Логопедическое групповое занятие по теме "Согласные звуки т, т'. Буква "Т, т"". 1-й класс

Разделы: Логопедия

Класс: 1


Цели:

  • Восполнить пробелы по грамоте.
  • Познакомить с согласными звуками [т-т’] и буквой Т.

Задачи:

  • дать понятие о согласных звуках;
  • закрепление понятий «звук», «буква»;
  • развитие фонематических процессов;
  • развитие навыков звукобуквенного анализа;
  • развитие графомоторных навыков;
  • развитие артикуляционного аппарата;
  • развитие эмоционально-интонационной стороны речи;
  • познакомить с буквой Т;
  • развитие связной речи;
  • развитие внимания, памяти, мышления, воображения.

Оборудование: мячики-ёжики, игрушки (кот и собака), наглядное пособие «звуковой паспорт», звуковые схемы, цветные магниты, сигнальные кружки, предметные и сюжетные картинки, наглядные образцы печатной и письменной Т, тетради, карандаши, зеркала, буквенный конструктор.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения и навыки

I. Оргмомент

1. Считалочка:

1,2,3,4,5 – мы в ладоши хлопаем,

1,2,3,4,5 – мы ногами топаем,

1,2,3,4,5 – хватит отвлекаться,

1,2,3,4,5 – будем заниматься.

Выполняют движения, заданные в считалочке. Цель: создать положительный эмоциональный настрой для включения учащихся в учебный процесс.
2. Артикуляционная гимнастика: «Окошко», «Качели», «Часики», «Варенье», «Дудочка – Улыбка – Заборчик», «Иголочка», «Чашечка». Выполняют упражнения перед зеркалами по заданию логопеда. Цель: развитие, закрепление и подготовка артикуляционной и мелкой моторики к процессу  усвоению новых знаний.

3. Развитие мелкой моторики:

  • мячики-ёжики
  • «Петушок»
  • «Медузы»
  • «Каратэ».
Выполняют упражнения по показу, выбранного логопедом, учащегося (обеспечение дифференцированного подхода к учащимся).  

II. Основная часть

1. Сообщение темы занятия:

Выставляются игрушки кота и собачки.

– Это Том, а зто – Тяп. Какой одинаковый звук вы услышали в словах? Сегодня мы вместе с Томом и Тяпой будем слушать и произносить звуки  т, т’ ;  узнаем, как пишется буква Т.

Определяют звук  и самостоятельно озвучивают полным ответом вопрос логопеда (по руке). Цель: развитие фонематического слуха, актуализация мыслительных процессов: внимания, восприятия, мышления. Создание поисковой ситуации.

2. Характеристика звуков т,т’ по артикуляционным и акустическим признакам (на доске логопед открывает наглядное пособие – «звуковой паспорт»):

– Что делает наш язык, когда мы произносим звуки т, т’ ?Вы чувствуете, как прорывается наружу воздушная струя? Попробуем спеть звуки т, т’. Потяните «ниточку». Положите на горло ладошку и произнесите звуки т, т’. Голосок поёт или спит? Вы догадались, какие это звуки?  Каким цветом мы будем обозначать звук т?  Почему? Каким цветом будем обозначать звук т’ ? Почему?

(Логопед выставляет звуковые схемы и цветными магнитами обозначает звуки   т,  т’).

Учащиеся выполняют действия с опорой на «звуковой паспорт» и по показу логопеда, дают ответ полным предложением по руке или  выбору логопеда (обеспечение дифференцированного подхода к учащимся):

– Язык стучит за верхними зубами, по бугоркам .

– Звуки т, т’ не поются. «Ниточка» рвётся.

– Голосок спит.

– Звуки т, т’ – согласные, глухие.

– Звук  т мы будем обозначать синим цветом, потому что он твёрдый и звучит крепко и сильно.

– Звук  т’ мы будем обозначать зелёным цветом, потому что он мягкий и звучит нежно и ласково.

Цель: развивать умение координировать и сопоставлять  свои действия с действиями  логопеда, делать определённые логические выводы  и правильно вербализировать их.

3. Развитие фонематического восприятия:

– Том и Тяп хотят с вами поиграть. Поднимите синий кружок, если услышите звук т, поднимите зелёный кружок, если услышите звук т’ в слогах: та, тя, ти, ты и т.д.

Определяют нужный звук и сопоставляют с определённым цветом, поднимая сигнальные кружки. Цель: развивать умение различать на слух твёрдость и мягкость согласных звуков; формировать навык сопоставления цвета и звука на слух; развивать темп мыслительных операций.

4. Произношение звуков т, т’ в слогах:

– Том и Тяп любят играть в превращалочку-мяч. Я вам бросаю мяч и называю слог с твёрдым звуком т, а вы превращаете его в мягкий звук т’ (та-тя, ты-ти, от-оть и т.д.)

Ловят мяч, определяют в уме нужный слог и возвращают мяч с правильным проговариванием слога. Цель: формировать навык чёткого звукопроизношения, удерживания многоступенчатой инструкции, развивать темп мыслительных операций, общую и мелкую моторику, глазомер.
– Том и Тяп были забияками. Они любили дразниться. Подразнимся вместе с ними: ты-та-ту (грозно, насупившись, низким голосом), тя-те-тю (нежно, ласково), тэ-то-ту (громко, сердито), ать-уть-оть (тоненьким голоском) и т.д. Повторяют слоговые дорожки за логопедом, имитируя  мимику, эмоциональную окраску голоса и интонации (хором, затем по выбору логопеда). Цель: развивать фонематический слух, формировать навык модулирования своим голосом, интонацией и мимикой.

5. Произношение звуков т, т’ в словах. Звуковой  анализ слов.

– Во дворе у Тома и Тяпы живут друзья. Угадайте, кто это? (открыть по-очереди  3 картинки на доске).

– Правильно, это утенок ,телёнок, петух.                     

Давайте разберём эти слова по звукам

(дети выходят к доске и производят звуковой анализ слов с помощью  цветных магнитиков под каждой картинкой). Логопед наблюдает за выполнением задания.

– Проверьте правильность выполнения задания, если есть ошибки, исправьте.

  Дети садятся на места.

– Назовите слова, в которых слышим мягкий согласный т’ (утёнок, телёнок), твёрдый согласный звук т (петух).

 Логопед проверяет вместе с учащимися, если есть ошибки, исправляет.

Называют друзей и их мам по руке и выбору логопеда. У доски производят звуковой анализ слов (каждому ученику – определённое слово). Самопроверка, коррекция.

Цель: формировать навык чёткого звукопроизношения, актуализировать словарный запас, развивать фонематическое восприятие, умение и навык звукового анализа слов.

6. Словообразование.

– Том и Тяп вместе с друзьями любят играть в слова. Особенно им нравится называть друг друга ласково. Сейчас мы им поможем. Назовите котёнка ласково (котик, котёночек, котинька, котишко), собачка какая? (лохматенькая, пушистенькая), утёнок (утёночек, утенька) и т.д.

Придумывают и называют новые слова по руке и по выбору логопеда. Цель: актуализация и расширение словарного запаса, формировать навык чёткого звукопроизношения.
7. Физминутка. Выполняют разные движения животных по желанию детей и показу логопеда. Цель: снять усталость, напряжение, внести эмоциональный заряд, совершенствовать общую моторику, развивать воображение и внимание.

8. Произношение звуков т, т’ в предложении.

– Однажды собрались вместе Том, Тим и его друзья, и начали фантазировать. Как вы понимаете это слово? (сочинять, выдумывать, придумывать разные истории).

Они использовали такие слова: самолёт, автобус, летать, катер, плыть, тормозить, трамвай, доехать, яхта, катать.

Выставляются картинки. Учащиеся составляют предложения от  лица персонажей.

Составляют предложение, опираясь на картинки и опорные слова. Проговаривают по цепочке или по руке. Цель: актуализация словарного запаса, развивать умение программировать и грамматически правильно оформлять предложения, формировать навык чёткого звукопроизношения.

9. Ознакомление с буквой Т.

– Что-то грустные  Том и Тяп. Что же случилось? Друзья им подарили интересные книжки, а Том и Тяп не могут их прочитать.

– Как вы думаете, почему?

– Какую цель мы ставим перед собой?

– Какова тема занятия?

Начнём с буквы, которую мы слышим в их кличках. Какой один  и тот же звук слышится? Какой буквой  мы обозначаем звук т?  (на доске образец печатной буквы Т). Что вам напоминает буква Т? (молоток, антенну). Нарисуйте в воздухе букву Т на счёт «раз-и два-и». Возьмите буквенный конструктор и выложите букву Т на парте.

– Они не умеют читать.

– Научить Тома и Тима узнавать и писать букву Т.

– Согласные звуки т, т’.  Буква Т.

 

Выполняют инструкцию логопеда.

Цель: организация уточнения и согласовывания темы занятия, использование предметных действий с моделями, фиксация нового способа действия в знаках.

10. Печатание буквы Т. Сравнение с письменной заглавной буквой Т.

Рассматривание печатной буквы:

– Сколько элементов?

– Опиши элементы буквы Т.

– Печатаем букву Т.

(на доске – образец письменной заглавной буквы Т).

Сравнение печатной и письменной буквы Т:

– Чем они отличаются?

– Сколько элементов у письменной буквы Т?

– Что у них общего?

– Два элемента.

– Одна линия короткая, а другая-длинная.

Печатают в тетради.

 

– Буквы отличаются формами линий.

– У письменной буквы 4 элемента.

– У печатной Т и у письменной заглавной Т есть верхняя линия.

Цели:

  • формирование навыка логического мышления,
  • развитие мелкой моторики, фонетической зоркости, графических навыков.

III. Итог занятия.

– Назовите тему нашего занятия.

– Что вам понравилось?

– Какое задание было самым трудным?

– Мы со всеми заданиями справились?

– Какую цель мы достигли?

Ответы учащихся. Цель: развитие оценки и самооценки, формирование умения анализировать свою деятельность и деятельность своих одноклассников.