Цель: создать условия, для развития и укрепления нравственного и культурного потенциала учащихся и их родителей.
Особенности внедрения программы: в экспериментальной деятельность необходимо ориентироваться на усиление взаимосвязи с социокультурными и спортивных организаций микрорайона, а так же приумножение возможностей семейного социума. Ведь без осознания личности своей значимости в социальном окружении, в семейных отношениях, невозможно изменить общество и реализоваться в нем как гражданину. Эффективность воспитательной работы повышается при условии сочетания активной деятельности детей, педагогов, семьи путем вовлечения их в процесс педагогического сотворчества. Внедряя новые формы педагогического сотрудничества нельзя оставлять без внимания и реализацию социально-педагогических функций школы (поддержка семей, защита прав детей, помощь в жизненном самоопределении подростков и т.д.), и материально-техническую базу воспитательной среды, и ее характерные особенности.
Основными идеями при реализации узловых направлений программы “Семейные ценности” стали следующие:
- система непрерывного воспитания, ориентированная на детей подросткового возраста, предполагает активное включение в эту работу общественности, семьи;
- совместная деятельность школы, семьи и общественности направлена на формирование и развитие позиции личности посредством оздоровления воспитательной среды.
Для реализации данных идей используется воспитательный потенциал социально-педагогической службы школ, в деятельность которой входят: изучение личности ребенка, условий семейного воспитания, координация усилий по работе с семьей и в микросоциуме, организация досуговой, познавательной деятельности подростков и их родителей.
Внедрение программы “Семейные ценности” включала в себя два этапа:
- Аналитико-диагностический. Совместно с психологом общеобразовательного учреждения была разработана тематическая серия анкет и рекомендаций для родителей, организованы индивидуальные беседы, по вопросам воспитания подростков, психолого-педагогические консультации, и посещение семей.
- Деятельностный, основная задача которого заключалась во включении родителей, педагогов и учащихся в совместную социально-значимую деятельность, и регулярную работу по развитию и укрепления нравственного и культурного потенциала учащихся и их родителей.
План реализации программы представлен в таблице № 1.
Таблица № 1.
План реализации программы “Семейные ценности”.
Направления деятельности | Задачи | Срок реализации | Ожидаемые результаты |
Аналитико-диагностическая работа | Изучить образ жизни семьи. Выявит особенности семейного воспитания, взаимоотношения семьи и школы, основные положения детей в системе внутрисемейных отношений. | Сентябрь–октябрь | Получение характеристики микроклимата семей, для облегчения поиска путей взаимодействия школы и семьи, определение средств квалификационное помощи. |
Нравственно-этическое | Создать благоприятные условия общения и взаимодействия, направленные на воспитание высоконравственной личности. | В течение учебного года | Повышение уровня воспитанности учащихся, создание приоритета родительского воспитания. |
Правовое | Познакомить родителей с правами и обязанностями школьников. Организовать целенаправленное просвещение родителей по вопросам формирования представлений о правовой культуре личности, культуре безопасности и жизнедеятельности ребенка. | В течение учебного года | Повышение уровня правовой грамотности родителей. |
Социо-культурное | Повысить культурный уровень семей. Найти пути оптимизации педагогического взаимодействия школы, семьи и досуговых организаций города. | В течение учебного года | Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательного процесса |
Организация полезного досуга | Пропагандировать здоровый образ жизни. Включить семью и общественность в воспитательный процесс | В течение учебного года | Построение межличностной системы отношений детей и взрослых. Совместная организация и проведение досуга детей и родителей. |
Семья – часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения. Процесс формирования гражданской позиции подростков, как сознательно-формирующая и развивающая система отношений личности к самому себе как гражданину, к другим людям как к добровольным участникам общественной жизни страны, к правам и обязанностям, требуется систематической и квалифицированной помощи со стороны воспитательной среды образовательного учреждения. Под понятием квалифицированная помощь мы подразумевали использование традиционных и инновационных форм в работе с родителями и общественностью.
Формы работы по реализации программы “Семейные ценности”:
- Проведение тематических классных часов с участием родителей (“Все профессии нужны, все профессии важны”, “Традиции моей семьи”, “Искусство рукоделия”, “Путешествуем вместе”, и т.д.);
- Работа над мини-проектами “Моя родословная”, “Военная летопись семьи”, “Мои обязанности перед семьей”, “Подарок для детей из детского дома”, “Новогодняя игрушка” и т.п.;
- Диалоги с родителями “Нравственная оценка подростка”, семейные консультации, где каждый родитель мог получить информации по вопросам формирования позиции личности и осознание значимости ребенка в семейных отношениях;
- Родительские беседы (собрания совместно с детьми) “Что есть счастье?”, “Вот и стали мы на год взрослее”;
- Совместные творческие вечера, праздники и экскурсии;
- Ролевая игра “Правила счастливого человека”. Детям вместе с родителями предлагается построить дом, состоящий из кирпичиков – бытовых проблем. После строительства дома несколько кирпичиков по выбору анализируются. Игра проводиться совместно с психологом;
Педагогическое взаимодействие с семьей предполагает единство требований к школьнику и организацию совместной деятельности. Большую воспитательную роль в этом вопросе играет образовательный компонент структурно-содержательной модели, способствующей поэтапному изменению социального развития личности ребенка.