Тема: Бактерии: строение и жизнедеятельность.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока: Сформировать общее представление о бактериях, их строении, жизнедеятельности, основных отличиях про– и эукариотических клеток
Обучающие задачи
- Рассмотреть особенности строения бактерий.
- Выделить характерные признаки этих организмов.
- Познакомить с особенностями питания, размножения.
Развивающие задачи
- Развивать умения учащихся работать с учебником, рабочим листом, с различными ЭОРами.
- Учиться выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы.
Воспитывающие задачи
- Продолжить формирования интереса к предмету.
На уроке ученики работают в парах. Каждому ученику для работы на уроке выдается рабочий лист (Приложение 1). Урок сопровождается презентацией (Приложение 2)
Организация начала занятия. Подготовка учащихся к работе. Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество.
Актуализация знаний учащихся о строении клеток и тканей: индивидуальная работа с последующей взаимопроверкой.
Вариант 1
Выпишите номера правильных утверждений.
- Растения состоят из клеток.
- В растительных и животных клетках есть ядро
- Пластиды содержат запасы воды
- В молодой клетке растений имеется крупная вакуоль
- У животной клетки толстая клеточная стенка
- В вакуолях содержится клеточный сок
- Все органические вещества горят
- Эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная ткани встречаются у животных
Вариант 2
Выпишите номера правильных утверждений.
- Клетки растений имеют плотную клеточную стенку.
- Под оболочкой растительных и животных клеток находится цитоплазма.
- Зеленые пластиды – это хлоропласты.
- Клетка – это живая биосистема.
- Цитоплазма клеток не способна к движению.
- В животных клетках есть вакуоли с клеточным соком
- Крахмал можно обнаружить с помощью йода.
- Скелет рыбы образован механической тканью.
Введение в тему урока
Вопрос к классу:
– Как вы думаете, что изображено на слайде? (различные представители царств живой природы)
– Какие царства живых организмов вы знаете?
– Представителей, какого царства не хватает на рисунке? (бактерий)
– С каким царством мы познакомимся на сегодняшнем уроке? Какова тема и цель нашего урока?
Формулировка учащимися темы урока: дети сообщают тему и цель, учитель обобщает их ответы, записывает тему урока “Бактерии: строение и жизнедеятельность”.
История открытия бактерий. Краткий рассказ учителя.
Левенгук увидел под микроскопом бактерия различной формы. Решите кроссворд и вы узнаете о разнообразие форм бактериальных клеток. Учитель организует работу в парах, дети пользуются текстом параграфа и заполняют кроссворд, далее осуществляется проверка.
Задание № 1. Решите кроссворд “Формы бактериальных клеток”.
– Как вы думаете, что позволяет бактериям сохранять разнообразную форму? (ученики высказывают свои предположения)
– Для того чтобы верно ответить на этот вопрос необходимо изучить строение бактерий.
Строение бактерий изучается с использованием ЭОРов.
http://fcior.edu.ru/card/22600/bakterii-detalizirovannoe-predstavlenie.html
После демонстрации детализированного представления “Бактерии” учитель осуществляет первичную проверку понимания, организует фронтальную беседу с классом о строении бактерий:
– Почему бактерии могут сохранять постоянную форму?
– Что расположено под оболочкой бактерии?
– Есть ли у бактерий ядро?
– Как называются организмы, у которых в клетках отсутствует оформленное ядро?
– Почему бактерий относят к прокариотам?
– Какие организмы называют эукариотами?
– Сделайте подписи к рисунку “Строение бактериальной клетки” задание № 2 рабочего листа, последующая проверка.
– Выполните задание № 3 рабочего листа “Вставьте в текст пропущенную фразу”.
Бактерии – это самые древние живые организмы на Земле. Клетки бактерий можно увидеть только в микроскоп. Бактерии широко распространены в природе. Формы их клеток очень разнообразны. Все бактерии ______________________
А) лишены ядра,
Б) имеют ядро,
В) имеют ядро и лишены ядрышка.
– Кто лишний? Почему? (На слайде изображены представители царств Животные, Растения, Грибы и Бактерии).
– Выполните задание № 4 в рабочем листе. Работайте в парах, при заполнении таблицы пользуйтесь текстом параграфа (стр. 41).
Прокариоты – | Эукариоты – |
примеры | Примеры |
Выполните задание № 5.
Сравните клетки, впишите буквы таблицу:
А) клеточная стенка,
Б) ядро,
В) цитоплазма,
Г) жгутики,
Д) вакуоли,
Е) пластиды.
Прокариоты | эукариоты |
– Учитель предлагает ученикам, работая в парах, решить головоломку
ИИРЕТКАБИКТУСАЗ
ТТЮАВЫТАБАРЕРЕП
ПОВТСЕЧИЛОК ЕОКА
ЯСЕДВЕОРОТОК, ИЩИ
ТЕАШЫВЕРПЗАРИКТ
АМЮУННЕВТСБОСХИ
УСС
Правильный ответ: “За сутки бактерии перерабатывают такое количество пищи, которое в десятки раз превышает их собственную массу”.
– Как же питаются бактерии? Об этом вы узнаете, прочитав параграф и заполнив схему, задание 5 рабочего листа. Учащиеся работают в парах. После выполнения задания осуществляется фронтальная проверка.
Задание № 5. Закончите составление схемы “Типы питания бактерий”.
Типы питания бактерий | |
– Как вы думаете, какой процесс изображен на слайде? (размножение бактерий)
– Как происходит размножение бактерий? (путем деления)
– Бактерии – удивительные существа. Решив задачу, вы узнаете, как интенсивно размножаются бактерии. Учащиеся работают в парах.
Задача: “Холерный вибрион при благоприятных условиях делится каждые 20 минут на две дочерние клетки. Сколько клеток получится из исходной материнской клетки за 10 часов?”
– Одна бактериальная клетка за 10 суток может воспроизвести количество клеток, по объему равное нашей планете. Как вы думаете, а такое возможно? Ответ обоснуйте.
– Как вы думаете, что изображено на слайде? (На слайде 4 картинки с подписями непроветренная комната, улица, морской воздух, горный воздух и около каждой картинки цифры). Учащиеся обсуждают увиденное, высказывают свои предположение и приходят к заключению, что изображено количество бактерий в воздухе.
– Какой вывод мы можем сделать? (Необходимо проветривать помещения)
– Правильно, более подробно о том, почему нужно проветривать помещения мы поговорим на следующем уроке
Рефлексия:
– Что вы узнали на уроке нового?
– Что бы вы хотели еще узнать?
– Что вам понравилось на уроке?
– Что вам не понравилось на уроке?
Учитель подводит итог, объявляет оценки за работу на уроке. Предлагает дифференцированное домашнее задание: параграф в учебнике “Бактерии, строение и жизнедеятельность”, для желающих подготовить синквейн на тему строение и жизнедеятельность бактерий, составить кроссворд о бактериях (5 слов), подготовить презентации из 5 слайдов “Значение бактерий в природе”, “Значение бактерий в жизни человека”.