Занятие по развитию речи и формированию коммуникативных умений

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Формирование  коммуникативных умений у детей с ОВЗ VIII вида посредством игровых  технологий.

Задачи:

  • Закрепить представления о видах, деталях и назначении предметов мебели.
  • Коррегировать грамматический строй речи через обозначение пространственного расположения предметов.
  • Воспитывать умение работать в паре.

Оборудование:

  • Демонстрационный материал: картинка «4-й лишний», картинки – предметы мебели, план-схема описания предметов мебели, план-схема расстановки мебели.
  • Раздаточный материал: мебель кухонная и для спальни, картонные заготовки-комнаты, разрезные картинки из 2-х частей – кухня, спальня.

Организационный момент

1. Приветствие детей

2. Артикуляционная гимнастика:

– На кроватке мы поспали («лопаточка»),
Вещи в шкаф уже убрали («язычок лопаточка вверх-вниз между губами и зубами»),
За стол все сели
Всё варенье съели («вкусное варенье»).

3. «4-й лишний». Посмотрите внимательно на изображение предметов, какой здесь лишний. Почему? Как одним словом назвать предметы? (мебель). Зачем нужны кровать, шкаф, стол?

4. Проблемная ситуация: Эля переехала в новый дом, комнаты пустые. Чего не хватает в комнатах? Эля не знает, какую мебель выбрать. Поможем?

Основная часть

1. Назначение предметов мебели

– Назовите предметы мебели, на которой можно:

  • Лежать
  • Сидеть
  • Куда ставим посуду, книги
  • Куда кладём, вешаем одежду

2. Дидактическая игра «Вопрос-ответ»

С лицевой стороны доски план-схема описания предмета мебели, с обратной стороны картинка с изображением предмета мебели, она детям не видна. Вызывается один ребёнок, он встаёт так, чтобы ему была видна картинка и отвечает на вопросы, заданные  остальными детьми по плану-схеме о предмете мебели. Дети должны догадаться, что за предмет мебели изображён на картинке.

– Из каких частей состоит предмет мебели? Ответ: ножки, сиденье, спинка

– Для чего нужен? Ответ: на нем сидят. Что это?

– Я думаю, что это – стул.

– Правильно, на картинке изображён стул

Динамическая пауза

Я называю предметы мебели, если услышите слово «стол», то подпрыгните, если «стул», то хлопните.

Работа парами

– Сейчас вы будете расставлять мебель в комнатах. Есть кухня и спальня. Работать будете парами. Возьмите каждый по половинке картинки и найдите свою пару, чтобы получилась целая картинка. Посмотрим, кому, какая мебель достанется: мебель для кухни или мебель для спальни.

– Один ребёнок будет, анализируя  план-схему давать указания, какой предмет мебели взять и куда поставить. Другой ребёнок будет выполнять инструкции по расстановке мебели.

Например, возьми шкаф для посуды и поставь его в правый верхний угол, стол посередине комнаты, около стола два стула.

– Анализ точности выполнения задания: Описание расположения мебели в комнате.

 Дидактическая игра «Зарисуй подарок»

Эле очень понравилось, как вы обставили ей комнаты. Она хочет с вами поиграть.

Пальчиковая гимнастика: «Стол», «Стул»

– Эля вам подарит подарки, покажет каждому отдельно подарок: какой-либо предмет мебели, а вы его зарисуете. Потом проверим, правильно ли вы запомнили, что нужно нарисовать. Что тебе подарила Эля?

Итог: кому и как мы сегодня помогли?