Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто.
Сократ
В национальной образовательной инициативе “НАША НОВАЯ ШКОЛА” здоровье школьников определено одним из ключевых направлений развития общего образования. Вопрос о здоровье учащихся ставит на повестку дня и другой вопрос о здоровье учителя. Мы понимаем, здоровый учитель – здоровый ученик. Сохранение здоровья учителя и ученика – здоровья души и тела - это актуальная проблема современного образовательного учреждения.
Значительная часть времени, проведенная учителями и учениками в школе, приходится на урочную деятельность. Мы часто задумываемся над вопросом: что и как нужно сделать, чтобы годы учебы и работы в школе помогали сохранить и укрепить здоровье главных участников образовательного процесса. Психологически здоровый учитель реально способен создать комфортную атмосферу в классе, обеспечивающую воспитание, обучение и развитие ребенка.
Учителям необходимо обращать внимание на здоровьесберегающую составляющую урока. В таблице 1 приведена схема анализа урока с позиции здоровьесбережения. Данный материал может использовать заместитель директора по УВР при посещении уроков, также учитель для самоанализа.
Таблица 1
Анализ урока с позиции здоровьесбережения
№ № | Критерии / Даты урока | ||||||
1. | Гигиенические условия в классе | ||||||
2. | Виды учебной деятельности (не менее 4) | ||||||
3. | Продолжительность, частота чередования различных видов учебной деятельности. | ||||||
4. | Виды преподавания (не менее 3) | ||||||
5. | Использование методов, способствующих активизации инициативы, творчества | ||||||
6. | Включение в урок вопросов, связанных со здоровьем | ||||||
7. | Благоприятный психологический климат | ||||||
8. | Отсутствие на уроке конфликтов | ||||||
9. | Преобладающее выражение лица учителя | ||||||
10. | Темп, особенности окончания урока | ||||||
11. | Состояние учеников, выходящих с урока | ||||||
Сумма баллов | |||||||
Оценка |
Реализовано полностью – 2 б. Реализовано частично – 1 б. Не реализовано – 0 б.
Коэффициент эффективности: к =(количество/22)х100%
85 и более – урок отличный 65 – 84б – урок хороший 45 – 64б – урок удовлетворительный
По итогам анализа посещенных уроков можно сделать следующие выводы.
1. Гигиенические условия в классе (чистота, температура, свежесть воздуха). Не все учителя на это обращают внимание.
2. Число видов учебной деятельности. Нормой считается 4-7 видов за урок. По данному показателю в норму попадают практически все учителя школы.
3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Норма ориентировочная – 7-10 минут. Наиболее удачно это получается у 74% учителей.
4. Число используемых учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа. Рекомендуется не менее 3-х за урок. Подавляющее большинство уроков в школе проводится в соответствии с нормой.
5. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся. К таким методам относятся: методы свободного выбора – свободная беседа, выбор действия, свобода творчества, консультации, ученики в роли учителей… Этот аспект оценки урока говорит о психологическом климате на уроке. Данные методы используют 63% учителей.
6. Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Западающий момент на всех уроках.
7. Благоприятный психологический климат – один из показателей успешности проведения урока. Заряд позитивных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, наблюдается на уроках у 56% учителей.
Анализ межличностного общения как фактора психологического благополучия на основании опроса учащихся показал.
доброжелательно держат себя с детьми – 80% учителей;
обстановку доверия создают – 75% учителей;
открыто не боятся выразить свое чувство – 81% учителей;
динамично и легко разрешают конфликты, проблемы – 78% учителей;
индивидуализируют общение с учащимися – 65% ;
стимулируют инициативу – 67%.
С одной стороны, показатели достаточно высокие, но общение – это вопрос индивидуальный, и каждый преподаватель должен еще раз обратить на него внимание, ведь от этого зависит психологический микроклимат в классе.
8. Наличие на уроке конфликтов между учителем и учащимся: из-за нарушения дисциплины, несогласия с отметкой… Здесь необходимо умение учителя грамотно нейтрализовать это, без нарушения работы всего класса.
9. Преобладающее выражение лица учителя (различные проявления доброжелательности, улыбчивости, заботы). Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных шуток, использования юмора, поговорок, собственных примеров.
10. Темп, особенности окончания урока. Здесь необходима работа всем учителям. Часто наблюдается скомканный конец урока, неоправданно быстрый темп, отсутствие времени на вопросы учащихся, торопливая запись домашнего задания. Все это ненужный стресс как для школьников, так и для самого учителя. Недопустима задержка учащихся в классе после звонка.
11. Интегральным показателем эффективности проведенного занятия является состояние и вид учеников, приходящих и выходящих с урока. Совет: учителям обращать на это внимание.
Не стоит забывать про целенаправленное действие жизненной цепочки “Здоровье – работоспособность – эффективность – развитие – успешность”.
На мой взгляд, над этой темой стоит задумываться регулярно. От нашего собственного психологического здоровья зависит и здоровье учеников. “Больной учитель не может воспитать здоровых учеников!” Не забывайте о собственном здоровье.
Заведите дневник учителя, куда записывайте ваши собственные выводы, правила, которыми дальше вы будете руководствоваться. Несколько примеров учителя Юрия Устинова:
1. Не бойся Им показаться “не таким”. Бойся, что Они тебе покажутся не такими.
2. Будь в себе самом каждым из Них.
3. Помоги каждому из Них судить себя, но не суди сам.
4. Каждого из Них будят по утрам по-разному.
5. Севши на муравейник, царем муравьев не станешь.
6. Всегда думай, как поставить стул: рядом или напротив.
7. Они разные не только между собой, но и каждый миг.
8. Пусть тебя легко будет найти.
9. Держи руку на стоп кране.
10. Не жди.