Урок по теме "Горные породы и минералы". 6-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Планируемые образовательные результаты
Предметные Метапредметные Личностные
В результате педагогического взаимодействия обучающиеся дадут определения понятиям: горная порода, минерал, осадочная горная порода, магматическая горная порода, метаморфическая горная порода; объяснят отличие горной породы от минерала; классифицируют горные породы по происхождению; объяснят происхождение магматических, осадочных, метаморфических горных пород. Познавательные:

- Смогут находить в учебнике достоверную информацию,

- анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать;

- делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.

Регулятивные:

- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

Коммуникативные:

- излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;

- понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде;

- осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей;

- организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения);

- преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого.

- Аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

- Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей

- Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях.

Основные понятия, изучаемые на уроке Горная порода, минерал, осадочная горная порода, магматическая и метаморфическая
Тип урока Изучение нового материала

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельности учащихся
I. Начало урока. Организацион

ный момент.

Проверяет готовность учащихся к работе, создает положительный настрой  
II. Актуализация опорных знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

Подводящий диалог

- Что такое земная кора?

- В чем особенность строения земной коры?

Давайте определим тему и цели урока. Отгадайте загадки:

1. Белый камушек растаял
На доске следы оставил. (Мел)

2  Камень набережных и площадей
Он - фундамент массивных домов.
И в руках умелых людей –
Украшенье больших городов. (Гранит)

3. Если встретишь на дороге
то увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)

4. Он очень нужен детворе,
Он и на дорожках во дворе
Он и на стройке и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

5. В нем навсегда застыл зеленый пламень
Красив своим рисунком минерал,
Скажите, как зовется этот камень.
Во всех краях прославивший Урал? (Малахит)

Молодцы! Значит тема нашего урока, какая? Правильно, виды горных пород.

Чем же мы с вами сегодня будем заниматься? Назовите тему нашего урока?

Дают понятие земной коры, вспоминают её особенности строения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: “горные породы и минералы”. Мы должны познакомиться с основными видами горных пород и минералов, с их происхождением, а также классифицировать горные породы

III. Основная часть урока.

Рассказ учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с образцами минералов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа в парах.

Горные породы слагают земную кору. Термин “горная порода” остался от бывалых времен. Во времена зарождения науки геологии руду добывали в основном в горах, так и закрепилось название. Теперь мы знаем, что говоря о горных породах, будем подразумевать всю каменную поверхность планеты.

В природе известно несколько тысяч видов горных пород и минералов.

Попробуйте дать определения понятиям “горная порода” и “минерал”.

 

 

 

 

 

 

 

- Рассмотрите образцы минералов: полевой шпат, слюда, кварц. (Рассказ учителя о самых распространенных минералах)

- Чем различаются предложенные вам горные породы?

- В чем причина разнообразия горных пород?

 

Физкультминутка

 

Горные породы по происхождению делятся на 3 группы: магматические, метаморфические, осадочные.

Давайте рассмотрим особенности горных пород.

Для этого мы поделимся на три группы, каждая из которой получает задание, которое выполним с помощью учебника и допол. литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Давайте сделаем вывод. Из каких горных пород состоит земная кора.

 

Внимательно рассмотрите горные породы, которые находятся на ваших столах. Для каждой из горных пород определите свойства и впишите их в таблицу

 

 

 

 

 

Обучающиеся дают определения понятию горные породы

Понятие - Что такое? + Существенные Признаки

Минералы Природные вещества Разный состав, разные свойства, различные внешние признаки

Минералы - природные вещества с разными свойствами, составом и внешними составом.

Сравнивают с определением в учебнике.

Понятие - Что такое? + Существенные признаки

Горные породы Природные тела Состоит из одного или нескольких минералов

 

 

Обучающиеся рассматривают образцы минералов.

 

 

 

 

- Цветом, блеском, твердостью, прозрачностью.

- Главная причина - это различие в условиях их образования и те изменения, которые происходят с ними в земной коре и на поверхности, т.е. зависят от происхождения.

 

 

Задания первой группе:

Как образуются магматические горные породы? На какие группы делятся? Приведите примеры.

Задания второй группе:

Как образуются осадочные горные породы? На какие группы делятся? Приведите примеры.

Задания третьей группе:

Как образуются метаморфические горные породы? Приведите примеры превращений?

Обучающиеся знакомятся с материалом учебника и на половине ватмана выполняют классификацию горных пород, все остальные переносят ее к себе в тетрадь.

Магматические горные породы:

Глубинные - гранит, габбро.

Излившиеся - базальт, пемза, туф.

Осадочные горные породы:

Обломочные - песок, галька, гравий, щебень.

Органические - нефть, мел, торф, уголь.

Химические - соли, гипс.

Метаморфические горные породы:

Песок становится кварцитом.

Гранит - гнейс.

Известняк - мрамор.

Вывод: земная кора состоит из магматических, осадочных, метаморфических горных пород.

Обучающиеся рассмотрев образцы горных пород заполняют таблицу:

Название.
Цвет.
Блеск.
Твердость.
Происхождение.
Применение.

После заполнения таблицы – обсуждение.

 

 

IV. Подведение итогов урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

Вот и подошло к концу наше путешествие в мир камня.

Ответьте на вопросы.

- Что такое горная порода? Чем она отличается от минерала?

- Как различаются горные породы по происхождению?

- Как образуются магматические горные породы? Какие из них называются глубинными, а какие - излившиеся?

- Назовите распространенные осадочные породы?

Я слова читаю вам

Вы прислушайтесь к словам

Может, лишние попали?

Объясните, как узнали.

А) мрамор, кварцит, известняк, гнейс

Б) песок, торф, уголь, нефть

В) базальт, гранит, мрамор, пемза

Г) песок, галька, щебень, базальт

Учитель предлагает дополнить предложения и сформулировать результаты своей деятельности на уроке.

- Довольны ли вы тем, как прошел урок?

- Было ли интересно?

- Были ли вы активны?

- Сумели ли вы показать свои знания?

Оцените свою работу.

Выставление отметок.

Обучающиеся отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся находят лишнее:

- известняк;

 

- песок;

- мрамор;

 

- базальт.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение домашнего задания Проработать параграф учебника. Составить кроссворд по теме “Виды горных пород”.

Спасибо за урок!

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник

Приложение (Этапы работы в редакции автора)