Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Для формирования зрительного, осязательного, кинестетического восприятия я использую сенсорные тренажеры, которые являются составляющей частью занятий по продуктивной деятельности, развитию речи, по ознакомлению с окружающим. Они (сенсорные тренажеры) могут быть частью интегрированного занятия, в совместной и самостоятельной деятельности детей, как игры и упражнения.
На первом этапе обучения нужны тренажеры с малым количеством пробок, при овладении моторными навыками количество пробок увеличивается.
На втором этапе обучения задачи усложняются, дети учатся соотносить предметы по цвету и форме. Обучение начинается с маленького количества пробок, с последующим их увеличением.
Благодаря развивающим тренажерам осуществляется не только сенсорное развитие — у детей раннего возраста формируется наглядно-образное мышление. Характерной чертой мышления является способность к обобщению. Обобщение первоначально проявляется в действиях с предметами, оно подготавливает обобщение в речи.
Развитие речи является важнейшей задачей интегрированного занятия, составляющей которого предусмотрена работа с тренажерами.
Воспитатель создает эмоционально положительное настроение детского коллектива. Работая с детьми, нужно соблюдать ровный и спокойный тон. Тренажеры подбираются с учетом того, что у детей второго года жизни плохо еще развита речь и они часто не могут объяснить, попросить, высказать отношение, что приводит к конфликтам. Мелкие пособия раздаются детям 1,5 — 2 года, более крупные (с большим количеством крышек) для детей 2,5 — 3 года.
Развитие мелкой моторики руки непосредственно влияет на развитие двигательных (моторных) центров речи. Развивающие тренажеры дают возможность в условиях пребывания в группе раннего возраста не упустить столь ценное время для развития кисти и пальцев детской руки. И чем раньше ребенок начинает работать на сенсорных развивающих тренажерах, тем быстрее происходит психическое развитие ребенка. С их помощью идет также отработка навыков, позволяющих укрепить слабую детскую руку. Каждодневные тренировки, плюс меняющаяся мотивация игровой деятельности подводят плавно ребенка к качественному выполнению заданий и бережному отношению к пособию.
Эти развивающие тренажеры можно использовать как часть занятий и во второй младшей, средней, старшей и даже подготовительной группах, изменяя цели, для чего необходим творческий подход воспитателя, его желание сделать занятие более увлекательным, интересным и познавательным.
ЗАДАЧИ
1. Создание эмоционально положительного настроения.
2. Развитие интереса и побуждение к действиям.
3. Знакомство с сенсорными эталонами:
- знакомство с разнообразными свойствами предмета: величина (большой, маленький), форма (круг,), цвет;
- формирование умения чередовать предметы по цвету, размеру.
4. Развитие мелкой моторики руки:
- формирование умения выполнять действия с предметами (прикрутить, открутить, прилепить, отлепить).
5. Формирование навыка совместного выполнения задания:
- формирование навыков культурного общения;
- развитие умения понимать и правильно выполнять задания;
6. Формирование и активизация словаря ребенка:
- развитие умения рассматривать картинку, называть изображенные на ней предметы, их качества и действия;
7. Развитие восприятия: зрительного, осязательного.
8. Развитие наглядно-действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения.
Программное содержание:
- Учить называть фрукты и их форму.
- Учить различать и называть вкусовые качества винограда.
- Закреплять умение различать цвета (синий, красный, желтый).
- Развивать мелкую моторику рук под средством пальчиковой гимнастики и мобильных тренажеров.
- Продолжать знакомить с временами года и сезонными изменениями в природе (весна).
- Воспитывать желание помогать другим, оказывать посильную помощь.
Материал к занятию:
- мобильный тренажёр “машины”;
- многофункциональный тренажёр “солнечные зайчики”;
- сюжетный тренажёр “виноград”;
- игрушки: заяц жёлтого цвета, попугай, солнце;
- муляжи фруктов: апельсин, яблоко, банан, виноград;
- настоящий виноград.
Методы и приёмы:
1. игровые
- игровая ситуация;
- сюрпризный момент.
2. словесные:
- чтение стихотворных форм;
- рассказ воспитателя;
- объяснение;
- вопросы.
3. наглядные:
- показ предметов;
- показ способа действия;
- использование дидактических пособий.
Словарная работа:
Активизация словаря:
- Учить называть фрукты (яблоко, апельсин, виноград).
- Учить называть вкусовые качества фруктов (вкусный, сладкий).
- Учить называть цвета (красный, желтый, синий), форму предметов (круглая).
- Учить называть время года: весна; солнечные зайчики.
Пассивный словарь:
- Учить понимать слова воспитателя, возьми, прикрути, покажи и т.д.
Предварительная работа:
- Работать на различных мобильных тренажерах (машина, цветы, виноград, многофункциональный и т.д.)
- Игра “Чудесный мешочек” с фруктами.
- Дидактическая игра “Узнай и назови фрукты на вкус”.
- Различные виды пальчиковой гимнастики.
Ход занятия
В-ль: - Ребята посмотрите сколько гостей к нам пришло, давайте с ними поздороваемся.
(Дети здороваются).
- Смотрите-ка и попугайчик Кеша тоже к нам прилетел. (в-ль подходит к игрушке – попугаю, сидящему на подоконнике).
- Кеша здравствуй, мы так рады тебя видеть. Ребята, поздоровайтесь с Кешей (Дети здороваются).
- Ой, да ты весь дрожишь, тебе что холодно? (Подносит игрушку к уху – “шепчет”).
- (В-ль обращается к детям) Знаете, что он мне сказал – ему надоела зима, ему холодно, он хочет на солнышке погреться. (Обращается к Кеше), но зима уже кончилась.
- Ребята какое сейчас время года?
Дети: - Весна.
В-ль: - Правильно, весной солнышко греет все теплее и теплее. Потерпи, Кеша немного. Мы все ждем тепла, правда, ребята?
Дети: - Да.
Кеша - А мне сейчас хочется! Я слышал, у солнышка друзья есть – солнечные зайчики, вот бы с ними подружиться, они бы меня грели.
В-ль: - А как же нам найти солнечных зайчиков? Что надо сделать?
Дети: - Они солнышка друзья, надо ему показать зеркальце, они и появятся.
В-ль: - Тогда поехали солнышко искать, а чтобы быстрее было давайте, садиться в машины! Вот они! (показывает мобильные тренажеры “Машины”). слайд №1
Ой, да ведь у них же колес нет, как же мы поедем? Давайте ремонтировать.
Какого цвета машины?
В-ль: - Посмотрите, какие у меня есть колеса (показывает пробки). Только надо правильно колеса прикрутить, а то они не поедут, колеса должны быть такого же цвета, как и машины. Какие колеса сделаем у красной машины.
Дети: - Красные.
В-ль: - А какие колеса у этой машины? (показывает зелёную машину).
Дети: - зелёные
В-ль: - Что же есть у нас ребята? (Машины).
- А чего же у них нет? (Колес).
(Дети прикручивают колеса.) слайд №2
“На этих мы машинах
Поедим далеко,
Прикрутим лишь колеса
Умело и легко.
Цвет им нужный подобрали
И прикручивать их стали”.
- Молодцы, все правильно сделали. Красной машине прикрутили, какого цвета колеса?
Дети: - Красные.
В-ль: - А зелёной?
Дети: - зелёные.
В-ль: - Мне ответьте на вопрос. Что за форма у колес?
Дети: - Круглая.
В-ль: - Давайте покажем пальчиком, какая форма у колес.
(Дети в воздухе описывают круг; называют “круглая”).
- Давайте садиться в машины.
(Дети выбирают рули соответствующего цвета).
- Поехали и Кеша с нами. (Дети двигаются по группе, держа друг друга за руки).
В-ль:
Качу, лечу во весь опор,
Я сам – шофер,
Я сам – мотор,
Нажимаю на педаль
И машина мчится в даль.
(В-ль с детьми “подъезжает” к игрушке солнцу).
В-ль: - Здравствуй солнце ясное, Теплое прекрасное.
Мы к тебе пришли, чтобы ты нам помогло, наш попугайчик Кеша замерз, а у тебя друзья есть солнечные зайчики, они помогут Кеше согреться.
Солнце: - Хорошо, я вам помогу, а вы знаете, что надо сделать, чтобы появились солнечные зайчики.
В-ль: - Ребята, что же надо сделать?
Дети: - Показать солнышку зеркальце.
В-ль: - Правильно.
(В-ль с детьми показывает солнышку зеркало. Появляется игрушка – желтый зайчик).
Зайчик: - Здравствуйте.
В-ль: - Здравствуй. Ты кто? И почему ты желтый?
Зайчик: - Я солнечный зайчик.
В-ль: - Ребята, как вы думаете, почему солнечный зайчик желтый?
Дети: - Он такого же цвета, как и солнышко.
В-ль: - Молодцы.
Зайчик, помоги Кеше, позови своих друзей, солнечных зайчиков.
Зайчик: - Конечно, только вот беда разбежались они.
(В-ль: достает тренажер пробочный).
- Помогите их вернуть, тогда я Кеше отдам эту картину и у него всегда будут свои солнечные зайчики.
В-ль: - Ребятки, давайте возьмём наших помощников – пробки и всё исправим.
- Какого цвета нам понадобятся пробки?
Дети: - Жёлтые.
В-ль: - Правильно, а почему?
Дети: - Они такого же цвета, как и солнышко. Слайд №3
(Дети выбирают жёлтые пробки и прикручивают их к тренажёру)
В-ль читает стихотворение:
Мы солнечные зайчики – озорной народ;
Мы с солнышком, мы с солнышком
Водим хоровод! Слайд №4
В-ль: - Молодцы, здорово у нас получилось!
Теперь, Кеша, тебе всегда будет тепло и светло.
- Давайте поблагодарим солнечного зайчика.
Дети: - Спасибо.
Зайчик: - А теперь, ребятки, поиграйте со мной
Вышло солнце из-за тучки Дети поднимают руки вверх и тянутся
Мы к нему протянем ручки
И поманим пальчиком Солнечного зайчика действуют согласно текста
Выходи к нам, зайка, зовут “руками”
С нами поиграй-ка
Покружись кружатся
Попрыгай, прыгают
Ножками подрыгай топают ногами
А когда устанем, приседание
То прощаться станем
Ты нам обещай, дружок, машут рукой, прощаются.
Прилететь ещё разок.
В-ль: - Ну, вот, с солнечным зайчиком попрощались, теперь ты доволен, Кеша?
Кеша: - Да, мне тепло. Только от таких прогулок я есть захотел.
В-ль: - А что же ты любишь есть? Фрукты?
Кеша: - Да, больше всего я люблю виноград.
(в-ль подходит к столу на котором лежит мешочек с муляжами фруктов).
- Вот есть у меня фрукты, давайте будем искать
(проводится игра “Чудесный мешочек”, игра продолжается пока не достанут виноград).
В-ль: - Посмотрите, какого цвета ягоды у винограда?
(синие)
- А какой формы?
Дети: (круглой)
В-ль: - Давайте покажем пальчиком, какой формы ягодки у винограда.
(Дети в воздухе рисуют круг)
- Кеша, хочешь мы с ребятами сделаем тебе подарок – картину с виноградом? И ты сможешь любоваться своим любимым фруктом и вспоминать нашу прогулку?
Кеша: - Конечно, хочу.
В-ль: - Ребята, поможете мне?
- Вот у меня уже веточка нарисована, осталось только ягодки сделать.
- Какого цвета ягоды у винограда сделаем?
Дети: - синего.
В-ль: - Где наши помощники – пробки. Слайд №5
- Выбирайте синие пробки и прикручивайте их на места.
(Дети прикручивают пробки, а воспитатель читает текст)
- Ягод синих хоть и много,
Не нужна ничья подмога,
Прикрутили мы умело –
Это нам знакомо дело.
(Дети показывают Кеше свою работу) слайд №6
Кеша: - Я так рад, что у меня будет свой виноград.
В-ль: - Ребята, а у меня для вас тоже есть подарок, смотрите, что я вам принесла.
(Достаёт кисть настоящего винограда)
- Я вас обязательно угощу, только есть грязными руками нельзя, давайте покажем Кеше, как надо мыть руки, повторяйте за мной:
Ой, вода, вода, вода имитация мыть рук
Будем чистыми всегда,
Брызги вправо, брызги влево встряхиваем руки
Мокрым стало наше тело,
Полотенчиком пушистым имитируем движение
Вытрем руки очень быстро. Вытирания рук.
В-ль: - Молодцы, а вы пробовали виноград? Какой он на вкус?
(вкусный, сладкий).
- Правильно. Вы сегодня такие молодцы, хорошо потрудились:
Помогли Кеше согреться, отремонтировали машины и подарили свои картины Кеше с виноградом и солнечными зайчиками.
А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями, идите мыть руки и пойдём угощать виноградом Кешу и всех ребят.
(в-ль с детьми уходит из группы).