группа 2

Задание: подберите материал, используя, в том числе ресурсы Интернет, о развитии культуры России. Какие проблемы существуют в выбранных вами направлениях? Какие пути решения этих проблем вы можете предложить?

Группа 3

Задание: подберите материал, используя, в том числе ресурсы Интернет, о развитии культуры России. Какие проблемы существуют в выбранных вами направлениях? Какие пути решения этих проблем вы можете предложить?

Группа 4

Задание: подберите материал, используя, в том числе ресурсы Интернет, о развитии культуры России. Какие проблемы существуют в выбранных вами направлениях? Какие пути решения этих проблем вы можете предложить?

- Учащиеся работают по группам

- Представляют результат работы – творческие проекты, используя презентацию

- В ходе представления проектов могут задаваться уточняющие вопросы, представители других групп могут предлагать свои пути решения проблем.

Преподаватель:

В заключении хочу сказать вот о чём. Директор ФБР США Ален Даллесс в Конгрессе США в 1945 году заявил: “Окончится война, все как-то утрясётся, устроится, и мы бросим всё, что имеем, все золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание русских людей. Человеческий мозг, сознание людей, способны к изменениям – посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдём своих единомышленников, своих союзников, помощников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания”.

Мы должны задуматься о том духовном мире, в котором оказались сегодня. И начать, наконец, решать не на словах, а на деле те проблемы, которые стоят очень остро в современной нашей культуре. Задуматься о себе и о тех поколениях людей, которые будут жить в нашей стране после нас.

4. Закрепление

Преподаватель:

Давайте ещё раз обозначим выявленные нами проблемы. И общие пути их решения.

5. Первичный контроль знаний

- Учащимся предлагаются задания в тестовой форме.

- Организуется взаимопроверка

6. Рефлексия

7. Подведение итогов урока

8. Домашнее задание

Приложение