Исследовательская работа и метод проектов в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Метод проектов – (с греч. метод – «путь исследования») – это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость. Особенностью содержания метода проектов является его исследовательская сущность. Вся деятельность школьника ориентируется на формирование его мышления, в основе которого лежит личный опыт. Учащийся, пробуя и ошибаясь и вновь находя правильный путь в поиске, пропускает через себя все, что пригодится в дальнейшей деятельности. Он сам разделяет ответственность (ранее лежавшую только на учителе) за собственное развитие, уровень подготовки к самостоятельной деятельности.

Школьнику предоставляются возможности испытать себя в разных сферах, выявить что-то более близкое и интересное для себя и сконцентрировать на этом свои силы, способности, возможности.

В начале 2010-2011 учебного года мы с ребятами начали работу над проектом «Учебный календарь 3 «Б» класса.

Задачи, которые ученики поставили перед собой:

  1. изучить литературу, познакомиться с историей календаря, с различными календарями;
  2. узнать об истории праздников (по месяцам);
  3. найти шедевры русской живописи, литературы и музыки по временам года;
  4. провести сбор творческих работ одноклассников для использования их в календаре;
  5. из «Летописи класса» в фотографиях, выбрать подходящие по тематике фотографии;
  6. из стихотворения «Вредные советы» Григория Остера выбрать наиболее интересные и смешные отрывки;
  7. оформить по две страницы на каждый месяц календаря – первая страница: шедевр русской живописи, вторая страница – из жизни класса.

Методы, которые использовались при работе над проектом: анкетирование; обсуждение; изучение литературы; словесное моделирование; создание макета.

Итогом групповой работы явилась реализация проекта. Один из этапов работы был показан на открытом уроке в рамках районного семинара «Технология проектирования в деятельности методической службы школы» для заместителей директоров общеобразовательных учреждений по методической работе и руководителей методических объединений учителей Краснокамского муниципального района.

Тема открытого урока: Страница календаря. «Февраль».

Цель: систематизировать знания по одной из страниц проекта «Учебный календарь 3 «Б» класса».

Ребята заранее были разделены на группы.

Группа «Праздник, праздник, праздник»  познакомила с праздниками февраля, угостила всех блинами, так как в это время началась Масленица.

Группа «Прогноз погоды» подготовила интересную информацию о том, как в старину назывались зимние месяцы, почему они получили такое название, о народных приметах, с рекордами погоды и с тем, какая погода предстоит в ближайшее время.

Ученик нашел доказательство того, что математика присутствует во всех сферах нашей жизни, в том числе и в календаре. Если нарисовать большой крест в календаре, чтобы соединились дни в двух неделях (понедельник и воскресенье). Сложить числа, соединенные линиями, то сумма чисел будет равна сумме чисел, соединенных крестом вторника и субботы, среды и пятницы, двух четвергов.

Свое маленькое исследование представила группа «Любители классической музыки». Они рассказали о циклах «Времена года» Антонио Вивальди и Петра Ильича Чайковского.

Продолжая тему «Времена года», группа «Поэтическое вдохновение» подготовила стихотворения о феврале, а некоторые ребята прочли стихотворения собственного сочинения.

Таким образом, учащиеся на протяжении года знакомились с интереснейшими сведениями, касающимися календаря в жизни человека, учились работать в группах, сотрудничать друг с другом, добиваться поставленной цели. Ребята, может быть,  даже с неожиданной стороны раскрыли свои творческие способности и добились хороших результатов. 

Параллельно велась работа и в области исследования. Сначала это было первое маленькое исследование, в котором ставился вопрос «Почему люди не летают?» и соответственно был найден ответ. 

Эта работа понравилась всем ученикам класса,  было решено не останавливаться на достигнутом и продолжить работать в этом направлении.

Ученица предложила интереснейшую тему «Влияние музыки на растения».

Было решено  выяснить, влияет ли музыка различных жанров на  рост и развитие растений.

В работе были использованы такие методы исследования, как анализ литературы, сравнительный и сопоставительный анализ при экспериментальном наблюдении, проводимом с использованием  различных  музыкальных произведений, наблюдение за состоянием растений.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1) на основе анализа  литературы выяснить, кто из ученых занимался изучением влияния музыки на растения, и какие выводы были сделаны в результате исследований;

2) провести собственный эксперимент по изучению влияния музыки на рост и развитие томатов;

3) исследовать влияние различных жанров (классической и современной музыки) на томаты.

4) сделать самостоятельные выводы о влиянии музыки на рост и развитие растений.

Гипотеза исследования: в ходе исследования получить подтверждение, что музыка оказывает влияние на рост и развитие растений.

На протяжении трех месяцев проводился эксперимент по влиянию различных жанров музыки на растения. Были получены интереснейшие доказательства того, что растение – живой организм. Ему так же, как и нам, может не нравиться музыка, а в сторону понравившейся растение тянется. Было сделано сенсационное открытие, которое нигде не отражено в литературе, мы доказали, что растения, слушающие композиции группы Enigma, росли лучше всех. 

Результатом написания различного рода исследовательских работ стало то, что ученики начальной школы учатся работать в группе, индивидуально, знакомятся с этапами работы, планируют свою деятельность, находят и используют необходимую информацию, учатся использовать разнообразные методы, проводить интересные эксперименты.

Ученики с удовольствием участвуют в районных и краевых конкурсах исследовательских и проектных работ. Принимая участие на протяжении двух лет в открытом районном конкурсе исследовательских и проектных работ учащихся 3-4 классов «Хочу все знать», ребята заняли сначала второе, а затем  первое место. Второе место заняли в  краевой конференции «Образовательные проекты нового века».

Две работы отмечены дипломами Всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ «Портфолио».