Музей для ребенка - развивающая среда, средство познания достижений человека в области искусства, науки, истории, современной техники.
Но большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Причины этого самые разные: во-первых, многие родители считают, что дошкольникам ещё рано посещать такие учреждения - они малы и всё равно ничего не поймут, зачем тогда зря время тратить? Во-вторых, многим родителям просто не приходит в голову идея такой экскурсии. Как же привлечь внимание родителей к музеям?
Департамент образования города Москвы в 2011 году предложил всем дошкольным учреждениям включиться в образовательный проект “Дети в музее”. Начиная работу в проекте, мы не раз задумывалась о том, как сделать поход в музей интересным, ярким, незабываемым событием для наших воспитанников. Для начала мы решили создать “Мини-музеи” в группах ДОУ. Эту идею поддержали родители воспитанников. И наш проект стал результатом нашей совместной работы.
Основное назначение мини-музея в ДОУ - вовлекать детей в активный исследовательский поиск, формировать познавательные потребности и учебную мотивацию. При этом мини-музей в ДОУ способствует полноценному развитию интегративных качеств воспитанников, так как при организации образовательной работы в музее необходима организация разных видов детской деятельности и, соответственно, интегрированное решение задач разных образовательных областей.
Участвуя в экскурсиях, музейных праздниках, составляя свои рисунки, рассматривая экспозиции, дети усваивают опыт социальных взаимоотношений, учатся считаться с интересами других людей, приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам, учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром.
Работа с детьми в мини-музее ДОУ служит воспитанию гражданственности и духовности дошкольников. На сегодня можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к традициям, в которых народ сохранил все ценное, что было в прошлом.
В результате познавательно-исследовательской деятельности дошкольники, родители и педагоги нашли ответы на интересующие вопросы по музеям. У детей стали формироваться представления об истории музея, многообразии и видах музеев.
Дети – участники проекта теперь могут ответить на следующие вопросы: “Что такое музей?”, “Для чего он нужен?”, “Какие бывают музеи?”.
В результате работы у родителей и педагогов нашего дошкольного учреждения повысился интерес и к музеям родного города, а на базе мини-музеев , с использованием их коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности.
На сегодня можно с уверенностью сказать, что проект Департамента образования “ Дети в музее”появился не случайно. И мы, взрослые и дети, по-новому стали относиться к традициям, в которых народ сохранил все ценное, что было в прошлом.