Построение чертежа фартука с элементами геометрии

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель урока: “используя инструкционную карту построить чертеж фартука в М1:4”.

Задачи:

  • образовательная: научить учащихся использовать знания основных понятий геометрии в практической деятельности – при построении чертежа основы фартука. Воспитательная: воспитание культуры труда, точности в выполнении графических работ, правильной самооценки своей работы, навыков самоконтроля и взаимоконтроля.
  • развивающая: развивать навыки использования графических знаний при построении чертежа фартука, научить учащихся анализировать и объяснять каждый этап построения чертежа основы фартука.

Тип урока: комбинированный.

Методы проведения занятия:

  • рассказ – при изложении нового материала;
  • тестирование, беседа – при повторении;
  • решение кроссворда – при закреплении нового материала;
  • экспресс-опрос;
  • практическая самостоятельная работа учащихся с использованием инструкционных карт;
  • взаимоконтроль - работа “Отдела технического контроля”;
  • сообщения, подготовленные учащимися;
  • слайдовая презентация.

Педагогические технологии: проблемное обучение, опережающие задания, ИКТ-технологии.

Здоровьесберегающие технологии: физминутки, музыкальная терапия.

Объект труда: чертеж основы фартука.

Межпредметные связи.

  • Геометрия – основные понятия (точка, луч, прямая, отрезок, угол, прямой угол, трапеция, прямоугольник, квадрат.
  • Черчение – линии, применяемые при построении чертежей (сплошная тонкая, сплошная толстая, штрихпунктирная, штриховая).
  • Русский язык – написание слов: “чертеж”, “масштаб”, “конструктор”, “геометрия”, “отрезок”, “угол”, “прямая”.
  • История - история возникновения геометрии, история возникновения чертежа.

Оборудование: компьютер, мультимеднийый проектор, слайдовая презентация, масштабная линейка, треугольник, карандаш, лист миллиметровой бумаги, рабочая тетрадь с таблицей расчета построения фартука.

Наглядные пособия: инструкционные карты “Построение чертежа фартука”, карточки для тестирования, кроссворд, карточки “Технические условия”.

Ход урока

1. Организационная часть.

1.1. Контроль посещаемости.

1.2. Проверка готовности к занятию.

“Тема нашего урока: “Построение чертежа основы фартука с элементами геометрии” (Слайд 1). Он будет основан на имитации деятельности конструкторского бюро. Как любое учреждение наше конструкторское бюро работает над решением проблемной задачи (Слайд 2). Для нас она звучит следующим образом: “Как построить чертеж фартука, если:

  • мы не знаем, достаточно ли наших знаний для решения этой проблемы;
  • мы не уверены в знаниях основ геометрии;
  • мы не знаем, как строить чертеж основы фартука;
  • мы не уверены, сможем ли применить наши знания в практической деятельности”.

Для того, чтобы решить основную задачу, мы должны остановиться на промежуточных этапах.

Итак, первый этап в решении поставленной задачи – определение уровня ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала. Мы должны знать, по силам ли нам поставленная цель. Для этого мы вспомним, что мы изучали на предыдущем занятии”.

2. Повторение пройденного материала.

2.1. Тестирование (Слайд 3). (Проводится по материалу предыдущего урока, который взаимосвязан с текущим).

2.2. Анализ тестирования. (Учащиеся меняются тестами, на слайде появляются правильные ответы и критерии выставления оценок, дети проверяют друг у друга работы и выставляют оценки).

“При помощи тестирования мы определили уровень наших знаний. Он достаточно высок и, я думаю, можно переходить ко второму этапу в решении нашей проблемной задачи: вспоминать основные геометрические понятия”.

2.3. “На время мы станем математиками и постараемся изобрести что-нибудь достойное внимания всех присутствующих. Минуточку! Информационный отдел известил меня, что у них есть сообщение. Интересно, о чем оно будет? Послушаем?” (Сообщение ученицы об истории возникновения геометрии. Слайд 4).

“Оказывается люди с древнейших времен пользовались геометрическими понятиями сами того не подозревая. На уроках математики вы изучали основы геометрии. Давайте вспомним”. (Слайд 5). (Данный этап урока проводится в виде беседы).

. В Что вы видите на экране? Правильно!Точка. Обозначается на чертеже заглавной буквой.
Если к точкам В и В1 приложить линейку и по ней провести линию, то получится?..Да, отрезок ВВ1.

Точки В и В1 называют концами отрезка. Любые две точки можно соединить только одним отрезком.

Что называют длиной отрезка? (Учащиеся отвечают - это расстояние между точками

В и В 1 ).

В каких единицах измеряется длина? (В метрах, километрах, милях и т. д.). Мы будем применять сантиметры.

Что мы получим, если отрезок ВВ1 продолжить по линейке в обе стороны? (Ответ ученицы: получим прямую).
Если прямую разделить на две части, то, как называют каждую из них? (Ответ учащихся: лучом). Точку В называют началом этих лучей. Конца у луча нет.

Как называется эта фигура? (Ответ учащихся: это угол с вершиной в точке В). Угол – фигура, образованная двумя лучами. Лучи, образующие угол, называются сторонами угла. Как называется угол, если одна сторона расположена вертикально, а другая горизонтально? (Ответ учащихся: этот угол называют прямым). Прямой угол есть в любом треугольнике (показываю разные виды треугольников).

3. Изложение нового материала.

“Третий этап в решении нашей проблемной задачи – непосредственно построение чертежа основы фартука. Я вижу, информационный отдел опять подготовил для нас сообщение!” (Ученица рассказывает о рабочей одежде. Слайд 6).

“Прежде чем использовать фартук надо его изготовить. Под изготовлением понимают: изготовление выкройки, раскрой, шитье” (Слайд 7). “Изготовлением выкройки занимается конструктор. Этому предшествует большая работа”. (Сообщение ученицы “Чем занимается конструктор”? Слайд 8).

“ В своей работе конструктор при построении чертежа пользуется условными обозначениями. А какими пользуемся мы”? (Экспресс-опрос. Слайд 9).

“У нас опять сообщение информационного отдела. На этот раз об истории возникновении чертежа”. (Слайд 10).

4. Практическая работа.

4.1. Вводный инструктаж.

4.1.1. Масштаб, масштабная линейка (Слайд 11). (Рассказываю, что такое масштаб, масштабная линейка, как ею пользоваться);

4.1.2. Демонстрация чертежа и объяснение поэтапного построения с использованием презентации. (Слайд 12).

4.2. Текущий инструктаж. (Звучит спокойная музыка).

4.2.1. Проверка правильности построения прямых углов;

4.2.2. Проверка правильности размеров чертежа;

4.2.3. Контроль использования масштабной линейки;

4.2.4. Контроль за порядком на рабочем месте.

4.3. Физминутка. (Звучит активная музыка. Слайды 13, 14).

4.4. Текущий инструктаж.

Окончательная отработка чертежа с использованием основных линий. (Объясняю учащимся, что контуры чертежа фартука обводят толстой сплошной линией; вспомогательные – тонкой сплошной; линию середины фартука – штрих-пунктирной).

4.5. Заключительный инструктаж.

4.5.1. Названия деталей фартука и линий чертежа (учащиеся отмечают на чертежах).

4.5.2. Геометрические фигуры, полученные при построении чертежа, и детали фартука (Слайд 15).

В форме беседы: “Сколько углов имеет нагрудник? (Четыре). Значит, эта фигура называется… (Четырехугольник). Как называется четырехугольник, у которого все углы прямые? (Прямоугольник). Какие детали фартука имеют форму прямоугольника? (Нижняя часть фартука, пояс, бретели). Если у прямоугольника все стороны равны, как он называется? (Квадратом). Какая деталь фартука имеет форму квадрата? (Карман)”.

4.5.3. Проверка чертежей, анализ характерных ошибок и их причин.

“Как в любом конструкторском бюро, у нас есть ОТК (отдел технического контроля). Сейчас он проверит, как вы выполнили работу. (Выбираю несколько учениц, которые лучше всех начертили фартук. Даю им “Технические условия” (Слайд 16) на контроль качества чертежа фартука, по которым они проверяют правильность и качество работы).

Пока ОТК работает, вы можете отдохнуть – решите кроссворд” (Слайд 17).

(Через несколько минут проверяю правильность решения кроссворда). “Обратите внимание на следующий слайд “Пишите правильно” (Слайд 18).

ОТК сообщает результаты, я комментирую каждую работу, сообщаю оценки. “Молодцы! Все справились с заданием! Я уверена, что вы (обращаюсь к ученицам) умеете применять свои знания в практической деятельности. Наше конструкторское бюро справилось с проблемной задачей и достигло поставленной цели!” (Слайд 19).

5. Рефлексия (Слайд 20).

“Поделитесь своими мыслями, ощущениями по поводу результатов урока: что вы узнали нового, чему научились, какие открытия сделали для себя?”

6. Домашнее задание.

- Опережающее задание: нарисовать эскиз фартука.

- Принести клей, цветную бумагу, газету.

7. Уборка рабочих мест.

Литература для учителя

  1. Симоненко В. Д. Технология. Обслуживающий труд: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 192 с.
  2. Виленкин Н. Я. И др., “Математика”, 5 класс, Москва, “Просвещение”, 2007 г.
  3. Мельникова Л, В. и др., “Методика трудового обучения”, Москва, “Просвещение”, 2005 г.
  4. Чернякова В. Н. “Технология обработки ткани”, Москва, “Просвещение”, 2006 г.
  5. Тарасова А. П., “Домоводство и обучающий труд”, Санкт-Петербург, “МиМ-Экспресс”, 1996 г.

Интернет-ресурсы

https://urok.1sept.ru/

http://portfolio.1sept.ru/

Литература для внеклассного чтения учащихся

  1.  Левиева С. Н. Шнейдеров В. С. “Мир профессий. Человек – знаковая система” Москва “Молодая гвардия” 2001 г.

Приложение (Технологическая карта урока)