Урок-игра "Паскаль – это просто, Паскаль – это сложно"

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14 МБ)


Класс: 11

Цель урока: В увлекательной игре обобщить знания и умения, полученные при изучении языка программирования “Паскаль”.

Задачи:

  • обучающая - закрепление знаний и умений, полученных при изучении темы, расширение имеющихся знаний.
  • развивающая - развитие познавательного интереса.
  • воспитательная - воспитание отношения к труду как к процессу коллективного творчества.

Тип урока: Закрепление и обобщение полученных знаний.

Формы работы учащихся: групповая.

Необходимое техническое оборудование: Персональный компьютер, проектор, среда программирования TurboPascal, программа PowerPoint.

Структура и ход урока

1. Приветствие, организационное начало – 2 минуты.

Подготовка учащихся к работе на уроке.

2. Подготовка к основному этапу – 3 минуты.

В зависимости от количества учащихся в классе организовать две – три команды. В команде 5–9 человек. Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно – познавательной деятельности.

3. Основной этап - игра – 30-35 минут.

На экране презентация, оформленная по типу игры “Что? Где? Когда?”. В текстовом файле “Как работать с презентацией” приведено описание для работы. В игре 11 вопросов:

  • Назовите имя и фамилию создателя языка программирования Паскаль. (Никлаус Вирт)
  • Ниже перечислены названия языков программирования. Укажите место языка Паскаль в этом ряду.
    Ассемблер – Бейсик – Си++ - Делфи.
    (Ассемблер – Бейсик – Паскаль - Си++ - Делфи )
  • Сколько операторов цикла языка Паскаль вам известно? Приведите примеры.
    (4. For __ to __ do; For___ downto __ do; While __ do; Repeat __ until;)
  • Какой цикл в языке Паскаль может не выполниться ни разу. Почему?
    (Цикл While __ do; Цикл с предусловием. Может не выполниться условие.)
  • Какой цикл в Паскале выполнится наверняка хотя бы один раз. Почему?
    (Цикл с постусловием Repeat __ until. Условие проверяется после выполнения цикла.)
  • В каком цикле не требуются операторные скобки Begin __ end;? Почему?
    (В цикле с постусловием Repeat __ until. Тело цикла заключено между этими служебными словами.)

Задача: Поменять местами значения целых переменных X и Y, не используя дополнительные переменные.

(var х,y:integer;

begin

writeln('Введите 2 целых числа:'); readln(x,y);

x:=x+y; y:=x-y; x:=x-y;

Writeln(‘x=‘,x,’ y=‘,y); readln

end.)

Задача: Полторы кошки за полтора часа съедают полторы мышки. Сколько мышек съедят 100 кошек за 50 часов?

(Begin

X:=(50/1.5)*100;

Writeln (x); end.

Ответ: 3333,3333)

  • О них сформулировал задачу Леонардо Фиббоначи в 1234 году. Сформулируйте и вы эту задачу. Что в чёрном ящике?
    (Пара кроликов.)
  • Назовите все известные вам значения слова “ПАСКАЛЬ”. Сколько значений вам известно?

1. Язык программирования

2. Паскаль Блез – французский математик, физик, мыслитель.

3. Единица измерения давления.

4. Паскаль Жан-Клод, французский певец, победитель Евроведения 1961 г.

5. Паскаль (Павел Титов) – современный певец и композитор.)

Задача: Среди чисел 1<N<100 найти все пары чисел, для которых их сумма равнялась бы их произведению.

(Var k,a,b:integer;

Begin

k:=0; for a:=1 to 100 do

For b:=1 to 100 do

if a+b = a*b then begin k:=k+1; writeln (a,’ ‘,b); end

If k=0 writeln(‘Таких чисел нет’); end. Ответ: одна пара 2 и 2)

4. Подведение итогов занятия (рефлексия) – 5 минут.

Дать анализ и оценку успешности достижения цели каждой команды.

В качестве итогового задания учащиеся заполняют таблицу рефлексии деятельности учеников на мероприятии.

Вопрос Впишите ответ или поставьте галочку в предложенные варианты
1 Какое из заданий вам показалось наиболее сложным?  
2 Какое из заданий вам показалось наиболее интересным?  
3 Над чем вам следовало бы поработать в дальнейшем?  
4 Отрицательными эпизодами мероприятия были:  
5 Нужны ли вам внеклассные мероприятия? Какая роль вам нравится больше всего? да   Роль участника Роль зрителя
нет  
6 Выразите ваше эмоциональное состояние после мероприятия.  

Рефлексивная таблица для зрителей

Вопрос Впишите ответ или поставьте галочку в предложенные варианты
1 Какое из заданий вам показалось наиболее сложным?  
2 Какое из заданий вам показалось наиболее интересным? Почему?  
3 Какая команда играла более слаженно?  
4 Назовите лидеров игры (2-3 участника)  
5 Нужны ли вам игровые уроки? Какая роль вам нравится больше всего? да   Роль участника Роль зрителя
нет