Класс: 11
Цель урока: В увлекательной игре обобщить знания и умения, полученные при изучении языка программирования “Паскаль”.
Задачи:
- обучающая - закрепление знаний и умений, полученных при изучении темы, расширение имеющихся знаний.
- развивающая - развитие познавательного интереса.
- воспитательная - воспитание отношения к труду как к процессу коллективного творчества.
Тип урока: Закрепление и обобщение полученных знаний.
Формы работы учащихся: групповая.
Необходимое техническое оборудование: Персональный компьютер, проектор, среда программирования TurboPascal, программа PowerPoint.
Структура и ход урока
1. Приветствие, организационное начало – 2 минуты.
Подготовка учащихся к работе на уроке.
2. Подготовка к основному этапу – 3 минуты.
В зависимости от количества учащихся в классе организовать две – три команды. В команде 5–9 человек. Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно – познавательной деятельности.
3. Основной этап - игра – 30-35 минут.
На экране презентация, оформленная по типу игры “Что? Где? Когда?”. В текстовом файле “Как работать с презентацией” приведено описание для работы. В игре 11 вопросов:
- Назовите имя и фамилию создателя языка программирования Паскаль. (Никлаус Вирт)
- Ниже перечислены названия языков
программирования. Укажите место языка Паскаль в
этом ряду.
Ассемблер – Бейсик – Си++ - Делфи.
(Ассемблер – Бейсик – Паскаль - Си++ - Делфи ) - Сколько операторов цикла языка Паскаль вам
известно? Приведите примеры.
(4. For __ to __ do; For___ downto __ do; While __ do; Repeat __ until;) - Какой цикл в языке Паскаль может не выполниться
ни разу. Почему?
(Цикл While __ do; Цикл с предусловием. Может не выполниться условие.) - Какой цикл в Паскале выполнится наверняка хотя
бы один раз. Почему?
(Цикл с постусловием Repeat __ until. Условие проверяется после выполнения цикла.) - В каком цикле не требуются операторные скобки
Begin __ end;? Почему?
(В цикле с постусловием Repeat __ until. Тело цикла заключено между этими служебными словами.)
Задача: Поменять местами значения целых переменных X и Y, не используя дополнительные переменные.
(var х,y:integer;
begin
writeln('Введите 2 целых числа:'); readln(x,y);
x:=x+y; y:=x-y; x:=x-y;
Writeln(‘x=‘,x,’ y=‘,y); readln
end.)
Задача: Полторы кошки за полтора часа съедают полторы мышки. Сколько мышек съедят 100 кошек за 50 часов?
(Begin
X:=(50/1.5)*100;
Writeln (x); end.
Ответ: 3333,3333)
- О них сформулировал задачу Леонардо Фиббоначи в
1234 году. Сформулируйте и вы эту задачу. Что в
чёрном ящике?
(Пара кроликов.) - Назовите все известные вам значения слова “ПАСКАЛЬ”. Сколько значений вам известно?
1. Язык программирования
2. Паскаль Блез – французский математик, физик, мыслитель.
3. Единица измерения давления.
4. Паскаль Жан-Клод, французский певец, победитель Евроведения 1961 г.
5. Паскаль (Павел Титов) – современный певец и композитор.)
Задача: Среди чисел 1<N<100 найти все пары чисел, для которых их сумма равнялась бы их произведению.
(Var k,a,b:integer;
Begin
k:=0; for a:=1 to 100 do
For b:=1 to 100 do
if a+b = a*b then begin k:=k+1; writeln (a,’ ‘,b); end
If k=0 writeln(‘Таких чисел нет’); end. Ответ: одна пара 2 и 2)
4. Подведение итогов занятия (рефлексия) – 5 минут.
Дать анализ и оценку успешности достижения цели каждой команды.
В качестве итогового задания учащиеся заполняют таблицу рефлексии деятельности учеников на мероприятии.
№ | Вопрос | Впишите ответ или поставьте галочку в предложенные варианты | |||
1 | Какое из заданий вам показалось наиболее сложным? | ||||
2 | Какое из заданий вам показалось наиболее интересным? | ||||
3 | Над чем вам следовало бы поработать в дальнейшем? | ||||
4 | Отрицательными эпизодами мероприятия были: | ||||
5 | Нужны ли вам внеклассные мероприятия? Какая роль вам нравится больше всего? | да | Роль участника | Роль зрителя | |
нет | |||||
6 | Выразите ваше эмоциональное состояние после мероприятия. |
Рефлексивная таблица для зрителей
№ | Вопрос | Впишите ответ или поставьте галочку в предложенные варианты | |||
1 | Какое из заданий вам показалось наиболее сложным? | ||||
2 | Какое из заданий вам показалось наиболее интересным? Почему? | ||||
3 | Какая команда играла более слаженно? | ||||
4 | Назовите лидеров игры (2-3 участника) | ||||
5 | Нужны ли вам игровые уроки? Какая роль вам нравится больше всего? | да | Роль участника | Роль зрителя | |
нет |