Методика обучения аудированию как виду речевой деятельности и типология упражнений по формированию навыков аудирования

Разделы: Иностранные языки


В отечественной методике выделяют четыре основных механизма аудирования: речевой слух, память, вероятностное прогнозирование, механизм артикулирования (Соловова Е.Н.).

В качестве основных умений аудирования Н.В.Елухина выделяет следующие шесть умений:

  • отделять главное от второстепенного;
  • определять тему сообщения;
  • членить текст на смысловые куски;
  • устанавливать логические связи;
  • выделять главную мысль;
  • воспринимать сообщения в определенном темпе, определенной длительности, до конца без пропусков.

1. Трудности понимания иноязычной речи на слух и пути их преодоления

Существует целый ряд объективных трудностей, препятствующих пониманию речи с первого раза:

  • трудности, обусловленные условиями аудирования (внешние шумы, помехи, плохая акустика).
  • Трудности, обусловленные индивидуальными особенностями источника речи (особенности дикции, тембра, паузации, нарушения артикуляции (картавость, шепелявость, заикание, возрастные особенности, различные акценты и диалекты).
  • Трудности, обусловленные языковыми особенностями воспринимаемого материала (использование большого количества незнакомой лексики, идиоматических выражений, разговорных формул, специальных терминов, аббревиатур).

Пути преодоления трудностей первой группы:

  • использовать при предъявлении текста мимику, жесты, движения губ, контакт глаз, а также сохранение среднего темпа естественной иноязычной речи, но при условии, что для облегчения понимания на начальном этапе будут паузы между фразами, грамотное использование аудиокассет на уроке.

Пути преодоления трудностей второй группы:

  • очень важно, чтобы обучаемые имели возможность слушать как мужские, так и женские голоса на иностранном языке, аудировать людей разного возраста.

Пути преодоления трудностей третьей группы:

  • знание речевых моделей, обслуживающих конкретные ситуации общения, наиболее частотных фразеологизмов и клише может значительно облегчить понимание речи на слух;
  • количество незнакомых слов может составлять 3% от всех слов текста;
  • незнакомые слова не должны быть ключевыми словами;
  • формирование умения догадываться о значении новых слов, а также умения понимать смысл фразы и текста в целом, несмотря на наличие в нем незнакомых элементов.

Все рассмотренные трудности аудирования могут быть преодолены с помощью правильного подбора текстов и методически целесообразной организации деятельности учащихся на их основе.

2. Система упражнений по формированию навыков аудирования

Под системой упражнений понимается организация взаимосвязанных действий, расположенных в порядке нарастания языковых и операционных трудностей, с учетом последовательности становления речевых умений и навыков в различных видах речевой деятельности.

При построении системы упражнений для аудирования следует учитывать следующее:

1) взаимодействие аудирования и говорения как двух форм устного общения;
2) взаимодействие подготовительных и речевых упражнений, их дозировка и последовательность выполнения зависят от языковой подготовки учащихся и их речевого опыта, в частности, в области восприятия на слух;
3) постепенное увеличение трудностей, что позволит гарантировать посильность выполнения упражнений на разных этапах обучения.

Подготовительные упражнения.

Цель подготовительных упражнений заключается в том, чтобы предварительно (до слушания текста) снять трудности лингвистического или психологического характера, что позволит аудитору сосредоточить свое внимание на восприятии содержания.

Учитывая факторы, влияющие на восприятие речевых сообщений, в подготовительных упражнениях можно выделить две группы:

1) упражнения, направленные на снятие трудностей лингвистического характера
2) упражнения, направленные на преодоление трудностей психологического характера.

В результате выполнения упражнений 1-й группы формируются следующие умения:

1) вычленение из речевых сообщений незнакомых явлений, их дифференциация и понимание;
2) соотнесение звуковых образцов с семантикой;
3) определение значения слов (с помощью словообразовательной догадки);
4) определение контекстного значения различных лексических единиц и грамматических конструкций;
5) распознавание и осмысление синонимических и антонимических явлений и др.

Вторая группа подготовительных упражнений способствует развитию:

1) прогностических умений;
2) объема кратковременной и словесно-логической памяти;
3) механизма эквивалентных замен;
4) речевого слуха;
5) умений свертывать (редуцировать) внутреннюю речь и др.

Речевые упражнения

способствуют выработке умений воспринимать речевые сообщения в условиях, приближающихся к естественному речевому общению. Они обучают:

а) определять наиболее информативные части сообщения;
б) устранять пробелы в понимании за счет прогнозирования на уровне текста;
в) соотносить текст с ситуацией общения;
г) членить аудиотекст на смысловые куски и определять основную мысль в каждом из них;
д) письменно фиксировать основную часть информации.

3. Приемы и методы обучения аудированию на различных этапах работы с текстом.

Для эффективного обучения аудированию важен выбор аудиотекста. Существует ряд требований к текстам для аудирования: воспитательная ценность, интересный сюжет, информативность, значимость и достоверность излагаемых фактов, соответствие возрастному уровню развития ученика и конкретным целям обучения на разных этапах, аутентичность текста. Для обучения аудированию в школе используются аутентичные, полуаутентичные и учебные тексты.

Как отечественные, так и зарубежные методисты традиционно предлагают разбить работу над текстом на три этапа (Соловова Е.Н.)

1) До прослушивания

Предварительная инструкция создает мотивационную и организационную установку, мобилизует на активную работу. Она включает формулировку задания, разъясняет пути его выполнения, ориентирует в трудностях, иногда указывает формы проверки понимания. От первичной установки зависит степень мотивации слушателей, а, следовательно, и процент усвоения содержания. Помимо усиления мотивации и формулирования установки на первичное прослушивание, учитель должен снять возможные трудности. Мотивационная установка показывает учащимся, на что обратить внимание, какие возникнут трудности и как в связи с ними организовать свою работу.

Наиболее типичные установки-задания для этого этапа работы с текстом:

  • догадка по заголовку/новым словам/иллюстрациям.
  • краткое изложение основной темы учителем, введение в проблематику текста).

2) Во время прослушивания

Наиболее типичные установки-задания для этого этапа работы с текстом:

  • прослушать текст и вставить пропущенные слова в предложениях
  • прослушать текст и сказать, какие из предложенных словосочетаний употреблялись в нем без каких-либо изменений
  • прослушать текст и сказать, какие определения к следующим словам в нем встречались.
  • закончить следующие предложения.
  • прослушать текст и сказать, что в нем говорилось о чем-либо.
  • прослушать текст и найти русский/ английский эквивалент слов в параллельном столбце).

3) После прослушивания

Учитель может предложить выполнить

– задания на творческую переработку воспринятой информации;
– задания на использование полученных сведений в общении и других видах деятельности (Рогова Г.В.).

Примеры заданий на контроль понимания после прослушивания:

  • подтвердить или опровергнуть высказывания;
  • подобрать иллюстрации к тексту;
  • упорядочить пункты плана;
  • отметить на карте план маршрута;
  • выполнить тест множественного выбора (из 3-4 утверждений – одно правильное, остальные – дистракторы – отвлекающие);
  • выполнить тест восстановления (учащиеся слушают текст дважды. Второй раз текст предъявляется с пропусками с определенными заранее интервалами, например, каждого 7-го слова. Задача учеников – записать по порядку пропущенные слова.);
  • выполнить альтернативный тест (да – нет, “+”, “-”);
  • выбрать заголовок текста из нескольких предложенных вариантов;
  • определить количество смысловых частей;
  • изобразить услышанное в виде рисунка.

Приложение