Любой крупный успех в жизни и профессии начинается с образования. Сама жизнь диктует требования к современному среднему образованию как к системе формирования компетенций, то есть успешный выпускник школы это не «накопитель знаний», а человек, способный найти верные решения в возникающих проблемных ситуациях. Поэтому занятие наукой в школьные годы позволяет развить необходимые навыки логического мышления, способность находить новые решения возникающих проблем.
В условиях, когда перед всем российским обществом стоят задачи перехода на инновационный путь развития, решение проблем в таких сферах, как достижение общественного согласия, создание экономики высоких технологий, развитие образования и науки, эти задачи должны решаться с активным участием научной молодежи – старшеклассников, студентов, аспирантов, молодых ученых. В связи с этим возрастает и роль объединений, выражающих интересы научной молодежи.
Однако в современной молодёжной среде падение престижности академического образования, занятий научной деятельностью, преобладание в среде старшеклассников ценностей материальных, а не духовных становятся причинами ослабления мотивации старшеклассников к учебной деятельности, это приводит к формированию в среде молодых людей пассивности, увлечению различными субкультурами, в том числе наркогенными, ведёт к поиску новых, часто социально опасных видов досуговой деятельности, служит одной из множества причин формирования у подростков адиктивного и асоциального поведения.
Поэтому в рамках школы следует привлечь внимание к подростковым и молодежным проблемам в целом и к проблемам молодежного досуга в частности. В качестве альтернативы негативным действиям молодежи и средством профилактики асоциальных явлений могут стать занятия в кружках по интересам, спортивных секциях, творческих коллективах, молодежном движении, детско-юношеских объединениях, школьных музеях. Организация досуга учащейся молодежи является важным направлением в работе школы.
В МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 24 одной из форм организации досуга подростков выступает привлечение их к исследовательской и проектной деятельности в рамках Научного общества учащихся «Поиск Юных». Научное общество – это добровольное объединение обучающихся школы, стремящихся совершенствовать свои знания в различных науках, развивать свой интеллект, приобретать начальные навыки учебно-исследовательской деятельности.
Работа с одаренными и способными учащимися, их выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности в нашей школе. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений системы работы с одаренными детьми в нашей школе.
Созданная система помогает одаренным и талантливым детям реализовать свои возможности, принимая участие в работе научного общества учащихся, олимпиадах и конференциях, занимаясь индивидуальной исследовательской деятельностью под руководством научного руководителя, осуществляя выбор профильного класса и специализированных курсов. При этом решаются основные задачи по выявлению и отбору одаренных детей, созданию максимально благоприятных условий для интеллектуального развития школьников, разработке и внедрению нового содержания образования, прогрессивных технологий, созданию условий одаренным детям для реализации их творческих способностей в научно-исследовательской и поисковой деятельности [1].
Программа НОУ «Поиск Юных» – это социально-образовательная программа для подростков и старшеклассников, координирующая учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся в рамках школы. Работа НОУ направлена на развитие интеллектуальной, творческой и социальной активности, познавательных интересов и стремления к самообразованию в процессе углублённого изучения различных учебных дисциплин. Принципиальная цель – поднять ценность и престиж серьёзного фундаментального образования, которое является начальной ступенью подготовки будущего высоко квалифицированного специалиста [2].
Задачами НОУ являются:
- формирование у обучающихся научного мировоззрения;
- пропаганда среди школьников достижений отечественной и мировой науки;
- формирование интереса к глубокому изучению основ наук и научно-исследовательской деятельности;
- выработка у школьников творческого отношения к учебному труду;
- содействие в профессиональной ориентации;
- обучение методам и приёмам ведения научного исследования, умению работать с научными источниками.
Научное общество учащихся работает в нашей школе с сентября 2007 года. Сначала работа общества носила организационный характер: было утверждено положение о Научном обществе учащихся, разработанное творческой группой; назначен руководитель НОУ. Целью создания Научного общества было выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных и творческих способностей, организация исследовательской деятельности. В научное общество вступили ученики 8-11-х классов, выразившие желание расширить свои знания в различных предметных областях. Были открыты четыре предметных секции: лингвистическая, социологическая, краеведческая и проектная.
В соответствии с уровнем подготовки были составлены планы работы, определена тематика научно-исследовательской деятельности для каждого ученика. Первоочередными задачами являлись обучение работе с научной литературой, освоение методики проведения эксперимента, приобретение навыков исследовательской работы [3]. В следующем году предполагается, открытие новых секций по желанию обучающихся, расширение тематики исследовательских работ. Одна из трудностей в организации работы новых направлений НОУ – подбор научных руководителей. Думается, что сотрудничество с вузами города поможет, в большинстве случаев, решить эту проблему.
Над индивидуальной темой исследования ученики работают в течение двух-трёх лет, что позволяет им глубоко изучить исследуемую проблему и выполнить работу на достаточно хорошем уровне, который дает возможность стать участником общешкольных и студенческих городских научно-практических конференций и фестивалей учебно-исследовательских проектов на уровне школы, города и России.
Представим результаты деятельности НОУ «Поиск Юных». Ежегодно члены Научного общества учащихся организуют и проводят школьную научно-практическую конференцию «Лингвистические чтения». В конференции принимают участие ученики школы, а с 2011 года конференция стала носить общегородской характер.
Члены Научного общества первыми среди старшеклассников города приняли участие в работе городской молодёжной научно-практической конференции «Социально активная молодёжь – городу Волжскому» (11 декабря, 2007 г.), где рассказали об организации досуга старшеклассников через привлечение к работе в школьном музее космонавтики.
В рамках проектного направления ученицы представили свои проекты на школьном фестивале проектов. Было продемонстрировано два проекта по английской и русской филологии. Проект «Отражение ценностных предпочтений современного социума в антипословицах» стал победителем на школьном фестивале проектов, на городском фестивале проектов проект получил диплом победителя в номинации «Народное голосование».
Научное общество предоставляет возможность участвовать во всероссийских фестивалях и конкурсах. Ученики, члены Научного общества нашей школы, вовлечены в систему дистанционного обучения, становятся участниками открытой городской дистанционной конференции ученических проектов. Члены научного общества по приглашению Малой академии наук и студенческого научного общества ВГИ ВолГУ приняли участие в студенческой конференции и выступили с научными разработками.
В 2009 году приняли участие во 2-ой Всероссийской научно-практической конференции «Языковая политика и молодёжь», посвящённой 70-летию ПГПУ им. В.Г. Белинского, факультету русского языка, Году молодёжи (г. Пенза), принимали участие в работе областной научно-практической конференции по вопросам экономики для школьников и студентов «Современное мышление» в г. Волгоград, организованной Волгоградской региональной молодёжной организацией «Достижения молодых» (3 апреля 2010г.).
Работа в рамках Научного общества дает возможность каждому ученику совершенствовать свои знания в выбранной предметной области, развивать интеллект, приобретать умения и навыки в научно-исследовательской и научно-экспериментальной деятельности под руководством научного руководителя. Участие в научных конференциях и фестивалях проектов способствует ознакомлению с работами других учеников, предоставляет ценный опыт развития коммуникативных способностей, учит умениям выдвигать и обосновывать свои предположения, представлять альтернативные объяснения, доказывать свою точку зрения, соглашаться с оппонентом.
Таким образом, исследовательская и проектная деятельность старшеклассников является действенной формой организации досуга одарённых и способных подростков в рамках школы, выступает важным средством социализации старшеклассников и стимулом приобщения к студенческой жизни.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская
работа в школе. – М.: Вербум-М, 2001.
2. Положение о Научном обществе учащихся «Поиск
Юных» МОУ СОШ с углублённым изучением отдельных
предметов № 24 г. Волжского Волгоградской
области.
3. Савенков А.И. Исследователь. Материалы для
подростков по самостоятельной
исследовательской практике. – Практика
административной работы в школе. – № 5. – 2004. – С.
61-66.