Цели:
- Восполнить пробелы по грамоте.
- Познакомить с согласными звуками [т-т’] и буквой Т.
Задачи:
- дать понятие о согласных звуках;
- закрепление понятий «звук», «буква»;
- развитие фонематических процессов;
- развитие навыков звукобуквенного анализа;
- развитие графомоторных навыков;
- развитие артикуляционного аппарата;
- развитие эмоционально-интонационной стороны речи;
- познакомить с буквой Т;
- развитие связной речи;
- развитие внимания, памяти, мышления, воображения.
Оборудование: мячики-ёжики, игрушки (кот и собака), наглядное пособие «звуковой паспорт», звуковые схемы, цветные магниты, сигнальные кружки, предметные и сюжетные картинки, наглядные образцы печатной и письменной Т, тетради, карандаши, зеркала, буквенный конструктор.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые умения и навыки |
I. Оргмомент 1. Считалочка: 1,2,3,4,5 – мы в ладоши хлопаем, 1,2,3,4,5 – мы ногами топаем, 1,2,3,4,5 – хватит отвлекаться, 1,2,3,4,5 – будем заниматься. |
Выполняют движения, заданные в считалочке. | Цель: создать положительный эмоциональный настрой для включения учащихся в учебный процесс. |
2. Артикуляционная гимнастика: «Окошко», «Качели», «Часики», «Варенье», «Дудочка – Улыбка – Заборчик», «Иголочка», «Чашечка». | Выполняют упражнения перед зеркалами по заданию логопеда. | Цель: развитие, закрепление и подготовка артикуляционной и мелкой моторики к процессу усвоению новых знаний. |
3. Развитие мелкой моторики:
|
Выполняют упражнения по показу, выбранного логопедом, учащегося (обеспечение дифференцированного подхода к учащимся). | |
II. Основная часть 1. Сообщение темы занятия: Выставляются игрушки кота и собачки. – Это Том, а зто – Тяп. Какой одинаковый звук вы услышали в словах? Сегодня мы вместе с Томом и Тяпой будем слушать и произносить звуки т, т’ ; узнаем, как пишется буква Т. |
Определяют звук и самостоятельно озвучивают полным ответом вопрос логопеда (по руке). | Цель: развитие фонематического слуха, актуализация мыслительных процессов: внимания, восприятия, мышления. Создание поисковой ситуации. |
2. Характеристика звуков т,т’ по артикуляционным и акустическим признакам (на доске логопед открывает наглядное пособие – «звуковой паспорт»): – Что делает наш язык, когда мы произносим звуки т, т’ ?Вы чувствуете, как прорывается наружу воздушная струя? Попробуем спеть звуки т, т’. Потяните «ниточку». Положите на горло ладошку и произнесите звуки т, т’. Голосок поёт или спит? Вы догадались, какие это звуки? Каким цветом мы будем обозначать звук т? Почему? Каким цветом будем обозначать звук т’ ? Почему? (Логопед выставляет звуковые схемы и цветными магнитами обозначает звуки т, т’). |
Учащиеся выполняют действия с опорой на «звуковой паспорт» и по показу логопеда, дают ответ полным предложением по руке или выбору логопеда (обеспечение дифференцированного подхода к учащимся): – Язык стучит за верхними зубами, по бугоркам . – Звуки т, т’ не поются. «Ниточка» рвётся. – Голосок спит. – Звуки т, т’ – согласные, глухие. – Звук т мы будем обозначать синим цветом, потому что он твёрдый и звучит крепко и сильно. – Звук т’ мы будем обозначать зелёным цветом, потому что он мягкий и звучит нежно и ласково. |
Цель: развивать умение координировать и сопоставлять свои действия с действиями логопеда, делать определённые логические выводы и правильно вербализировать их. |
3. Развитие фонематического восприятия: – Том и Тяп хотят с вами поиграть. Поднимите синий кружок, если услышите звук т, поднимите зелёный кружок, если услышите звук т’ в слогах: та, тя, ти, ты и т.д. |
Определяют нужный звук и сопоставляют с определённым цветом, поднимая сигнальные кружки. | Цель: развивать умение различать на слух твёрдость и мягкость согласных звуков; формировать навык сопоставления цвета и звука на слух; развивать темп мыслительных операций. |
4. Произношение звуков т, т’ в слогах: – Том и Тяп любят играть в превращалочку-мяч. Я вам бросаю мяч и называю слог с твёрдым звуком т, а вы превращаете его в мягкий звук т’ (та-тя, ты-ти, от-оть и т.д.) |
Ловят мяч, определяют в уме нужный слог и возвращают мяч с правильным проговариванием слога. | Цель: формировать навык чёткого звукопроизношения, удерживания многоступенчатой инструкции, развивать темп мыслительных операций, общую и мелкую моторику, глазомер. |
– Том и Тяп были забияками. Они любили дразниться. Подразнимся вместе с ними: ты-та-ту (грозно, насупившись, низким голосом), тя-те-тю (нежно, ласково), тэ-то-ту (громко, сердито), ать-уть-оть (тоненьким голоском) и т.д. | Повторяют слоговые дорожки за логопедом, имитируя мимику, эмоциональную окраску голоса и интонации (хором, затем по выбору логопеда). | Цель: развивать фонематический слух, формировать навык модулирования своим голосом, интонацией и мимикой. |
5. Произношение звуков т, т’ в словах. Звуковой анализ слов. – Во дворе у Тома и Тяпы живут друзья. Угадайте, кто это? (открыть по-очереди 3 картинки на доске). – Правильно, это утенок ,телёнок, петух. Давайте разберём эти слова по звукам (дети выходят к доске и производят звуковой анализ слов с помощью цветных магнитиков под каждой картинкой). Логопед наблюдает за выполнением задания. – Проверьте правильность выполнения задания, если есть ошибки, исправьте. Дети садятся на места. – Назовите слова, в которых слышим мягкий согласный т’ (утёнок, телёнок), твёрдый согласный звук т (петух). Логопед проверяет вместе с учащимися, если есть ошибки, исправляет. |
Называют друзей и их мам по руке и выбору логопеда. У доски производят звуковой анализ слов (каждому ученику – определённое слово). Самопроверка, коррекция. |
Цель: формировать навык чёткого звукопроизношения, актуализировать словарный запас, развивать фонематическое восприятие, умение и навык звукового анализа слов. |
6. Словообразование. – Том и Тяп вместе с друзьями любят играть в слова. Особенно им нравится называть друг друга ласково. Сейчас мы им поможем. Назовите котёнка ласково (котик, котёночек, котинька, котишко), собачка какая? (лохматенькая, пушистенькая), утёнок (утёночек, утенька) и т.д. |
Придумывают и называют новые слова по руке и по выбору логопеда. | Цель: актуализация и расширение словарного запаса, формировать навык чёткого звукопроизношения. |
7. Физминутка. | Выполняют разные движения животных по желанию детей и показу логопеда. | Цель: снять усталость, напряжение, внести эмоциональный заряд, совершенствовать общую моторику, развивать воображение и внимание. |
8. Произношение звуков т, т’ в предложении. – Однажды собрались вместе Том, Тим и его друзья, и начали фантазировать. Как вы понимаете это слово? (сочинять, выдумывать, придумывать разные истории). Они использовали такие слова: самолёт, автобус, летать, катер, плыть, тормозить, трамвай, доехать, яхта, катать. Выставляются картинки. Учащиеся составляют предложения от лица персонажей. |
Составляют предложение, опираясь на картинки и опорные слова. Проговаривают по цепочке или по руке. | Цель: актуализация словарного запаса, развивать умение программировать и грамматически правильно оформлять предложения, формировать навык чёткого звукопроизношения. |
9. Ознакомление с буквой Т. – Что-то грустные Том и Тяп. Что же случилось? Друзья им подарили интересные книжки, а Том и Тяп не могут их прочитать. – Как вы думаете, почему? – Какую цель мы ставим перед собой? – Какова тема занятия? Начнём с буквы, которую мы слышим в их кличках. Какой один и тот же звук слышится? Какой буквой мы обозначаем звук т? (на доске образец печатной буквы Т). Что вам напоминает буква Т? (молоток, антенну). Нарисуйте в воздухе букву Т на счёт «раз-и два-и». Возьмите буквенный конструктор и выложите букву Т на парте. |
– Они не умеют читать. – Научить Тома и Тима узнавать и писать букву Т. – Согласные звуки т, т’. Буква Т.
Выполняют инструкцию логопеда. |
Цель: организация уточнения и согласовывания темы занятия, использование предметных действий с моделями, фиксация нового способа действия в знаках. |
10. Печатание буквы Т. Сравнение с письменной заглавной буквой Т. Рассматривание печатной буквы: – Сколько элементов? – Опиши элементы буквы Т. – Печатаем букву Т. (на доске – образец письменной заглавной буквы Т). Сравнение печатной и письменной буквы Т: – Чем они отличаются? – Сколько элементов у письменной буквы Т? – Что у них общего? |
– Два элемента. – Одна линия короткая, а другая-длинная. Печатают в тетради.
– Буквы отличаются формами линий. – У письменной буквы 4 элемента. – У печатной Т и у письменной заглавной Т есть верхняя линия. |
Цели:
|
III. Итог занятия. – Назовите тему нашего занятия. – Что вам понравилось? – Какое задание было самым трудным? – Мы со всеми заданиями справились? – Какую цель мы достигли? |
Ответы учащихся. | Цель: развитие оценки и самооценки, формирование умения анализировать свою деятельность и деятельность своих одноклассников. |