Цели: обучать умению передавать в рисунке образы предметов; учить различать пропорции разных частей предметов; развивать умение составлять сюжетную композицию; воспитывать интерес к изобразительной деятельности.
Оборудование: репродукции картин И. Шишкина, И. Левитана и других художников с изображением деревьев; фланелеграф; фигурки для фланелеграфа (деревья: дуб, рябина, береза и т. д.); карандаши, бумага.
Предварительная подготовка. Во время прогулки воспитатель рассматривает с детьми разные виды лиственных деревьев. Обращает внимание на строение деревьев (ствол, корни, ветки, сучки), на разнообразие форм стволов (прямой, изогнутый, наклоненный к земле и т. д.). Также воспитатель обращает внимание детей на изменения, происходящие с деревьями осенью; организует игру “Какое дерево самое толстое” (дети измеряют толщину дерева, обхватывая его руками).
Ход занятия
1. Объяснение нового материла.
Воспитатель. Послушайте стихотворение:
Осень на опушке
Краски разводила,
По листве тихонько
Кистью проводила.
Пожелтел орешник,
И зарделись клены,
В пурпуре осинки,
Только дуб зеленый.
Утешает осень:
- Не жалейте лета!
Посмотрите – роща
Золотом одета.
(З.Федоровская)
Наступила осень. А как мы об этом узнали? (Ответы детей. ) Правильно, стало холодно, отцветают последние цветочки, смолкли птицы. И все же о приходе осени мы узнаем, увидев как меняется цвет листьев на деревьях и начинается листопад. А какого цвета листочки мы с вами видели на деревьях? (Ответы детей.) Конечно, они зеленые, красные, желтые. Как красиво они падают на землю. Помните?
Психогимнастика. Воспитатель декламирует стихотворение, а дети кружатся, “летают”, тихо садятся.
Листочки разноцветные
Летят, летят, летят,
Кружатся, тихо падают
Под ноги ребят.
Ветер набежит и вновь
Ввысь поднимет их,
Но вернуться к веточкам
Невозможно им.
- А какими красивыми становятся деревья в осеннем наряде! Посмотрите на картины художников. (Воспитатель показывает репродукции картин “Золотая осень” И. Левитана, “Березовая роща” И. Шишкина и др.) Что нарисовано на них? Какие деревья? Как вы узнали, что это березы? Какого цвета листья нарисовали художники на деревьях? (Ответы детей.) Какое дерево вам понравилось больше: береза с желто-зелеными листьями, осина с ярко-желтыми или рябина с красными листьями? (Воспитатель прикрепляет на фланелеграф изображения деревьев. Дети отвечают.) Каждое дерево красиво по-своему. Сегодня вы нарисуете то дерево, которое нравится вам больше всего.
2. Показ приемов работы.
- Помните, как рисуют деревья? Правильно, сначала мы рисуем ствол дерева, потом его веточки и лишь затем – листочки. (Воспитатель показывает приемы рисования дерева с листьями.) Как видите, я нарисовала дерево. Но сможете ли вы назвать, какое это дерево? Нет? Конечно, каждое дерево отличается от другого. Посмотрите, у березы кора на стволе какого цвета? Правильно, цвет у нее белый с черными точками, тонкие веточки наклоняются к земле. А у груши ствол какого цвета? Темно-коричневый. Чтобы получить такой оттенок коричневого цвета, я должна раскрашивать рисунок, сильно нажимая на карандаш. А у маленького деревца кора светло-коричневого цвета, поэтому, рисуя его, я буду слегка нажимать на карандаш.
Воспитатель показывает приемы раскрашивания рисунка.
- Мне очень нравится осенний наряд грушевого дерева, поэтому я и нарисовала его.
Пальчиковая гимнастика.
Друг веселый мячик мой! (Сделать круглое колечко из большого и указательного пальчиков.)
Всюду, всюду ты со мной! (Читать стихотворение и менять в колечке верхний пальчик один за другим.)
Раз, два, три, четыре, пять
Хорошо с тобой играть!
Воспитатель. А теперь нарисуйте и вы дерево в осеннем уборе. Только не забывайте правильно располагать рисунок. Так, если вы будете рисовать высокое дерево, как вы расположите лист бумаги? (Вертикально.) А если одно или несколько невысоких деревьев? (Горизонтально.) Выбирайте нужный вариант.
Дети выполняют задание.
3. Итог занятия. Выставка рисунков на стенде.
Воспитатель:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
стоит над светлою поляной.
(И.Бунин)
Эти стихи как будто сочинены про наш осенний лес. Не правда ли? Ведь у нас выросли самые разные деревца. Расскажите, какие деревья нарисовали вы. (Ответы детей.)