Программное содержание:
- Закрепить с детьми общие представления об их правах.
- Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления.
- Учить рассуждать, делать выводы.
- Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Оборудование: книга «Права ребенка», макеты деревьев с указателями «Дом Бабы Яги», макет дома Бабы Яги, костюм Бабы Яги, костюм Лесовичка, изображение ручейка из плотной ткани, детали крупного конструктора для создания мостика, подушка-думка на каждого ребенка, цветок (лепестки с правами детей вырезанные из плотной бумаги), аудиозаписи: звуки леса, лесного ручья, звуки летящего самолета.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель. Дорогие ребята, мы с вами уже говорили о правах детей, а сегодня я хочу познакомить вас с одной замечательной книгой. Она называется «Права ребенка» (показывает).
Эта книга не простая,
Развернешь – как хороша.
Где написано, что можно,
Где написано нельзя.
(Появляется Баба Яга, ее роль исполняет взрослый).
Баба Яга.
Вах-вах-вах!
Здесь говорят о правах.
Я Бабушка Яга – костяная нога,
А у меня свои права.
Я могу везде бродить,
Могу детишкам навредить.
Вот у этой тетеньки (показывает на воспитателя)
Отберу я книжку.
Что же будут делать
Без нее детишки?
В лес сейчас я убегу,
Не догоните Ягу.
(Баба Яга убегает и прячется в домике)
Воспитатель. Ну и Баба Яга! Забрала
нашу книгу и была такова. Что же нам теперь
делать, ведь Баба Яга живет в дремучем лесу.
Давайте, ребята, догоним ее и вернем нашу книгу. А
помогут нам в этом волшебные тучки.
Садитесь скорее (дети садятся на подушки). Мы
полетим очень быстро, закройте глаза, чтобы они
не слезились от ветра. Взлетаем. Держитесь крепче
за тучки. (Звучит запись звука летящего
самолета, выставляются макеты деревьев,
открывается макет домика Бабы Яги, звучит запись
звуков леса, голоса птиц).
Слышите? Птицы поют. Мы подлетаем к лесу.
Открываем глаза. Приземляемся на поляне.
Ребята, посмотрите, здесь на деревьях есть
указатели, они приведут нас к дому Бабы Яги.
(Дети друг за другом идут между деревьями, звучит запись звуков леса, дети подходят к дереву).
Воспитатель. (Заглядывает под дерево, там спит Лесовичок – роль исполняет ребенок). Кто ты? Где живешь?
Ребенок. Я Лесовичок, внук хозяина леса Лешего и живу в лесу.
Воспитатель. А почему ты такой бледный и худой?
Ребенок. Дедушка Леший очень строгий и наказывает за любые шалости, не дает еды. Кушаю я только сухие листья да корешки и запиваю водой из болота.
Воспитатель. Ребята, какое право детей нарушает Леший?
Дети. Право на полноценное питание и достаточное количество чистой воды.
Воспитатель. Чтобы не забыть это право мы с вами закрепим лепесток с соответствующим правом.
Ребенок. А почему ваши дети такие румяные и так хорошо выглядят?
Дети. Дома и в детском саду взрослые готовят для нас вкусную еду, в которой много витаминов.
Воспитатель. Ребята, а давайте возьмем Лесовичка к нам в детский сад и угостим его вкусной едой.
(Дети приглашают Лесовичка).
Ребенок. Спасибо, ребята, я с удовольствием пойду с вами.
(Дети идут дальше, звучит запись звуков ручья)
Нам надо перебраться через ручей, но мостик очень узкий, через него опасно переходить, без посторонней помощи нам не справиться. Давайте попросим младшего воспитателя помочь нам.
(Дети переходят через ручей).
– Дети, какое право мы сейчас с вами можем вспомнить.
Дети. Право детей на помощь со стороны взрослых.
(Воспитатель закрепляет лепесток)
Воспитатель. Дети, вы, наверное, устали? Давайте отдохнем и поиграем.
Игра «Найди свой домик»
Воспитатель. Какое право детей мы сейчас мы вспомнили.
Дети. Право детей на отдых.
(Воспитатель закрепляет лепесток).
(Идут дальше, подходят к домику Бабы Яги).
Постучим?
(Появляется Баба Яга).
Баба Яга. Кто такие? Чего явились? Я гостей не жду.
Воспитатель. Мы пришли забрать книгу, которую ты у нас взяла.
Баба Яга. Ничего я у вас не брала! Вы на эту книгу, не каких прав не имеете. Да и на все права, которые в книге напечатаны, могут рассчитывать только дети, верящие в Бабу Ягу, Кощея Бессмертного, и одного с Бабой Ягой цвета кожи и одной с ней национальности. Вот так!
Воспитатель. А как вы думаете, ребята, справедливо ли то, о чем говорит Баба Яга? (Ответы детей) Конечно, нет, ведь все вы имеете равные права. И не важно, кто ваши родители, какой у вас цвет кожи, в кого вы верите. Так что Баба Яга ты не права и верни нам книгу.
(Воспитатель закрепляет лепесток)
Баба Яга. Ой! Ой! Умные какие! Верну, если чья-то из вас мама работает в школе.
Воспитатель. Это почему?
Баба Яга. Потому что книги имеют право читать только дети учителей, в домах жить только дети строителей, лечиться только дети врачей.
Воспитатель. Дети, как выдумаете, справедливо то, что сказала Баба Яга?
Дети. Каждый ребенок имеет право на дом, лечение, обучение. (Воспитатель закрепляет лепестки).
Баба Яга. Ну-ка первый подойди ко мне.
Воспитатель. Баба Яга, почему ты так странно обращаешься к детям? У них есть имена, у каждого свое.
Баба Яга. Имена? А зачем? Зачем давать имена, они все одинаковые, все маленькие обойдутся номерами.
Воспитатель. Дети, вы согласны с Бабой Ягой? Давайте представимся Бабе Яге, а эхо нам поможет.
Игра «Эхо»: дети становятся в круг, поочередно произносят свои имена, а остальные хором их повторяют.
Воспитатель. Каждый ребенок с рождения имеет право на собственное имя.
(Воспитатель закрепляет лепесток, Баба Яга уходит в дом).
Воспитатель. Мне почему-то жалко Бабу
Ягу, может она совершает плохие поступки, потому
что ее никто не любит и не заботится о ней. Ведь
все имеют право на любовь и заботу.
Это право имеете и все вы. (Закрепляет лепесток)
– Ребята, посмотрите, какой красивы цветок
получился, давайте подарим его Бабе Яге.
(Стучатся, дарят цветок).
Баба Яга. Спасибо, ребята. Так приятно получать подарки. Забирайте свою книгу, я больше не буду проказничать.
Воспитатель. А мы с вами возвращаемся в детский сад, а помогут нам в этом наши волшебные тучки. Садитесь. Держитесь крепко. Закрываем глаза. Взлетаем. (Звучит запись звука летящего самолета, убираются деревья).
Итог занятия
Воспитатель. Ребята, вам понравилось
наше путешествие?
– Что больше всего понравилось?
– О каких правах мы сегодня говорили?
Ребенок.
Как хорошо, что есть права
Закон нас строго охраняет.
И в нем важны нам все права
Они великой силой обладают!
Воспитатель. Все права записаны в этой
книге, мы ни раз еще встретимся, и она познакомит
нас с ними.
– А сейчас давайте пригласим нашего гостя
Лесовичка к столу и угостим вкусной и
полезной едой. (Угощает детей фруктами и
соком).