Цель: сформировать умение записывать и читать дроби, изображать их точками на координатной прямой.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Оборудование: компьютер, проектор.
Дидактическое обеспечение урока: презентация Power Point, рабочие тетради с печатной основой (РТ).
Ход урока
I. Организационный момент.
Сообщение темы и постановка целей урока. (Слайд 2)
Учитель сообщает также, что помогать на уроке будет “Умная сова”.
II. Устная работа. (Слайды 3-6)
1. Запишите, какую часть всех фигур составляют: а) одна любая фигура, б) круги, в) квадраты, г) треугольники?
2. Какая часть фигуры закрашена?
3. Определите, какая часть фигуры закрашена серым цветом. Постарайтесь дать несколько вариантов ответа.
4. Прочитайте дроби.
III. Математический диктант. (Слайды 7-9)
Учитель проговаривает все задания, затем учащиеся обмениваются тетрадями и выполняют проверку, используя слайды 8-9. (Критерии оценивания: 6 заданий - “5”, 5 заданий – “4”, 4-3 задания – “3”.)
(Задания 1, 5, 6 – общие, задания 2-4 – по вариантам).
- Запишите дроби: две третьих, одиннадцать двенадцатых, семь пятых, одна сотая, пятнадцать шестых, восемь седьмых, двадцать три сотые, девять девятых.
- Какие из этих дробей являются правильными (неправильными)?
- Запишите три правильные (неправильные) дроби со знаменателем 7.
- Запишите три неправильные (правильные) дроби с числителем 5.
- Запишите дробь, числитель которой на 5 единиц меньше знаменателя.
- Запишите дробь, знаменатель которой в 3 раза больше числителя.
IV. Формирование умений и навыков.
1. Подготовительный этап к формированию нового умения. (Слайды 10-12)
- Как отпилить части от бревна?
- РТ часть 1, № 85. Запишите с помощью дроби, какая часть отрезка выделена синим цветом.
Выполняя данное задание, учащиеся опираются на смысл дроби: знаменатель показывает, на сколько равных частей разделили отрезок, а числитель показывает, сколько таких частей взяли.
- У. № 747 (выполняется учащимися на доске).
- У. 748 (выполняют самостоятельно с последующей проверкой). (Слайд 12)
2. Изображение дробей точками на координатной прямой. (Слайды 13-17)
- Отметьте на координатном луче мигающую точку.
- Найдите координаты точек.
- РТ часть 1, № 94, 95, 98. (Слайд 18)
№ 94. Надпишите над каждой отмеченной точкой соответствующую дробь.
№ 95. Отметьте на координатной прямой точки, соответствующие указанным дробям.
№ 98. Отметьте на координатной прямой число 1.
- Физкультминутка. (Слайды 19-22)
-У. № 749 (устно), 750. (Слайд 23)
- Самостоятельная работа. (Слайд 24)
Даны точки… Какие из них расположены правее (левее) 1?
V. Итог урока.
Обобщается способ построения точки с данной координатой и еще раз обсуждается вопрос о выборе единичного отрезка, удобного для построения указанных дробей.
VI. Домашнее задание. (Слайд 25)
П. 8.2. № 751, 752, 761, 765.