Правописание корней с чередующимися гласными

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (269 кБ)


Тип урока: объяснение нового материала.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с условиями употребления в слове гласных О-А в корнях -лаг-, -лож-;
  • развивать аналитические способности учащихся, навыки самоконтроля, умение систематизировать и обобщать языковой материал.
  • воспитывать внимание, уважительное отношение к мнению других людей, любовь к русскому языку.

Материал:Русский язык (учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, Москва “Просвещение”, 2007. Авторы: Г.А.Ладыженская, М.Т.Баранов).

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, раздаточные материалы.

Ход урока

I. Организация начала урока.

Вступительное слово учителя.

Начинаем наш урок.
Очень хочется, чтоб впрок
Он пошёл вам, и тогда
Будем грамотны всегда.

II. Актуализация знаний.

- Мы сегодня с вами в гостях в стране Орфографии. В начале урока проведём словарно-орфографическую разминку и повторим изученные вами некоторые орфограммы. Я произнесу вам словосочетания, а вы выразите это понятие одним словом с приставкой на з и с и объясните правописание этого слова. Слайды 2-3.

1. Сообщение о чём-либо (Известие).

2. Молчание, полная тишина (Безмолвие).

3. Проверочный опрос, экзамен (Испытание).

4. Место, где начинается водный источник (Исток).

5. Лишённый смысла (Бессмысленный).

6. Никогда не умирающий (Бессмертный).

7. Небольшое художественное произведение в прозе (Рассказ).

8. Беседа (Разговор).

III. Работа с новым материалом.

1. Постановка проблемы.

- Посмотрите на экран. Что изображено на экране? (Графическое изображение морфем). Слайд4.

- Можно ли составить слово по данной схеме? (Нет)

- Почему? Какая морфема отсутствует? (Корень)

- А где же корень? Корень (Корней Корнеевич) со своей внучкой Орфограммушкой ждёт нас в своём доме и приглашает всех в гости. Слайд 5.

- О какой морфеме мы сегодня будем говорить? (Сегодня мы будем работать с орфограммой в корне).

2. Сообщение темы.

- Внимательно посмотрите на экран. Прочитайте слова.(Предлагать – предложить). Слайд 6.

- Выделите у этих глаголов корни.

- Что общего у этих слов? (Одинаковые корни, т.е. они однокоренные).

- В чём их разница? (Гласные в корне разные)

- Как называется такая замена? (Называется чередованием).

- Кто из вас догадался, о чём мы сегодня будем говорить? Какую тему будем изучать? (Буквы О и А в корне –лаг-, -лож-).

3. Сообщение цели. Слайд7.

- Как вы думаете, чему мы должны научиться сегодня на уроке? Что должны знать? Что должны уметь? (Ответы учащихся)

- Мы научимся определять, какую гласную нужно писать в корне –лаг- и -лож-.

- Запишите число и тему нашего урока.

4. Определение закономерности в написании корней –лаг-, -лож-.

Слайд 8.

Внимательно прочитайте слова в столбиках. Укажите условие написания букв А-О в корнях. Сделайте вывод о правописании слов с чередующимися гласными А-О в корнях –лаг-, -лож-.

Положить полагать
Приложить прилагать
Сложить слагаемое
Положение прилагательное
Изложение излагать
Предложение предлагать

 - Поставьте ударения к словам.

- Выделите корни.

- Сравните написание корней слов в первом и втором столбиках.

- Сделайте вывод.

(В корне -лаг- , -лож- в безударном положении буква а пишется, если за корнем следует суффикс – а -, буква о пишется, если за корнем нет суффикса -а-).

- Ещё очень легко запоминается вот так: букваа пишется перед г, буква о пишется перед ж).

- Откройте учебник на странице .... Прочитайте правило.

VI. Закрепление нового материала.

- Ребята, мы с вами в гостях у Корнея Корнеевича с Орфограммушкой. Какие гостинцы они нам приготовили? Давайте посмотрим.

1. Первое задание Корнея Корнеевича с Орфограммушкой . Выпишите слова на изучаемую орфограмму в столбик. Выделите корень. Слайды 9-10.

1. Кто ясно мыслит, тот ясно изл...гает.

2. Чужую беду руками разведу, а к своей ума не прол...жу.

3. Если сл...жить все ошибки умного, получится гора.

4. Отработав, что пол...гается, съешь, что причитается.

5. Ум заключается не только в знании, но и в умении прил...гать знание на деле.

6. Где мысль ясна, там ясно изл...женье, там нужные слова придут без затрудненья.

- Как вы понимаете пословицу 5?

- Проверьте правильность ответов.

2. Посмотрим второе задание Корнея Корнеевича и его внучки Орфограммушки. Слайды 11-12.

Запишите слова. Графически объясните орфограмму, т.е. выделите корень. Найдите третье лишнее, объясните.

Ул...жить, сл...жить, изл...гать.

Пол...гать, предпол...гать, пол...жить.

Распол...гать, предл...гать, сл...жение.

Изл...жить, прил...жение, прил...гательное.

Возл...гать, предл...жение, изл...гать.

3. Физкультминутка.

На болоте две подружки, две зелёные лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям физкультпривет.

4. Работа с учебником. Слайд 13.

Выполнение упражнений.

5. Тестовые задания. Слайды 14-15.

Корней Корнеевич и Орфограммушка составили нам тестовые задания. Перед вами лежат листочки, достаньте их. Попробуем решить тесты.

Тест

1.Найдите ряд слов, в котором во всех словах на месте пропуска следует вставить букву О:

а) предл...жение, н...дстроить;

б) прил...гательное, з...работать;

в) изл...жение; ...тдать;

г) перел...гать, д...ехать.

2. Найдите ряд слов, в котором во всех словах на месте пропуска следует вставить букву А:

а) распол...жение, з...растающий;

б) вл...жить; с...беру;

в) прил...гать, ...тходить;

г) пол...гаться, з...ходить.

3. Найдите слово, в котором на месте пропуска следует написать букву О:

а) изл...гать;

б) изл...жение;

в) сл...гать;

г) предл...гаемый.

4. Найдите слово, в котором допущена ошибка:

а) возложить;

б) излажение;

в) перелагать;

г) положение.

5. Найдите слово, которое написано без ошибки:

а) улажить;

б) излагать;

в) распалогаться;

г) отлажить.

6. Самостоятельная работа.

Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Выделите корни сегодня изученных орфограмм.

Вариант I.

Предл...гать ничью, прил...жение к журналу, зал...жить фундамент, популярное изл...жение, изл...гать грамотно, возл...гать ответственность, ул...житься в секунды, рационализаторское предл...жение, распол...гаться группами, разл...жить костёр.

Вариант II.

Пол...жительный герой, рапол...гающая улыбка, дружескоераспол...жение, сл...гаемые успеха, отл...жить визит, независимое пол..жение, изл...гать программу, предл...гать план, строить предпол...жение, пол...гаться на коллектив.

7.Следующее задание Корнея Корнеевича и Орфограммушки. Слайды 17-18.

От данных глаголов с помощью суффикса -ени- образуйте новое слово. Какой частью речи является полученное слово?

Излагать - изложение

Предлагать – предложение

Располагать – расположение

Слагать – сложение

Прилагать – приложение

8. Объяснительный диктант:

Излагать содержание, полагаться на друзей, предлагать решение, прилагать усилия, простое предложение, положение дел, расположиться на отдых, возлагать на помощников.

9. Игра от Орфограммушки. Орфограммушкаочень любит играть в разные игры. Сегодня она приготовила для вас очень интересную игру. Игра называется “Составь слово”. Слайд 19.

Взять у слов:

  • предутренний – приставку;
  • поговорить – приставку;
  • сл...гаемое – корень;
  • решать – суффикс;
  • писал – суффикс прошедшего времени;
  • собирала – окончание (предполагала).

VII. Обобщение. 1. Подведение итога. Слайды 20-21.

- Что нового узнали на уроке?

- От чего зависит написание О-А в корнях -лаг-, лож-?

2. Домашнее задание: составьте предложения со словами на -лаг-, -лож-.

VIII. Выставление оценок.