Цель: Формирование коммуникативных умений у детей с ОВЗ VIII вида посредством игровых технологий.
Задачи:
- Закрепить представления о видах, деталях и назначении предметов мебели.
- Коррегировать грамматический строй речи через обозначение пространственного расположения предметов.
- Воспитывать умение работать в паре.
Оборудование:
- Демонстрационный материал: картинка «4-й лишний», картинки – предметы мебели, план-схема описания предметов мебели, план-схема расстановки мебели.
- Раздаточный материал: мебель кухонная и для спальни, картонные заготовки-комнаты, разрезные картинки из 2-х частей – кухня, спальня.
Организационный момент
1. Приветствие детей
2. Артикуляционная гимнастика:
– На кроватке мы поспали («лопаточка»),
Вещи в шкаф уже убрали («язычок лопаточка вверх-вниз между губами и зубами»),
За стол все сели
Всё варенье съели («вкусное варенье»).
3. «4-й лишний». Посмотрите внимательно на изображение предметов, какой здесь лишний. Почему? Как одним словом назвать предметы? (мебель). Зачем нужны кровать, шкаф, стол?
4. Проблемная ситуация: Эля переехала в новый дом, комнаты пустые. Чего не хватает в комнатах? Эля не знает, какую мебель выбрать. Поможем?
Основная часть
1. Назначение предметов мебели
– Назовите предметы мебели, на которой можно:
- Лежать
- Сидеть
- Куда ставим посуду, книги
- Куда кладём, вешаем одежду
2. Дидактическая игра «Вопрос-ответ»
С лицевой стороны доски план-схема описания предмета мебели, с обратной стороны картинка с изображением предмета мебели, она детям не видна. Вызывается один ребёнок, он встаёт так, чтобы ему была видна картинка и отвечает на вопросы, заданные остальными детьми по плану-схеме о предмете мебели. Дети должны догадаться, что за предмет мебели изображён на картинке.
– Из каких частей состоит предмет мебели? Ответ: ножки, сиденье, спинка
– Для чего нужен? Ответ: на нем сидят. Что это?
– Я думаю, что это – стул.
– Правильно, на картинке изображён стул
Динамическая пауза
Я называю предметы мебели, если услышите слово «стол», то подпрыгните, если «стул», то хлопните.
Работа парами
– Сейчас вы будете расставлять мебель в комнатах. Есть кухня и спальня. Работать будете парами. Возьмите каждый по половинке картинки и найдите свою пару, чтобы получилась целая картинка. Посмотрим, кому, какая мебель достанется: мебель для кухни или мебель для спальни.
– Один ребёнок будет, анализируя план-схему давать указания, какой предмет мебели взять и куда поставить. Другой ребёнок будет выполнять инструкции по расстановке мебели.
Например, возьми шкаф для посуды и поставь его в правый верхний угол, стол посередине комнаты, около стола два стула.
– Анализ точности выполнения задания: Описание расположения мебели в комнате.
Дидактическая игра «Зарисуй подарок»
Эле очень понравилось, как вы обставили ей комнаты. Она хочет с вами поиграть.
Пальчиковая гимнастика: «Стол», «Стул»
– Эля вам подарит подарки, покажет каждому отдельно подарок: какой-либо предмет мебели, а вы его зарисуете. Потом проверим, правильно ли вы запомнили, что нужно нарисовать. Что тебе подарила Эля?
Итог: кому и как мы сегодня помогли?