Работа по сенсорному развитию детей раннего возраста с использованием мобильных тренажеров

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Для формирования зрительного, осязательного, кинестетического восприятия я использую сенсорные тренажеры, которые являются составляющей частью занятий по продуктивной деятельности, развитию речи, по ознакомлению с окружающим. Они (сенсорные тренажеры) могут быть частью интегрированного занятия, в совместной и самостоятельной деятельности детей, как игры и упражнения.

На первом этапе обучения нужны тренажеры с малым количеством пробок, при овладении моторными навыками количество пробок увеличивается.

На втором этапе обучения задачи усложняются, дети учатся соотносить предметы по цвету и форме. Обучение начинается с маленького количества пробок, с последующим их увеличением.

Благодаря развивающим тренажерам осуществляется не только сенсорное развитие — у детей раннего возраста формируется наглядно-образное мышление. Характерной чертой мышления является способность к обобщению. Обобщение первоначально проявляется в действиях с предметами, оно подготавливает обобщение в речи.

Развитие речи является важнейшей задачей интегрированного занятия, составляющей которого предусмотрена работа с тренажерами.

Воспитатель создает эмоционально положительное настроение детского коллектива. Работая с детьми, нужно соблюдать ровный и спокойный тон. Тренажеры подбираются с учетом того, что у детей второго года жизни плохо еще развита речь и они часто не могут объяснить, попросить, высказать отношение, что приводит к конфликтам. Мелкие пособия раздаются детям 1,5 — 2 года, более крупные (с большим количеством крышек) для детей 2,5 — 3 года.

Развитие мелкой моторики руки непосредственно влияет на развитие двигательных (моторных) центров речи. Развивающие тренажеры дают возможность в условиях пребывания в группе раннего возраста не упустить столь ценное время для развития кисти и пальцев детской руки. И чем раньше ребенок начинает работать на сенсорных развивающих тренажерах, тем быстрее происходит психическое развитие ребенка. С их помощью идет также отработка навыков, позволяющих укрепить слабую детскую руку. Каждодневные тренировки, плюс меняющаяся мотивация игровой деятельности подводят плавно ребенка к качественному выполнению заданий и бережному отношению к пособию.

Эти развивающие тренажеры можно использовать как часть занятий и во второй младшей, средней, старшей и даже подготовительной группах, изменяя цели, для чего необходим творческий подход воспитателя, его желание сделать занятие более увлекательным, интересным и познавательным.

ЗАДАЧИ

1. Создание эмоционально положительного настроения.

2. Развитие интереса и побуждение к действиям.

3. Знакомство с сенсорными эталонами:

  • знакомство с разнообразными свойствами предмета: величина (большой, маленький), форма (круг,), цвет;
  • формирование умения чередовать предметы по цвету, размеру.

4. Развитие мелкой моторики руки:

  • формирование умения выполнять действия с предметами (прикрутить, открутить, прилепить, отлепить).

5. Формирование навыка совместного выполнения задания:

  • формирование навыков культурного общения;
  • развитие умения понимать и правильно выполнять задания;

6. Формирование и активизация словаря ребенка:

  • развитие умения рассматривать картинку, называть изображенные на ней предметы, их качества и действия;

7. Развитие восприятия: зрительного, осязательного.

8. Развитие наглядно-действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения.

Программное содержание:

  • Учить называть фрукты и их форму.
  • Учить различать и называть вкусовые качества винограда.
  • Закреплять умение различать цвета (синий, красный, желтый).
  • Развивать мелкую моторику рук под средством пальчиковой гимнастики и мобильных тренажеров.
  • Продолжать знакомить с временами года и сезонными изменениями в природе (весна).
  • Воспитывать желание помогать другим, оказывать посильную помощь.

Материал к занятию:

  • мобильный тренажёр “машины”;
  • многофункциональный тренажёр “солнечные зайчики”;
  • сюжетный тренажёр “виноград”;
  • игрушки: заяц жёлтого цвета, попугай, солнце;
  • муляжи фруктов: апельсин, яблоко, банан, виноград;
  • настоящий виноград.

Методы и приёмы:

1. игровые

- игровая ситуация;

- сюрпризный момент.

2. словесные:

- чтение стихотворных форм;

- рассказ воспитателя;

- объяснение;

- вопросы.

3. наглядные:

- показ предметов;

- показ способа действия;

- использование дидактических пособий.

Словарная работа:

Активизация словаря:

  1. Учить называть фрукты (яблоко, апельсин, виноград).
  2. Учить называть вкусовые качества фруктов (вкусный, сладкий).
  3. Учить называть цвета (красный, желтый, синий), форму предметов (круглая).
  4. Учить называть время года: весна; солнечные зайчики.

Пассивный словарь:

  1. Учить понимать слова воспитателя, возьми, прикрути, покажи и т.д.

Предварительная работа:

  1. Работать на различных мобильных тренажерах (машина, цветы, виноград, многофункциональный и т.д.)
  2. Игра “Чудесный мешочек” с фруктами.
  3. Дидактическая игра “Узнай и назови фрукты на вкус”.
  4. Различные виды пальчиковой гимнастики.

Ход занятия

В-ль: - Ребята посмотрите сколько гостей к нам пришло, давайте с ними поздороваемся.

(Дети здороваются).

- Смотрите-ка и попугайчик Кеша тоже к нам прилетел. (в-ль подходит к игрушке – попугаю, сидящему на подоконнике).

- Кеша здравствуй, мы так рады тебя видеть. Ребята, поздоровайтесь с Кешей (Дети здороваются).

- Ой, да ты весь дрожишь, тебе что холодно? (Подносит игрушку к уху – “шепчет”).

- (В-ль обращается к детям) Знаете, что он мне сказал – ему надоела зима, ему холодно, он хочет на солнышке погреться. (Обращается к Кеше), но зима уже кончилась.

- Ребята какое сейчас время года?

Дети: - Весна.

В-ль: - Правильно, весной солнышко греет все теплее и теплее. Потерпи, Кеша немного. Мы все ждем тепла, правда, ребята?

Дети: - Да.

Кеша - А мне сейчас хочется! Я слышал, у солнышка друзья есть – солнечные зайчики, вот бы с ними подружиться, они бы меня грели.

В-ль: - А как же нам найти солнечных зайчиков? Что надо сделать?

Дети: - Они солнышка друзья, надо ему показать зеркальце, они и появятся.

В-ль: - Тогда поехали солнышко искать, а чтобы быстрее было давайте, садиться в машины! Вот они! (показывает мобильные тренажеры “Машины”). слайд №1

Ой, да ведь у них же колес нет, как же мы поедем? Давайте ремонтировать.

Какого цвета машины?

В-ль: - Посмотрите, какие у меня есть колеса (показывает пробки). Только надо правильно колеса прикрутить, а то они не поедут, колеса должны быть такого же цвета, как и машины. Какие колеса сделаем у красной машины.

Дети: - Красные.

В-ль: - А какие колеса у этой машины? (показывает зелёную машину).

Дети: - зелёные

В-ль: - Что же есть у нас ребята? (Машины).

- А чего же у них нет? (Колес).

(Дети прикручивают колеса.) слайд №2

“На этих мы машинах
Поедим далеко,
Прикрутим лишь колеса
Умело и легко.
Цвет им нужный подобрали
И прикручивать их стали”.

- Молодцы, все правильно сделали. Красной машине прикрутили, какого цвета колеса?

Дети: - Красные.

В-ль: - А зелёной?

Дети: - зелёные.

В-ль: - Мне ответьте на вопрос. Что за форма у колес?

Дети: - Круглая.

В-ль: - Давайте покажем пальчиком, какая форма у колес.

(Дети в воздухе описывают круг; называют “круглая”).

- Давайте садиться в машины.

(Дети выбирают рули соответствующего цвета).

- Поехали и Кеша с нами. (Дети двигаются по группе, держа друг друга за руки).

В-ль:

Качу, лечу во весь опор,
Я сам – шофер,
Я сам – мотор,
Нажимаю на педаль
И машина мчится в даль.

(В-ль с детьми “подъезжает” к игрушке солнцу).

В-ль: - Здравствуй солнце ясное, Теплое прекрасное.

Мы к тебе пришли, чтобы ты нам помогло, наш   попугайчик Кеша замерз, а у тебя друзья есть солнечные зайчики, они помогут Кеше согреться.

Солнце: - Хорошо, я вам помогу, а вы знаете, что надо сделать, чтобы появились солнечные зайчики.

В-ль: - Ребята, что же надо сделать?

Дети: - Показать солнышку зеркальце.

В-ль: - Правильно.

(В-ль с детьми показывает солнышку зеркало. Появляется игрушка – желтый зайчик).

Зайчик: - Здравствуйте.

В-ль: - Здравствуй. Ты кто? И почему ты желтый?

Зайчик: - Я солнечный зайчик.

В-ль: - Ребята, как вы думаете, почему солнечный зайчик желтый?

Дети: - Он такого же цвета, как и солнышко.

В-ль: - Молодцы.

Зайчик, помоги Кеше, позови своих друзей, солнечных зайчиков.

Зайчик: - Конечно, только вот беда разбежались они.

(В-ль: достает тренажер пробочный).

- Помогите их вернуть, тогда я Кеше отдам эту картину и у него всегда будут свои солнечные зайчики.

В-ль: - Ребятки, давайте возьмём наших помощников – пробки и всё исправим.

- Какого цвета нам понадобятся пробки?

Дети: - Жёлтые.

В-ль: - Правильно, а почему?

Дети: - Они такого же цвета, как и солнышко. Слайд №3

(Дети выбирают жёлтые пробки и прикручивают их к тренажёру)

В-ль читает стихотворение:

Мы солнечные зайчики – озорной народ;
Мы с солнышком, мы с солнышком
Водим хоровод! Слайд №4

В-ль: - Молодцы, здорово у нас получилось!

Теперь, Кеша, тебе всегда будет тепло и светло.

- Давайте поблагодарим солнечного зайчика.

Дети: - Спасибо.

Зайчик: - А теперь, ребятки, поиграйте со мной

Вышло солнце из-за тучки Дети поднимают руки вверх и тянутся
Мы к нему протянем ручки
И поманим пальчиком Солнечного зайчика действуют согласно текста
Выходи к нам, зайка, зовут “руками”
С нами поиграй-ка
Покружись кружатся
Попрыгай, прыгают
Ножками подрыгай топают ногами
А когда устанем, приседание
То прощаться станем
Ты нам обещай, дружок, машут рукой, прощаются.
Прилететь ещё разок.

В-ль: - Ну, вот, с солнечным зайчиком попрощались, теперь ты доволен, Кеша?

Кеша: - Да, мне тепло. Только от таких прогулок я есть захотел.

В-ль: - А что же ты любишь есть? Фрукты?

Кеша: - Да, больше всего я люблю виноград.

(в-ль подходит к столу на котором лежит мешочек с муляжами фруктов).

- Вот есть у меня фрукты, давайте будем искать

(проводится игра “Чудесный мешочек”, игра продолжается пока не достанут виноград).

В-ль: - Посмотрите, какого цвета ягоды у винограда?

(синие)

- А какой формы?

Дети: (круглой)

В-ль: - Давайте покажем пальчиком, какой формы ягодки у винограда.

(Дети в воздухе рисуют круг)

- Кеша, хочешь мы с ребятами сделаем тебе подарок – картину с виноградом? И ты сможешь любоваться своим любимым фруктом и вспоминать нашу прогулку?

Кеша: - Конечно, хочу.

В-ль: - Ребята, поможете мне?

- Вот у меня уже веточка нарисована, осталось только ягодки сделать.

- Какого цвета ягоды у винограда сделаем?

Дети: - синего.

В-ль: - Где наши помощники – пробки. Слайд №5

- Выбирайте синие пробки и прикручивайте их на места.

(Дети прикручивают пробки, а воспитатель читает текст)

- Ягод синих хоть и много,
Не нужна ничья подмога,
Прикрутили мы умело –
Это нам знакомо дело.

(Дети показывают Кеше свою работу) слайд №6

Кеша: - Я так рад, что у меня будет свой виноград.

В-ль: - Ребята, а у меня для вас тоже есть подарок, смотрите, что я вам принесла.

(Достаёт кисть настоящего винограда)

- Я вас обязательно угощу, только есть грязными руками нельзя, давайте покажем Кеше, как надо мыть руки, повторяйте за мной:

Ой, вода, вода, вода имитация мыть рук
Будем чистыми всегда,
Брызги вправо, брызги влево встряхиваем руки
Мокрым стало наше тело,
Полотенчиком пушистым имитируем движение
Вытрем руки очень быстро. Вытирания рук.

В-ль: - Молодцы, а вы пробовали виноград? Какой он на вкус?

(вкусный, сладкий).

- Правильно. Вы сегодня такие молодцы, хорошо потрудились:

Помогли Кеше согреться, отремонтировали машины и подарили свои картины Кеше с виноградом и солнечными зайчиками.

А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями, идите мыть руки и пойдём угощать виноградом Кешу и всех ребят.

(в-ль с детьми уходит из группы).