Внеклассное мероприятие по теме "Путешествие в страну Химия". 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Ход мероприятия

1 ведущий: добрый день, дорогие ребята! Сегодня нам с вами предстоит совершить путешествие в удивительную страну «Химия». «Химия» – это страна чудес и удивительных превращений. Вы только вступаете в нее, делая первые робкие шаги. Вы будете идти по ней целых четыре года. А наше сегодняшнее путешествие будет первой ступенькой к изучению и познанию интереснейшей страны под названием «Химия». Сегодня с нами путешествуют 3 команды 8-ых классов – 8 А, 8 Б и 8 В. Прежде чем отправиться в путь, ознакомимся с маршрутом нашего путешествия. Нам предстоит с вами сделать четыре остановки на станциях: 1. Занимательная; 2. Техника безопасности; 3. Лабораторное оборудование и 4. Химический элемент. (2-ой слайд в Презентации)

Итак, отправляемся в наше путешествие (звучит музыка «Бременские музыканты»).

А вот и первая наша стоянка «Занимательная» (3-ий слайд). Здесь ребята от вас потребуются не только знания, но и смекалка.

2  ведущий. Химия – это наука о веществах. Как много веществ нас окружает и, как мало, мы о них знаем. С какими-то веществами мы сталкиваемся повседневно, без каких-то не можем прожить и дня, а другие являются составной частью нас самих. Сегодня мы вспомним о таких веществах. Надеюсь, вы любите загадки? Попробуйте отгадать некоторые из них. (Зачитываютя загадки по слайдам, сообщения учеников о воде и соли. Ответы ученики говорят, поднимая руки или записывая на листочках.)

1. Вот как сказал о первом веществе, которое вам предстоит отгадать,  Сент Экзюпери ….(4 слайд). О каком веществе шла речь?

Сообщение ученика о воде (5 слайд). А знаете ли вы, что поверхность земного шара на ¾ покрыта водой? Человек на 65% состоит из воды, а эмбрион на 95%. За сутки человек с пищей и питьем употребляет 2 – 2,5 литра воды. Потеря 10 % воды может привести к необратимым изменениям в организме, а потеря 15 – 20 % воды приводит к смерти. Без пищи человек может прожить около месяца, а без воды, лишь несколько суток. Самая богатая водой ткань – стекловидное тело глаза 99%. Самая бедная – эмаль зуба 0,2 %.

2. Слушаем загадку о втором веществе. Внимание на слайд (6 слайд).

Сообщение ученика о соли (7 слайд). C уверенностью можно сказать, что, по крайней мере, одно химическое соединение, в довольно чистом виде, имеется в каждом доме. Это поваренная соль. Суточная потребность в поваренной соли взрослого человека составляет 10 – 15 г. В год человек потребляет 6 -8 кг соли. В условиях жаркого климата эта потребность возрастает до 30 кг. Если не давать животному пищи, то оно через некоторое время погибнет от истощения организма. Если животное кормить без ограничения, но обессоленной пищей, то оно умрет еще быстрее. Дело в том, что поваренная соль служит источником образования в желудке соляной кислоты, которая является составной частью желудочного сока. Соль входит в тканевые жидкости и состав крови. Нам трудно представить себе, что в прошлом веке, во многих странах соль служила источником пополнения казны, была предметом торговли. Из – за соли велись кровопролитные войны между соседними народами, по причине непомерно высоких налогов, устанавливаемых на соль. В некоторых странах соль выполняла даже роль денежной единицы. Венецианский путешественник Марко Поло, посетивший Китай в 1286 году, описал использовавшиеся там монеты из кристалликов каменой соли. Особое распространение денежной единицы из соли получило во многих районах центральной Африки. Крестоносцам нередко жалование выплачивали солью. Ученые предполагают, что возможно с этим связано происхождение французского слова «салер», что означает жалование и итальянского «сольди», которое переводится как  мелкая монета.

3. и 4. загадки (8 – 11 слайды).

1 ведущий. Итак, время пребывания на первой станции закончилось, и мы отправляемся дальше.

Как и в любой стране, в стране «Химия» есть свои законы и правила, которые жители этой страны строго – настрого соблюдают и жестоко карают за их нарушение. Любую работу они выполняют аккуратно и добросовестно, любят во всем чистоту и порядок. И вам, вступая в эту страну, необходимо пройти проверку на знание основных правил поведения и безопасности, и поэтому, следующая наша станция «Техника безопасности» (12 слайд).

2 ведущий. Что может произойти, если не соблюдать правила техники безопасности?

(Входят ученики. 1-ый – глаз перевязан, лицо в саже, волосы всклокочены. 2-ой и 3-ий в одежде с дырами.)

1-ый ученик: получал я водород, к нему прибавил кислород, а они взорвались сразу, и остался я без глаза.

2-ой ученик: вы не думайте друзья, что пришел так в школу я. Злая щелочь брюки съела, вот такое братцы дело.

3-ий ученик: попробовать на вкус решил я кислоту, глядь, а языка уж нет во рту! Растаял мой язык как лед, и до сих пор во рту все жжет.

2 ведущий. Перед тем как с веществами общаться, надо бы узнать, как с ними обращаться. 

Задание. Сейчас вам предстоит составить список правил по технике безопасности для работы в химическом кабинете. Из предложенных правил нужно выбрать те, которые являются верными, и отметить их знаком «+».

Время на выполнение задания 1 минута  (после выполнения, от каждой команды встает ученик и зачитывает правила, говоря какие верные, а какие неверные, объясняя их при необходимости. Листок с ответами подают жюри). (13 слайд).

8 А

  1. Для опытов следует брать минимальное количество реагирующих веществ, во избежании их разбрызгивания.
  2. Для большей наглядности, вещества необходимо брать в больших  количествах.
  3. Нюхать вещества нужно наклоняясь к сосуду, и вдыхая полной грудью, чтобы лучше распознать их запах.
  4. Нюхать вещества можно, лишь осторожно направляя на себя их пары легким движением руки.
  5. В кабинете химии, как и в любом другом кабинете, можно принимать пищу и напитки.
  6. В кабинете химии запрещается принимать пищу и напитки.

8 Б

  1. Съедобные вещества, например, глюкозу, сахар, поваренную соль, можно в химической лаборатории пробовать на вкус, чтобы выяснить их пригодность к опытам.
  2. Недопустимо во время работы перебрасывать друг другу какие-либо вещи.
  3. При нагревании вещества в пробирке, направь ее на соседа.
  4. Совершенно недопустимо пробовать реактивы на вкус, даже если они съедобные.
  5. Наливать и насыпать реактивы нужно над брюками соседа, чтобы не испачкать свои.
  6. Наливать и насыпать реактивы следует над столом.

8 В

  1. Во время демонстрации опытов учащиеся могут пересаживаться поближе к демонстрационному столу, чтобы лучше разглядеть химический эксперимент.
  2. Во время демонстрационных опытов учащиеся должны находиться на своих рабочих местах.
  3. Учащимся запрещается бегать по кабинету химии и устраивать игры.
  4. В перемену дети должны отдыхать активно, а потому можно поиграть и побегать в кабинете химии.
  5. Если очень хочется пить, а под рукой нет стакана, можно воспользоваться химическим стаканом из кабинете химии.
  6. Нельзя пить воду из химической посуды, бывшей в употреблении.

После зачитывания правил по ТБ:

1-ый ученик. Помни каждый ученик, знай, любая кроха: безопасность – хорошо, а халатность – плохо!.

2-ой ученик. Твердо помни: химикаты не цветы,
Это не жвачка и арбуз.
Их нюхать надо очень осторожно
И нельзя их пробовать на вкус.
Брать для опытов их нужно понемногу
И лопаточкой в пробирку насыпать.
А руками их совсем не надо трогать!
Никогда нельзя об этом забывать.

3-ий ученик. Нагревая на огне пробирку
Очень осторожным нужно быть.
Помни: ни в химчистку и ни в стирку
Не возьмут те пятна выводить
От себя держи ее подальше
Лучше закрепи ее в штатив
Если опыт проведешь без фальши,
Ты получишь новый реактив.

2 ведущий. Чтоб жизнь не подвергать опасности, ты свято соблюдай все правила безопасности.

Пока жюри подводит итоги, давайте еще раз повторим основные ПТБ. Внимание на экран (зачитываются правила). (14 – 24 слайды)

1 ведущий. Я думаю, что участники команд теперь знают, как обезопасить себя при работе в химической лаборатории. И мы можем отправиться в путешествие дальше.

Подъезжаем к станции «Лабораторное оборудование» (25 слайд), на которой у нас находится магазин «хозтовары». Здесь вам нужно приобрести посуду. Но это не простая посуда, которой вы пользуетесь в повседневной жизни, а специальная химическая. Для того, чтобы продавец отпустил вам нужный товар, вы должны дать ему правильное химическое название (26 слайд). За товаром пошлите по одному участнику от команды. За каждое правильно названное оборудование, вам начисляется по 1 баллу (1-ый поднос: коническая колба, пробирка, пробиркодержатель.

2-ой поднос: мерный цилиндр, штатив, хим. воронка.

3-ий поднос: тигель, газоотводная трубка, химический стакан.

4-ый поднос: штатив для пробирок, плоскодонная колба, спиртовка).

2 ведущий. Ребята прекрасно справились с предложенным заданием и нам пора отправляться на следующую станцию, но прежде узнаем итоги конкурсов.

Химический язык можно сравнить с иностранным языком, не овладев которым вначале, вы не сможете изучать химию дальше. Изъясняясь на языке химических символов и знаков, вы будете поняты в любой стране, т.к. язык химии интернационален и, поэтому мы прибываем на станцию «Химическая символика» (27 слайд).

Сейчас вам ребята предстоит составить пары из знаков и произношений химических элементов, и дать названия предложенным элементам (28 слайд). Время отводится 2 минуты. По истечении времени листок с выполненным заданием сдается жюри. Максимальный балл за правильно выполненное задание – 6 баллов (составить пары из химических знаков, произношений и названий элементов.

Максимальная оценка – 6 баллов. За каждый правильный ответ – 1 балл (Задание: составить пары из знаков и произношений элементов, дать названия элементам:

Ag
Fe
Si
Cu
Pb
Au

купрум
плюмбум
аргентум
феррум
аурум
силициум)

После сдачи листочков с выполненным заданием. А теперь проверьте насколько вы верно выполнили задание (29 слайд). 

1 ведущий. Я уверена ребята, что многие из вас любят игру в крестики – нолики, в которую я вам предлагаю сыграть. Но поскольку мы с вами находимся в необычной стране, то игра наша будет необычной (30 слайд). Зачеркните в карточке, которую вам дадут, выигрышные пути: в первом случае элементы – металлы, во втором элементы – неметаллы. Время на выполнение – 2 минуты.

Выигрышный путь элементы-металлы

Выигрышный путь элементы-неметаллы

калий

хлор

хром

никель

ртуть

йод

фосфор

фтор

цинк

хлор

ртуть

золото

кремний

азот

кислород

медь

сера

железо

Ведущий. Время выполнения задания истекло. Сдаем листочки и проверьте насколько вы верно выполнили задание (31 слайд).

2 ведущий. Итак, мы подошли к конечному пути нашего путешествия по интереснейшей стране «Химия». Вы проявили немало фантазии, смекалки и находчивости, показали свои знания и умения. А теперь пора подвести итоги и узнать, какая команда может носить звание юного химика. Пока жюри подводит итоги, мы поговорим об одном красивейшем веществе.

Сообщение о веществе (32 – 33 слайд).

Золото. Сколько легенд и трагедий хранит его история. Мы любуемся тончайшими узорами скифского золота, удивляемся, что из 1 грамма можно протянуть проволоку до 2 км, а из кусочка величиной со спичечную головку, получают лист, площадью 50 м3.   Золото – один из красивейших металлов. С незапамятных времен красота этого металла приковывала к себе внимание людей. Цвет его сравнивали с утренней зарей, что оставило свой след в латинском названии золота – Аурум – от слова Аврора – богини утренней зари.

Вопреки распространенному мнению, золота не так мало в природе. За тысячелетие человеческой истории люди добывали не более одной миллионной части всего золота на планете. Этот металл вездесущ, содержится в любом гранитном осколке, но чаще всего золото рассеянно. Огромные запасы его в виде солей хранит Мировой океан. Каждые 20 тонн воды полярных водоемов Земли содержат около миллиграмма золота. Подсчитано, если все золото, находящееся в морях и океанах, разделить между жителями земного шара, каждому достанется 30 тонн.

Изучая миграцию золота в природе. Ученые обнаружили, что оно скапливается во многих растениях. Оказалось, например, что особым пристрастием к благородному металлу обладает кукуруза. Опыты показали, что корни деревьев всасывают этот элемент и откладывают его в древесине.

А знаете ли вы, какие глыбы самородного золота находили на Земле? В 1869 году, в Австралии нашли глыбу золота весом в один центнер – 100 кг. Через 3 года там же старатели обнаружили самый большой в мире золотой самородок, вес его достигал 250-ти кг. А в литературе с золотом всегда отождествляли все прекрасное, ценное, долговечное. Как красочный эпитет употребляется слово «золотой» – «золотые руки», «золотая осень».  

Слово жюри.

2 ведущий. Мы поздравляем всех участников игры с успешным ее завершением. Всего вам доброго, дерзайте, учитесь и тогда любая наука откроет вам свои двери. Спасибо всем.