Формирование и развитие умений составляющих коммуникативную компетенцию упражнениями при подготовке к заданиям раздела "Чтения" ГИА и ЕГЭ

Разделы: Иностранные языки


Любой экзамен  – это испытание как для учащихся так и для учителя. Важной задачей учителя является разработка стратегий и тактики подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ.
Чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности в том случае, когда мы читаем для того, чтобы получить необходимую информацию из текста. При этом следует уточнить, что в зависимости от ситуации полнота и точность извлечения информации может быть различной.

Таким образом, задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключаются в следующем: научить учащихся извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определенные технологии чтения.

Чтение может выступать и как средство формирования и контроля смежных речевых умений и языковых навыков, поскольку:

  • использование чтения позволяет учащимся оптимизировать процесс усвоения языкового и речевого материала;
  • коммуникативно-ориентированные задания на контроль лексики и грамматики, аудирования, письма и устной речи предполагают умение читать и строятся на основе письменных текстов и инструкций;
  • упражнения на формирование и отработку всех языковых и речевых навыков и умений также строятся с опорой на текст и письменные установки к упражнениям и заданиям.

В отечественной методике выделяются следующие виды чтения: аналитическое, изучающее просмотровое, поисковое, ознакомительное и т.д.
В зарубежной англоязычной методике также выделяют несколько разновидностей, или умений, чтения, которые наилучшим образом способствуют решению тех или иных речевых задач, связанных с использованием письменных текстов:

  • skimming (определение основной темы/идей/текста);
  • scanning (поиск конкретной информации в тексте);
  • reading for detail (детальной понимание текста не только на уровне содержания, но и на уровне смысла).

Для эффективного чтения на иностранном языке необходимо сформировать и такие навыки как:

  • игнорировать неизвестное, если оно не мешает выполнению поставленной задачи;
  • вычленять смысловую информацию;
  • читать по ключевым словам;
  • работать со словарем;
  • использовать сноски и комментарии, предлагаемые в тексте;
  • интерпретировать и трансформировать текст и т.д.

Большие сложности у учащихся среднего и старшего звена вызывают задания на множественный выбор в формате ЕГЭ и ГИА где проверяется полное и детальной понимание текста. Некоторые текстовые вопросы могут проверять понимание деталей – они связаны с конкретны отрезком текста. Другие вопросы могут проверять понимание всего текста, понимание мыслей и намерений автора, такие тестовые вопросы (один-два) даются последними.
Таким образом, как показывает мой опыт работы, существуют стратегии тренировки выполнения данного вида чтения  -  множественный выбор  состоящий из трех этапов.

Этап 1.

  • Учащиеся просматривают все тестовые вопросы (т.е. начала предложений, концовки которых им надо выбрать) к данному тексту. При этом они не читают варианты ответов, закрывая их листочком или рукой. Просмотрев таким образом все тестовые вопросы и составив представление о  теме текста, они начинают работать с ними по порядку.
  • Прочитав, первый тестовый вопрос (т.е. начало первого предложения) предложите учащимся закончить предложение исходя из прочитанного текста. Откройте и прочитайте первый предложенный вариант ответа.
  • Перечитайте начало предложения, откройте и прочитайте второй вариант ответа,  затем – третий и четвертый. Если учащиеся явно отдают предпочтение одному из вариантов, они определяют к какой части теста относится тестовый вопрос и находят там подтверждение своему выбору. Если учащиеся не могут сделать выбор они переходят ко второму этапу.

Этап 2.

  • Необходимо сосредоточиться на вариантах ответов(т.е. концовках предложений) и определить что роднит и различает четыре варианта ответа: они могут быть очень похожи с одним различием. Эту деталь и надо найти в тексте, что поможет уверенно  выбрать правильный вариант ответа.
  • Напомните учащимся, что если два варианта ответа совпадают по смыслу (синонимичны), ни один из них не может быть правильным.
  • Обращаясь к тексту для проверки своего ответа, учащиеся читают только тот отрезок текста, который им для этого необходим.

Этап 3.

  • Учащиеся читают выбранные ими ответы – все подряд. Проверяют, складываются ли они в логическую картинку и не противоречат ли содержанию текста.
  • Обратите внимание учащихся на то, что сформулировано четко и на то, что только подразумевается. Некоторые ответы в тесте на множественный выбор основаны на намерениях и мнениях авторов.

ГИА и ЕГЭ требуют дополнительное знакомство с форматом теста, овладения технологией выполнения тестовых заданий различных типов и умения работать в ограниченных временных рамках и условиях, характерных для экзамена. Поэтому учитель работающий в старших классах, должен использовать технологии, позволяющие гармонично сочетать интенсивную учебную деятельность по совершенствованию коммуникативных умений с формированием навыков работы в новом экзаменационном формате.

В настоящее время существует множество пособий по подготовке разным типам экзаменов по английскому языку. Я в своей работе с успехом использую  пособие State Exam. Maximiser. Английский язык. Подготовка к экзаменам. Е.Н.Соловова, И.Е.Солокова Изд.Longman.  Пособие содержит большое количество упражнений и рекомендаций к их выполнению.