Цели:
- Образовательные.
- Научить различать практически приставки и предлоги.
- Закрепить умение различать и выделять приставку и предлог.
- Совершенствовать умение выделять и различать приставку и предлог.
- Развивающие.
- Пополнять и активизировать словарный запас через подбор прилагательных, овладение учебной терминологией по теме занятия.
- Развивать умение сравнивать на основе самостоятельного выделения существенных признаков для сравнения.
- Коррегировать и совершенствовать навык чтения и письма путем тренировочных упражнений.
- Совершенствовать понимание прочитанного на материале деформированного текста.
- Воспитательные.
- Воспитывать интерес к слову через использование занимательного материала.
- Совершенствовать навык самоконтроля на основе сравнения с образцом.
- Воспитывать культуру общения через умение слушать друг друга.
Оборудование. Карточки, мультимедиа проектор, компьютер, экран, тетради.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
1. Поприветствуйте гостей. Пожелайте успехов друг другу на занятии. Чтобы всё у вас получилось при выполнении грамматических заданий. На каждом уроке мы узнаём что-то новое. Чтобы добыть знания сегодня вам необходимо выполнить задания, которые приготовила Царица Грамматики.
2. Определите, являются ли выделенные буквы приставками и предлогами.
Слова записаны на доске:
В..ходили, в..самолёт, от..пристани, от..чалили, с..крыши, с..валился, на..брали, на..берегу.
Учитель: Если это приставка,
зачеркните не нужный в этом случае знак пробела.
Прочитайте и назовите предлоги.
Учащиеся: Выполняют устно, объясняют
каждое слово.
Учитель: Почему у вас возникли
затруднения?
Учащиеся: Не знаем, как отличить
приставку от предлога.
Учитель: Какую задачу нам предстоит
решить на уроке?
Учащиеся: Будем различать приставки и
предлоги.
Учитель: Для чего нужно нам учить
различать их?
Учащиеся: Чтобы правильно писать слова
с предлогами и приставками, уметь правильно
употреблять в речи приставки и предлоги,
правильно писать.
2. Сообщение темы занятия (слайд 1)
Учитель: Сделайте вывод, какая тема
сегодняшнего занятия?
Учащиеся: Приставки и предлоги.
Учитель: Верно. Сегодня на занятии мы
будем учиться отличать предлог от приставки,
тренировать внимание и память, но необычным
образом. Мы отправимся в царство Грамматики.
3. Формирование психологической базы речи
Учитель: Я сейчас раздам вам фигуры: одна – «кубик», а другая – «пирамидка». Я даю вам инструкции, а вы выполняете действие. Готовы? Начнём:
– поставьте пирамидку на кубик;
– подержите пирамидку над кубиком;
– поставьте пирамидку перед кубиком;
– положите пирамидку …. кубика.
– Почему вы не смогли выполнить последнее
задание?
Учащиеся: Пропущено слово.
Учитель: Догадайтесь, какое слово я
произнесла (около, рядом, слева, справа, у...)?
Учащиеся: Положите пирамидку около
кубика.
Учитель: Правильно.
4. Повторение ранее полученных знаний
Учитель: Что такое предлог?
Учащиеся: Это слово.
Учитель: Для чего нужен предлог?
Учащиеся: Для связи слов в предложении.
Учитель: Как пишется предлог с другими
словами?
Учащиеся: Раздельно. (Слайд 2)
Учитель: Что такое приставка?
Учащиеся: Приставка – это часть слова,
которая стоит перед корнем и служит для
образования новых слов.
Учитель: Как пишется приставка со
словами?
Учащиеся: Слитно. (Слайд 2)
Учитель: Итак, отправляемся в царство
Грамматики. (Слайд 3) Прочитайте скороговорку,
определите приставки и предлоги:
Догорода дорога вгору,
Отгорода – сгоры.
5. Тренировочные упражнения на различение предлога и приставки.
Учитель: Царица Грамматики прислала нам письмо с заданиями.
1. Работа со словом
Учитель: Прочитайте слова. (Слайд 4)
Определите, где слова с приставками, а где с
предлогами?
намашину, набросил, срисовал, соткрытки, входили,
всамолёт, побежал, подорожке.
Учитель: Как это можно сделать?
Учащиеся: Между предлогом и словом
можно вставить слово-признак, а между приставкой
и корнем ничего вставить нельзя.
Учитель: Проверим: намашину, попробуем
вставить слово-признак (на красную машину).
Сделайте вывод, что такое на –
приставка или предлог?
Учащиеся: На – это предлог, потому что
можно вставить слово: на красную машину, пишется
отдельно.
Учитель: Следующее слово: набросил,
попробуем вставить слово.
Учащиеся: Ничего не получается, значит
на – приставка, пишется слитно.
(Далее аналогично со всеми словами).
Учитель: Назовите из этого упражнения
слова с приставками.
Учащиеся: Набросил, срисовал, входили,
побежал.
Учитель: Назовите слова с предлогами.
Учащиеся: На машину, с открытки, в
самолёт, по дорожке.
Учитель: Первая парта будет запоминать
и записывать слова с приставками, а вторая парта
с предлогами. Даю вам время на запоминание, по
моей команде в тетради записываем. Не забудьте
выделить приставки и подчеркнуть предлоги. Время
пошло…
– Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильно
ли записали слова.
– Молодцы, вы все справились с заданием Царицы
Грамматики.
– Повторим еще раз, как отличить приставки и
предлоги?
2. Работа со словосочетанием
Учитель: Запишите правильно слова с
приставками и предлогами. (Слайд 5)
покрыше побежал, начертил напеске, срывал,
сдерева
Учитель: Проверим, как вы выполнили это
задание. (Слайд 6) Назовите слова с приставками.
Учащиеся: Побежал, начертил, срывали.
Учитель: Как записали приставки?
Учащиеся: Слитно.
Учитель: Назовите слова с предлогами.
Учащиеся: По крыше, на песке, с дерева.
Учитель: Как записали предлоги со
словами?
Учащиеся: Отдельно.
Учитель: Каким правилом пользовались
при выполнении этого упражнения? Учащиеся: между
предлогом и словом можно вставить другое слово, а
между приставкой и корнем – нельзя.
3. Составление предложения с одним из словосочетаний (упр. 2) – устно.
Физкультминутка (слайд 7)
Игра «Муха»
4 команды (вверх, вниз, вправо, влево). Начало игры из центра.
муха | ||
Подготовительный этап: актуализируем
внимание. Дети видят игровое поле и муху. Ведущий
показывает путь мухи. Команда по цепочке: вверх,
вправо, вниз, вниз, влево, вверх – где муха
остановилась? (В центре).
Основной этап: мониторинг развития
внимания. Нет игрового поля, т.е. ведущий не
показывает путь мухи, а даёт инструкции: влево,
вверх, вправо, вправо, вниз, вниз. Где
остановилась муха? (Нижний правый квадрат). Темп
тихий, но больше предлагается инструкций.
Игра с закрытыми глазами: даём произвольные
инструкции для переключения внимания. В конце
спрашиваем: «Где остановилась муха?».
Можно повторять несколько раз.
4. Работа с предложением (текстом)
Учитель: Прочитайте предложения. (Слайд 8)
(На)дворе была гора.
(В)зале стоит душистая ёлка.
Весь день (на)горе много детей.
(На)ветках игрушки.
(К)пушистой красавице (при)бежали дети.
Митя (на)санках (с)катился (с)горы.
– Сколько рассказов можно составить из этих
предложений?
Учащиеся: 2.
Учитель: О чем будет первый рассказ?
Учащиеся: О горке.
Учитель: Прочитайте предложения,
которые относятся к этому рассказу. Учащиеся:
(На)дворе была гора. Весь день (на)горе много
детей. Митя (на)санках (с)катился (с)горы.
Учитель: Как можно озаглавить рассказ?
Учащиеся: Горка.
Учитель: О чем второй рассказ?
Учащиеся: О елке.
Учитель: Прочитайте его.
Учащиеся: (В)зале стоит душистая ёлка.
(На)ветках игрушки. (К)пушистой красавице
(при)бежали дети..
Учитель: Как назовем этот рассказ?
Учащиеся: Ёлка.
Учитель: Составьте рассказы из
предложений, которые лежат у вас в конвертах.
Выделите приставки и подчеркните предлоги.
Взаимная проверка. (Слайд 9)
Гора
На дворе была гора. Весь день на горе много детей. Митя на санках скатился с горы.
Ёлка
В зале стоит душистая ёлка. На ветках игрушки. К пушистой красавице
5. Подбор предлогов и приставок. Раздаточный материал на карточках.
Учитель: Вставь подходящие по смыслу приставки и предлоги. Обозначь приставки, предлоги.
Мурка
Утром мы стали …тягивать невод. …берег …тащили вместе …рыбой и морских раков. …морю лениво ….шла кошка Мурка и …лезла …воду. Она лапой …щупала …дне мелкую рыбёшку. Мурка …цепила когтями рыбину и бросила …берег котятам.
5. Подведение итогов
Учитель:Чему учились на занятии?
Еще раз вспомним, что такое приставка и предлог.
Молодцы! Вы успешно справились с заданиями
Царицы Грамматики.
Спасибо за работу, до встречи на следующем
занятии. (Слайд 10)