Цели: Показать значение воды для всего живого. Формировать представление о некоторых свойствах воды: жидкость без вкуса, цвета. Запаха и формы; текучее, может разливаться, её можно вылить, налить, перелить, разлить.
Оборудование и материалы: У воспитателя стеклянная банка с водой, пустой стакан, банка с молоком, лист чистой белой бумаги, кубик, стаканчики, шарик, подносы, картинки с изображением морских животных и рыб.
Используется вид детской деятельности: Экспериментирование.
Место проведения: Групповое помещение.
Детская литература: Загадки, стихи.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку: «Без чего нам не умыться, не напиться?» (Без воды).
– Правильно. А для чего нам ещё нужна вода? (Чтобы купаться, стирать, мыть посуду, готовить кушать, поливать растения).
– Молодцы ребята. Без воды, оказывается не может прожить ни кто.
Воспитатель загадывает загадки и предлагает найти отгадку на картинках.
Не кузнец, а с клещами (рак);
Вильнет хвостом туда-сюда, и нет её, и нет следа (рыба);
Через море – океан плывёт чудо – великан;
Прячет ус во рту, растянулся на версту (кит).
Воспитатель спрашивает у детей, что объединяет рыбу, рака и кита? (среда обитания – все они живут в воде).
Обобщив ответы детей, воспитатель говорит о том, что вода нужна не только человеку, но и всему живому на земле. Без воды нет жизни. Для рыб, некоторых растений и животных вода – это средство обитания. Все растения и животные без воды погибнут.
Воспитатель задаёт вопрос: Что такое вода? (Это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что – нибудь, вылить, перелить из одного сосуда в другой).
Воспитатель наливает, переливает воду из банки в стакан, дети делают то же самое, убеждаясь в том, что вода – это жидкость, её можно наливать, переливать.
Далее воспитатель ставит перед детьми познавательные задачи, которые они решают в ходе проведения опытов.
Есть ли у воды форма?
Воспитатель предлагает детям рассмотреть форму предметов (кубик, шар).
Воспитатель: Если кубиком постучать по столу, а шарик прокатить, изменят ли они свою форму? (Нет). А вода? Если мы нальём воду в кубик, что с ней произойдёт? (Она примет форму кубика). А если воду налить в банку? (Она примет форму банки).
Дети наливают воду в емкости различной формы и говорят, что наблюдают при этом. Вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в которую её наливают.
Вывод: Вода формы не имеет.
Имеет ли вода цвет, вкус, запах?
Воспитатель ставит на стол стакан с водой и банку с молоком, рядом кладёт лист чистой белой бумаги. Какого цвета молоко и бумага? (Белого). А вода? Можно ли про воду сказать, что она белого цвета? (Нет). Есть ли цвет у воды? (Нет, вода бесцветная).
Воспитатель предлагает понюхать воду и ответить на вопрос: Пахнет ли вода чем – нибудь? (Нет, вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха). А теперь попробуем воду на вкус. Какая она? Сладкая? Горькая? Кислая? Саленная? (Вода без вкуса, она безвкусная).
Вывод: Вода – это жидкость, не имеющая ни форму, ни цвета, ни запаха, ни вкуса.
Воспитатель предлагает послушать детям стихотворение о воде.
Мы в стакан воды налили,
Опыт провели удачный!
Мы с тобой установили –
Чистая вода – прозрачна!
Воспитатель предлагает поиграть детям в интересную игру: «Ходят капельки по кругу».
Но для этого нам нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь).
Воспитатель произносит волшебные слова, игра начинается.
Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка).
Капельки прыгают, разбегаются, танцуют.
Мама Тучка показывает, что им делать.
Полетели капельки на землю……….. попрыгаем, поиграем.
Скучно им стало поодиночке прыгать
Собрались они вместе, и потекли маленькими, весёлыми ручейками. (Капельки составляют ручей, взявшись за руки).
Встретились ручейки и стали большой рекой.
Воспитатель предлагает детям вспомнить стихи, пословицы, загадки о воде.
Примерный перечень:
Загадки:
Меня ждали,
Меня звали,
Показался – убежали (дождь)С неба – звездой, в ладошку водой. (снежинка).
Стихи:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает
Лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею я Вам доложить:
Без неё нам не прожить* * *
По утрам и вечерам
Открываю в ванной кран.
Я воды не пожалею –
Уши вымою и шею
Пусть течёт водица-
Я хочу умыться!
Пословицы:
- «Много снега – много хлеба»
- «Чище мойся – воды не бойся»
- «Вода с гор потекла – весну принесла»
Воспитатель благодарит за активное участие на занятии.