Методическое пособие “Живопись и оригами” направлено на формирование культуры творческой личности, на приобщение детей к миру искусства, которое охватывает множество взаимосвязанных, но различных видов художественной деятельности. Методическое пособие составлено с учетом современных процессов обновления, содержания, общего художественного образования в Российской Федерации с опорой на положения Правительственных документов к вопросам воспитания граждан нашей страны, любви к Отечеству и интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов мира.
Методическое пособие дает детям представления не только о направлениях и стилях в искусстве, но и знакомит с миром пространственных построений из бумаги, который становится неиссякаемым источником новых необычных форм и неожиданных решений.
Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Схемы и чертежи легко воспринимаются зрительно. Пособия педагога позволяют индивидуализировать сложность работы: более сильным детям будет интересна более сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предотвратить перегрузку ребенка, освободить его от страха перед трудностью, приобщить к творчеству.
Новизна методического пособия состоит в том, что знакомясь с миром оригами, ребята постепенно переходят к увлекательному миру дизайна, к своему индивидуальному стилю, что очень важно в художественной деятельности и в повседневной жизни.
Знакомясь с теорией цвета, умело сочетают цветовые оттенки бумаги и красок.
Актуальность методического пособия обусловлена ее практической значимостью. Подбирая к выполненной в красках картинки поделку из оригами, дети приобщаются к декоративно-оформительскому искусству, знакомятся со стилями восточной культуры, приобщаются к искусству украшения эстетической среды, стремятся к новому, еще невыдуманному, участвуют в выставках, конкурсах.
Кроме изготовления картин “Живопись и оригами”, методическое пособие поможет без особых затрат оформить любой праздник, изготовить сувениры, а главное подарит минуты радости и моменты успешности.
Цель методического пособия – формирование развития художественной культуры, развитие ребенка, как целостной личности, его социализации в современном мире, знание теоретических основ рисунка, теории цвета, композиции, знание стилей изобразительного искусства Востока и Запада, развитие художественного вкуса, развитие мелкой моторики руки, что стимулирует развитие памяти и пространственного видения.
Задачи:
1. Обучающие:
– закрепить навыки теории и цвета;
– совершенствовать навыки рисования и аппликации;
– знать историю и способы изготовления бумаги;
– освоить международные условные знаки искусства оригами;
– уметь читать чертежи;
– уметь создавать целостные композиции живопись+оригами.
2. Развивающие:
– развивать наблюдательность, фантазию, воображение;
– развивать интерес к искусству народов мира;
– развивать глазомер, тонкую моторику руки, аккуратность, пространственное видение;
– развивать коммуникативные качества детей;
– способствовать творческому потенциалу детей;
– развивать эстетический вкус.
3. Воспитательные:
– воспитать чувство причастности к мировой и отечественной культуре;
– воспитать чувство товарищества;
– воспитать культуру досуговой деятельности и здорового образа жизни.
Из обычного квадрата бумаги можно создать свой удивительный мир, украсть его цветами, изящными орнаментами, экзотическими животными и птицами.
Модно сделать парусник и фантастический цветок, составить поздравительную открытку, приглашение.
Методическое пособие предназначено для детей в возрасте 10-13 лет, занимающихся художественной деятельностью дополнительно. Группа формируется не более 15 человек по возрасту и художественным способностям. Занятия проходят один раз в неделю по 2 академических часа, с перерывом. Общее количество часов– 72 часа.
Формы занятий:
– теория;
– практика;
– историко-познавательная;
– игровая;
– проектная;
– исследовательская.
№ | Темы |
Общее кол-во часов | В том числе |
|
теоретические часы | практические часы | |||
1 |
Беседа “Исторические сведения об искусстве оригами”. Оборудование занятия. Базовые формы. | 2 |
1 |
1 |
2 |
Композиция “Летят журавли” | 4 |
1 |
3 |
3 |
“Кошечка на полянке” | 4 |
1 |
3 |
4 |
“Цветы в корзинке”. Общая работа, формат А-3. | 5 |
2 |
3 |
5 |
“Бабочка на цветке” | 3 |
1 |
2 |
6 |
Каллиграфия. Орнамент. | 3 |
1 |
2 |
7 |
Ветка сакуры. Птицы. | 5 |
1 |
4 |
8 |
Снежинки. Фонарики. | 3 |
1 |
2 |
9 |
Праздничная открытка. | 3 |
1 |
2 |
10 |
Выставка. Оформление работ | 2 |
2 |
|
11 |
“Цветущий луг”. Общая работа. | 4 |
1 |
3 |
12 |
Многомодульные конструкции “кусадама”. | 4 |
1 |
3 |
13 |
“Пейзаж с лодкой”. Общая работа. | 4 |
1 |
3 |
14 |
“Японка с веером” | 4 |
1 |
3 |
15 |
“Сложные цветы”. Кусадама из 56 элементов. | 5 |
1 |
4 |
16 |
“Голубь мира”. Живопись и оригами. | 4 |
1 |
3 |
17 |
“Яхта на реке” | 3 |
1 |
2 |
18 |
“Весна”. Живопись и оригами. | 5 |
1 |
4 |
19 |
Подарочная коробочка | 2 |
2 |
|
20 |
Выставка “Праздник” | 3 |
1 |
2 |
Итого: | 72 |
19 |
53 |
Методы занятий:
– объяснительно-иллюстративный;
– репродуктивный;
– частично поисковый;
– проблемный.
Форма оценки результативности:
– дифференционно-оценочная;
– взаимооценка;
– самооценка;
– отзывы родителей.
Форма подведения итогов:
– оформления праздников;
– выставок (групповые и персональные);
– отчетная выставка;
– выход на районные и городские конкурсы.
Прогнозируемые результаты
В процессе творческой деятельности ребята знакомятся с искусством оригами, историей развития оригами, выдающимися оригамистами, овладевают закономерностями построения цветовых гармоничных соотношений.
В основе практической деятельности лежит выполнение творческих заданий по графике, живописи, каллиграфии. Научиться создавать стилистически-верные композиции, сочетать живопись и оригами. Развить мыслительные процессы и пространственные видения, учиться читать чертежи, закрепить знания базовых форм оригами. Пользоваться следующими художественными материалами: кистью, фломастерами, пером, использовать цветную бумагу, клей, ножницы, гуашь, акварель, тушь.
Учебно-тематический план
Содержание учебных тем
- Беседа “Исторические сведения об искусстве оригами”. Оборудование занятия. Базовые формы. Знакомство с международными условными знаками. Заполнение тетради.
- Композиция “Летят журавли”. Закат. Рисуем в красках закат на море. Складываем из бумаги журавлей (от большого до маленького), аккуратно точечно приклеиваем на живописную картинку, оформляем в рамочку или на паспорту.
- “Кошечка на полянке”. Рисуем цветочную полянку. Гуашь, акварель. Складываем кошечку (собачку), наклеиваем. Добавляем плоские цветы из оригами. Оформляем.
- “Цветы в корзинке”. Общая работа, формат А-3.Оригами +аппликация. Аппликацией делаем корзинку из полос цветной бумаги. Складываем цвета из оригами. Наклеиваем, добавляя аппликацией ромашки, листочки, бабочки, стрекозки. Оформляем на паспорту.
- “Бабочка на цветке”. Формат А-5. Рисуем большой красивый цветок. Гуашь. Белила. Делаем бабочку, добавляя на крылышки аппликацией кружочки, ромбики, полоски. Картинку оформляем в рамочку. К рамочке прикрепляем бабочку.
- “Каллиграфия”. Орнамент. Урок каллиграфии. Оборудование: тушь, перьевые ручки, деревянные палочки, кисть. Копируем “добрые” иероглифы. Композиция. Простой орнамент.
- “Ветка сакуры. Птицы”. Закрепляем взаимосвязь базовых форм. Складываем все базовые формы. Живопись. Ветка сакуры. Акварель, белила. Складываем птичек. Каллиграфия (иероглиф). Оформляем в рамочку. Формат А-4, или формат А-5.
- “Снежинки. Фонарики”. Изготовляем из цветной бумаги пастельных тонов снежинки, фонарики, на украшение класса, школы.
- “Праздничная открытка”. Делаем оригами: звездочки, лучики, елочки, орнамент. Оформление свободное. Цветная бумага.
- Выставка. Оформление работ.
- “Цветущий луг”. Общая работа на формате А-2. Фон: разливание, набрызги, окропление. Складываем оригами: сложные цветы, бабочки, птички (голуби, журавлики, из квадратов 10*10). Приклеиваем между живописными цветами.
- Многомодульные конструкции “кусадама”. Шар из шести цветных квадратов. Складывание по образцам (8 операций). Вкладываем в образовавшиеся отверстия сухие цветы. Можно подвесить в классе, в комнате.
- “Пейзаж с лодкой”. Общая работа. Формат А-4. Живопись+оригами. Акварель, гуашь. Поделка из оригами “лодочка”, точечно приклеиваем. Композиция свободная.
- “Японка с веером”. Формат А-5. Рисование, каллиграфия, оформление в рамку. Складываем веер применяя аппликацию. Оформляем в рамочку; веер выходит за рамку.
- “Сложные цветы”. Кусадама из 56 элементов. Цветочная кусадама. Базовая форма двойной треугольник. 56 цветных квадратов. 20*20. Работа общая.
- “Голубь мира”. Формат А-4. Свободная композиция, живопись. Складываем голубя. Квадрат 20*20. Добавляем элементы аппликации. Прикрепляем к рамке.
- “Яхта на реке”. Формат А-3. Живопись. Складываем яхту. Квадрат 10*10. Складываем уточек. Цветы, листья. Точечно приклеиваем. Оформляем в рамку или паспорту.
- “Весна”. Общая работа формат А-2. Фон: работа художественными валиками. Техника: дорожки. Окропление, разбрызгивание. Оригами: цветы, орнаменты, бабочки, птички, журавлики.
- “Подарочная коробочка”. Оригами коробочка. Бумага плотная. Роспись стенок коробочки.
- Выставка “Праздник”. Оформление.
Методическое обеспечение
Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятия при работе должна быть максимально компактной и включать в себя информацию о теме и предмете занятия.
Практическая часть занятий занимает большую часть времени, являясь центральной. Как правило, одно задание может быть реализовано на первом занятии и завершено на следующем.
Техническое оснащение занятий включает в себя: набор оборудования для занятий изобразительного искусства, набор оборудования для занятий оригами, книги, справочники, мальберты, парты, стулья, видеопроектор, компьютер.
Презентация к уроку – Приложение 1
Список используемой литературы
- Андреев А.Н. Живопись, Эксмо-М., 2001 г.
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Волшебный квадрат. СПб “Литера”, 2005 г.
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Корабли и самолеты, СПб “Химия”, 1997 г.
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад, СПб “Химия”, 1999 г.
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами для знатоков, СПб “Кристалл”, 1999 г.
- Анн Пипер Энергия красок (абстрактная живопись), Арт-родник, 2008 г.
- Гусакова М.А. Аппликация, М., “Просвещение”, 1997 г.
- Котельников Т.М. Лучшие орнаменты, декоративные мотивы, М., “Астрель”, 2008 г.
- Лежнева Л.В.Легенды о цветах. М., “Аким”, 1998 г.
- Логвиненко А.Н. Декоративная композиция, М., “Владос”, 2008 г.
- Эр Брюсс, Как научиться рисовать пейзаж, Эксмо-пресс, 2001 г.
- Сержантова Т.Р. 100 праздничных моделей. Оригами, М., “Айрис”, 2005 г.
- Сержантова Т.Р. 366 моделей оригами, М. “Айрис”, 2006 г.
- Хейзл Гаррисон Полный курс “Рисунок, живопись”, М., “Эксмо”, 2005 г.