За годы работы в школе, мне пришлось обучать детей в разноуровневых, в общеобразовательных и в профильных классах. Для каждого из них требовалось выработать свою методику, направленную на наиболее полное усвоение материала учащимися. Учитывая то, что на современном этапе развития образования, как никогда раньше, актуальным становится применение ИКТ на уроках, а я по образованию учитель математики-физики и являюсь руководителем МО математики, физики, информатики, то мне приходится близко сталкиваться с проблемами, возникающими при преподавании смежных тем.
Однако в классе любого “уровня”, перед учителем стоит одна задача: научить всех детей с любой подготовкой, дать им знания, которые удовлетворят их потребности в дальнейшей жизни. Ведь одним достаточно уметь решать так называемые “жизненные” задачи, а другим нужны более глубокие знания для получения высшего образования. При этом нельзя забывать, что все дети будут сдавать ЕГЭ по математике, значит, все должны уметь анализировать условия задачи, уметь выбрать оптимальный путь решения и иметь для этого достаточную базу знаний. Поэтому я стараюсь на своих уроках создать условия для активизации заинтересованности учащихся, по возможности применяю компьютерные технологии.
Множество методических приёмов помогает детям усвоить материал, а учителю проконтролировать глубину этого усвоения. Это и математические диктанты, и тестирование, и приёмы самопроверки, взаимопроверки, работа в группах и многое другое. В качестве примера наиболее объективного подхода к оцениванию знаний ребёнка, я считаю так называемый “поурочный балл”. В этом случае оценка выставляется за несколько видов деятельности.
Например, Иванов:
- Хорошо работал на устном счёте – 1 балл;
- Решил у доски задание обязательного уровня без ошибок – 2 балла;
- В тетради выполнил более трудное задание с небольшой ошибкой – 2 балла.
Итого: 4 балла в журнал.
Иногда требуется более плотно поработать с учащимися, недостаточно усвоившими материал, в то время как основная часть класса находится на эвристическом или даже творческом уровне владения темой. Тогда я провожу для этой части класса работу на “5”. На доске даётся достаточно объёмное задание, включающее в себя упражнения, требующие умения анализировать условия и применять имеющиеся знания в нестандартной ситуации. Объявляются условия, например: за каждое правильно выполненное задание “+”.
- 8 “плюсиков” - оценка “5”
- 6, 7 “плюсиков” - оценка “4”
- 5 “плюсиков” - оценка “3”
Пока сильные дети выполняют самостоятельную работу (ход решения проверяется во время урока и сразу после него), со слабыми детьми отрабатываются алгоритмы решения упражнений базисного уровня.
В результате, обычно к концу изучения темы, большая часть учеников усваивает знания на репродуктивном и алгоритмическом уровне, часть на эвристическом, а некоторые даже на творческом уровнях.
Перед тем, как написать тематическую контрольную работу, я провожу обобщающее повторение. На таких уроках наиболее полно удаётся выявить степень усвоения темы, оставшиеся пробелы в знаниях. При этом есть возможность доработать и решить большую часть проблем.
Примером такого урока – обобщения служит урок “Понятия и основные свойства функции”. Надо сказать, что эта тема изучается в разных классах, к ней часто приходится возвращаться на новом уровне знаний, поэтому я привожу пример без привязки к конкретному учебнику и классу. Я применяла его и в 9, и 10, и в 11 классах для обобщения и повторения знаний по основным свойствам функций, меняя лишь некоторые задания. Надеюсь, что и другим учителям мой опыт будет полезен.
Начнём урок.
Цели урока:
- Обобщить знания о свойствах функций;
- Отработать приёмы исследования свойств функции по графику и формулам;
- Развить умения работать с программными тестами и мультимедиа;
- Закрепить навыки взаимопроверки и самостоятельной работы.
Ход урока
После приветствия и проверки отсутствующих, объявляется тема урока, раздаются карточки для подсчёта баллов и выставления оценок. Ученики в дневник сразу записывают домашнее задание на следующий урок.
На экране демонстрируется слайд с вопросами об основных свойствах функции. (Слайд 1 ), (Рисунок 1). Ребятам предлагается в письменной форме ответить на эти вопросы. Затем соседи по парте обмениваются работами, и начинается взаимопроверка:
- Учитель показывает ответы на вопросы и графические демонстрации к ним. (Презентация)
- Уч-ся отмечают верные и неверные ответы своих товарищей, задают вопросы в случае необходимости.
- Тетради возвращаются владельцам с подсчётом баллов за торию.
В качестве итога этой работы проводится совместное обсуждение слайда “Описать свойства функции” (Рисунок 2)
Затем решаются упражнения из учебника, включающие исследовании отдельных свойств функции по графику и формуле, построение графика функции, исследование всех возможных свойств функции. Задание из учебника заранее выписано на доске, чтобы уч-ся могли работать в удобном для них темпе. Решение основных упражнений дублируется учениками у доски. Учитель проверяет работу в тетрадях, (Рисунок 3) отмечая “+” верные решения и комментирует работу у доски.
За 15 мин до конца урока объявляется об окончании работы с учебником и переходе к компьютерному тестированию.
Ребята садятся за компьютеры (Рисунок 4) и выполняют электронные тесты (Приложение 1), в конце которых получают оценку.
После выполнения тестов, уч-ся заносят в карточки баллы по схеме, подсчитывают результаты и выставляют оценку за урок.
Учитель, подводя итог урока, говорит о том, что
Мы обобщили свои умения определять свойства функций при различных способах их задания.
Проверили знания при выполнении теста.
Поработали самостоятельно.
Поднимите руки, кто сегодня получил результаты не ниже “удовлетворительных”? Кто смог выполнить работу “хорошо”? “Отлично”?
Сдаются карточки для выставления оценок в журнал.
Все сегодня хорошо поработали. Спасибо. Урок окончен, досвидания.
Карточка – оценочный лист
Оценочная таблица
Баллы | Оценка |
20-21 | 5 |
15-19 | 4 |
10-14 | 3 |
0-9 | 2 |