Цель: обучение различению звуков [з]- [зь] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях, правильному обозначению их на письме.
Задачи:
Дидактические:
- Учить различать звуки з-зь, оппозиционные по твёрдости – мягкости.
- Учить соотнесению звуков з–зь с буквами Зз, познакомить с нормами артикуляции з–зь.
Коррекционные:
- Развивать фонематическое восприятие на основе упражнений в выделении звуков з-зь;
- Формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза; предупреждать ошибки, связанные с зеркальным написанием букв.
- Обогащать словарный запас слов со звуками з, зь.
Воспитательные:
- Воспитывать умение сотрудничать, соблюдать правила работы в паре.
- Воспитывать умение сопереживать, помогать другим.
Оборудование: Звуковые сигналы, кассы, зеркала, бобы и кусочки ткани на каждого ребёнка, презентация, заглавная и прописная буквы Зз на каждого.
Ход занятия
Орг. момент:
психологический настрой – пожелание успеха:
Соединяют пальчики:
Желаю успеха большого всегда и везде, удачи тебе на занятии!
I. Правило занятий:
На занятии наши глазки смотрят и всё видят,
Ушки слушают и всё слышат,
Голова хорошо думает.
– Кто готов заниматься по правилу?
Пользуясь нашим правилом, назовите предметы и выделите из названий 2 звук и сложите слово(СЛАЙД 2 )
- Школа – к
- Роза – о
- Змея -м
- Шар – а
- Крокодил – р
– какое слово получилось? Как назовём его ласково? (комарик) (СЛАЙД 3 – комар)
«Вдруг откуда-то летит наш герой – комарик.
И в руках его горит маленький фонарик.»
А какую песенку он поёт? З-З-З-З…(хором)
Он прилетел не один (СЛАЙД 4 )
«Вылетает из бельишка и малыш наш, комаришка.»
Он поёт нежную песенку: ЗЬ – ЗЬ –Зь…(хором)
– Какой звук услышали в песне комара? Комаришки?
Сформулируйте тему занятия, определите цели…
II. Сравним звуки з, зь по артикуляции.
Зеркала – з. Что делают губы, где находится язык? Какая воздушная струя? (СЛАЙД 5 – графическое обозначение З)
Зь – что делают губы, где находится язык? Какая воздушная струя? (губы, язык больше напряжены) (СЛАЙД 6 – графическое обозначение ЗЬ)
Характеристика – отличие [з] –[зь]. Обозначьте сигналами.
Какой буквой обозначим? Куда смотрит? На что похожа З? (СЛАЙД 7) «Внимательно ты посмотри, ну, совсем как цифра 3. Только с цифрами, друзья, буквы путать нам нельзя».
Изобразим руками (СЛАЙД 8 )
«Четыре пальца полукругом
Ровно встали друг за другом.
Большие прямо мы оставим
И влево вместе их направим…»
III. Пропедевтика зеркального написания буквы З.
Карточка:
Подчеркните буквы З, а Е зачеркните:
З З Е Е з е З З Е З е З Е З Е З (СЛАЙД 9 – ПРОВЕРКА - 9 букв)
IV. Дифференциация твёрдых – мягких согласных. Чтение.
(СЛАЙД 10)
Вспомним, с какими гласными дружит З, прочтите слоги комара.
С какими гласными дружит комаришка? А как ещё можно обозначить мягкость З на письме?
З аоуыэ
З яёюие ь
V. Развитие фонематического восприятия.
Телефонный звонок.
«Д. Я слушаю. Постараемся помочь.»
«Дети, звонила девочка Лиза. Она тоже собиралась на занятие, но пока собиралась, её любимый кот Мурзик (СЛАЙД 11 – КОТ) попал в страну Зазеркалье. Как вы считаете, надо помочь Лизе – выручить Мурзика?
А комар и комаришка расскажут. как нам попасть в эту страну. Для этого надо выполнить задание. Готовы?
Покажите боб. Если услышите звук комара – з, ткань – если услышите звук комаришки – зь.
За, зе, зё, зи, зю,зы,
Зима, зубы, композитор, зяблик.
Закрыли глаза: возьми, пролезли, зеркало.
Открыли, язык прикусан: зазеленел, зазвонил, заморозил.
Итоги: апплодисменты – если выполнили правильно.
VI. Развитие внимания, памяти:
Молодцы! С заданием справились, быстрее бежим в страну Зазеркалье.
Стоя – бегут. Сели, глаза закрыли. На столах меняю тетради, пеналы.
Мы в Зазеркалье. Что изменилось?
Поможем Лизе – выручим Мурзика, выполнив задания.
Покажем рукописные буквы комара и комаришки. (СЛАЙД 12 – БУКВЫ Зз – прописываем в воздухе под счёт)
Открыли тетради. Запишите букву З, если в названии услышите нужный звук. Подчеркните з –синим, если твёрдо. Зелёным – если мягко.
Как пишем названия городов, а если з - в середине слова?
Загорск, Белозерск, Череповец, Зубцов, Ижевск, Рязань, Сокол, Грозный, Златоуст, Емецк, Фрунзе, Вильнюс, Пенза.
Проверка – (чтение, объяснение написания) Какие города запомнили?
VII. Справились с заданием, комар и комаришка говорят, чтоб дальше помогать Лизе и Мурзику, выполним зарядку:
Каждый день по утрам делаем зарядку.
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать, руки поднимать.
Приседать, вставать, прыгать и скакать.
Зарядка для глаз – (СЛАЙД 13 )
VIII. Чтоб помочь Лизе и Мурзику, надо поработать в паре.
Ознакомьте наших героев с правилами работы в паре. (СЛАЙД 14 )
Карточка, (СЛАЙД 15) А что надо сделать?
- Зу ма
- ба зон
- зи бы
- за зар
- га мок
Проверка – читают слова, называют, где твёрдо, где мягко.
Дети, а что такое газон?(Словарь – площадка в саду, в парке, засеянная травой, обычно коротко подстриженная)
(СЛАЙД 16 – ГАЗОН)
Развитие мелкой моторики:
1, 2, 3, 4, 5 – вышел дождик погулять.
Шёл неспешно, по привычке.
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке:
– По газону не ходить!
Дождь вздохнул тихонько: «Ох!»
И ушёл, газон засох.
– Почему нельзя ходить по газону?
IX. Развитие навыков звуко-буквенного анализа.
Ребята, к нам кто-то мчится.
«Мчится, что есть духу. Хвост короче уха. Живо угадай-ка. Это….»
(СЛАЙД 17 –ЗАЙКА)
Уж зайка-то знает, где Мурзик, но не скажет, пока не поработаем по цифровому ряду.
Место буквы З (заглавная, прописная), дифференциация звуков – з, зь.
Зоя, Лиза, хозяйка, Тереза, Зина.
Итоги выполнения – апплодисменты.
– Какое слово лишнее? Кто такая хозяйка? (СХЕМА СЛОВА)
X. Развитие навыка анализа и синтеза предложений.
Зайка – большой зазнайка, он говорит, что, если выполните последнее задание, то он скажет, где Мурзик.
Возьмите карточки, скреплённые скрепкой. Что надо сделать? Работа в паре.
У …ои бу…ина в кор…ине. (вставляют буквы, составляют предложение) В каких словах услышали [з], а где [зь]?
Проверка – (СЛАЙД18 - какое слово записали с заглавной З, почему?) Итоги выполнения.
А что такое бузина? (СЛАЙД 18 - ввод)
Расскажем, как скороговорку.
Появился Мурзик (СЛАЙД 19).
Возвращаемся из Зазеркалья – стоя, бегом. Возвращаем всё на столах на своё место.
XI. Итоги.
Дети, Лиза говорит вам спасибо за то, что освободили Мурзика и дарит вам подарок - портрет Мурзика, но в подписи пропущена буква з: Мур…ик – вставьте.
– Какие звуки помогли спасти Мурзика?
Какой любимый звук Лизы? Мурзика?