Любой экзамен – это испытание как для
учащихся так и для учителя. Важной задачей
учителя является разработка стратегий и тактики
подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ.
Чтение выступает как самостоятельный вид
речевой деятельности в том случае, когда мы
читаем для того, чтобы получить необходимую
информацию из текста. При этом следует уточнить,
что в зависимости от ситуации полнота и точность
извлечения информации может быть различной.
Таким образом, задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключаются в следующем: научить учащихся извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определенные технологии чтения.
Чтение может выступать и как средство формирования и контроля смежных речевых умений и языковых навыков, поскольку:
- использование чтения позволяет учащимся оптимизировать процесс усвоения языкового и речевого материала;
- коммуникативно-ориентированные задания на контроль лексики и грамматики, аудирования, письма и устной речи предполагают умение читать и строятся на основе письменных текстов и инструкций;
- упражнения на формирование и отработку всех языковых и речевых навыков и умений также строятся с опорой на текст и письменные установки к упражнениям и заданиям.
В отечественной методике выделяются следующие
виды чтения: аналитическое, изучающее
просмотровое, поисковое, ознакомительное и т.д.
В зарубежной англоязычной методике также
выделяют несколько разновидностей, или умений,
чтения, которые наилучшим образом способствуют
решению тех или иных речевых задач, связанных с
использованием письменных текстов:
- skimming (определение основной темы/идей/текста);
- scanning (поиск конкретной информации в тексте);
- reading for detail (детальной понимание текста не только на уровне содержания, но и на уровне смысла).
Для эффективного чтения на иностранном языке необходимо сформировать и такие навыки как:
- игнорировать неизвестное, если оно не мешает выполнению поставленной задачи;
- вычленять смысловую информацию;
- читать по ключевым словам;
- работать со словарем;
- использовать сноски и комментарии, предлагаемые в тексте;
- интерпретировать и трансформировать текст и т.д.
Большие сложности у учащихся среднего и
старшего звена вызывают задания на
множественный выбор в формате ЕГЭ и ГИА где
проверяется полное и детальной понимание текста.
Некоторые текстовые вопросы могут проверять
понимание деталей – они связаны с конкретны
отрезком текста. Другие вопросы могут проверять
понимание всего текста, понимание мыслей и
намерений автора, такие тестовые вопросы
(один-два) даются последними.
Таким образом, как показывает мой опыт работы,
существуют стратегии тренировки выполнения
данного вида чтения - множественный
выбор состоящий из трех этапов.
Этап 1.
- Учащиеся просматривают все тестовые вопросы (т.е. начала предложений, концовки которых им надо выбрать) к данному тексту. При этом они не читают варианты ответов, закрывая их листочком или рукой. Просмотрев таким образом все тестовые вопросы и составив представление о теме текста, они начинают работать с ними по порядку.
- Прочитав, первый тестовый вопрос (т.е. начало первого предложения) предложите учащимся закончить предложение исходя из прочитанного текста. Откройте и прочитайте первый предложенный вариант ответа.
- Перечитайте начало предложения, откройте и прочитайте второй вариант ответа, затем – третий и четвертый. Если учащиеся явно отдают предпочтение одному из вариантов, они определяют к какой части теста относится тестовый вопрос и находят там подтверждение своему выбору. Если учащиеся не могут сделать выбор они переходят ко второму этапу.
Этап 2.
- Необходимо сосредоточиться на вариантах ответов(т.е. концовках предложений) и определить что роднит и различает четыре варианта ответа: они могут быть очень похожи с одним различием. Эту деталь и надо найти в тексте, что поможет уверенно выбрать правильный вариант ответа.
- Напомните учащимся, что если два варианта ответа совпадают по смыслу (синонимичны), ни один из них не может быть правильным.
- Обращаясь к тексту для проверки своего ответа, учащиеся читают только тот отрезок текста, который им для этого необходим.
Этап 3.
- Учащиеся читают выбранные ими ответы – все подряд. Проверяют, складываются ли они в логическую картинку и не противоречат ли содержанию текста.
- Обратите внимание учащихся на то, что сформулировано четко и на то, что только подразумевается. Некоторые ответы в тесте на множественный выбор основаны на намерениях и мнениях авторов.
ГИА и ЕГЭ требуют дополнительное знакомство с форматом теста, овладения технологией выполнения тестовых заданий различных типов и умения работать в ограниченных временных рамках и условиях, характерных для экзамена. Поэтому учитель работающий в старших классах, должен использовать технологии, позволяющие гармонично сочетать интенсивную учебную деятельность по совершенствованию коммуникативных умений с формированием навыков работы в новом экзаменационном формате.
В настоящее время существует множество пособий по подготовке разным типам экзаменов по английскому языку. Я в своей работе с успехом использую пособие State Exam. Maximiser. Английский язык. Подготовка к экзаменам. Е.Н.Соловова, И.Е.Солокова Изд.Longman. Пособие содержит большое количество упражнений и рекомендаций к их выполнению.