Тренировочное занятие по исследовательской деятельности на тему "Песок" в подготовительной группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи: познакомить детей с методикой и техникой проведения исследования на примере изучения свойств песка.

Предварительная работа: подборка материала и подготовка альбома с картинками о том, где встречается песок, организация наблюдений на прогулке.

Оборудование: альбом о песке, картинка с темой исследования – песком,
карточки с символическим изображением “методов исследования”,
одна большая “ папка юного исследователя” размером А-3,
карандаши,
листочки бумаги 7х7 см,
песок в стаканчиках из-под йогуртов на каждого ребенка,
стаканчики с водой,
листы бумаги,
ложечки,
лупы.

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования – так же, как это делают взрослые ученые. Мне понадобятся два помощника (необходимо выбрать на первом занятии детей активных и смелых). Темой нашего исследования будет материал, который нам хорошо знаком и вы в него играете ежедневно. Послушайте загадку:

Петя замок строит ловко,
Катя торт печет ведерком.
Здесь, у моря на часок
Всех детей собрал / Песок /!

Правильно, это песок. (Карточка с изображением песка кладется перед детьми.)

Затем воспитатель рассказывает о том, что их задача – получить как можно больше сведений о песке и подготовить о нем рассказ – небольшой доклад. А информацию добыть можно разными способами – “ методами исследования”. Необходимо детей подвести к определению методов самостоятельно, а затем их систематизировать и назвать по порядку. (Если возникнут затруднения у детей, ведущую роль на себя должен взять воспитатель и назвать все методы, продемонстрировав их на картинках.)

Итак, план исследования готов:

1. Подумаем и вспомним, что мы знаем.
2. Посмотреть в книге.
3. Спросить у другого человека.
4. Понаблюдать.
5. Провести опыт и эксперимент.
6. Посмотреть в интернете.

Основной этап занятия – это конечно сбор материала. Его необходимо фиксировать на листочках в виде элементарных рисунков, значков, символов, отдельных букв или слов – пиктограмм, а затем размещать их в кармашках на общей папке исследователя.

Итак, подумав самостоятельно, дети приходят к выводу, песок встречается везде и относится к неживой природе. (По ходу воспитатель может задавать наводящие вопросы.) Ребята делают отметки на листочках и вставляют их в кармашек первого метода исследования.

Для второго метода нам понадобятся книги, детские энциклопедии. Из них дети узнают, как использует человек песок (в строительстве, на пляжах, в песочнице для игр и т. д.) Результаты фиксируются на листочках и помещаются во второй кармашек.

Продолжаем сбор информации и спросим у взрослого, например у воспитателей. Выясняем, что песок бывает разный по происхождению (речной, морской, карьерный) и по цвету. Заполняем третий кармашек пиктограммами.

Наблюдение. Высыпаем песок из баночки на листок бумаги. Дети отмечают, что песок хорошо сыплется (сыпуч). Возьмем лупы и рассмотрим песок (он состоит из мелких песчинок). Заполненные листочки помещаем в четвертый кармашек.

Самый интересный метод – опыт. Дети аккуратно наливают в стаканчик с песком немного воды. Трогают его и говорят, каким он стал (мокрый, влажный). Дети размышляют над тем, куда исчезла вода (впиталась в песок).

Вывод – хорошо впитывает воду. Заполняем последний кармашек.

Рис. 1. Рис. 2.

Заключительный этап – обобщение. Можно доверить эту роль активному ребенку при хорошей поддержке и помощи воспитателя. Начинаем вспоминать, что полезного и важного мы узнали. Опорой для составления рассказа служат пиктограммы, составленные детьми.

Вывод: Песок встречается везде и относится к неживой природе. Песок бывает речной, морской, карьерный, строительный. Отличается по цвету и размеру песчинок. Сухой песок сыпуч и состоит из мелких песчинок. Хорошо впитывает воду. Используется человеком в строительстве, в песочных часах, во дворах (зимой посыпают дорожки и летом для игр в песочницах), на пляжах, для создания песочных скульптур и рисования.

После занятия. На прогулке – чем отличается песок в песочнице во время дождя и в сухую погоду? Лепка из сухого и мокрого песка. После дождя засыпать лужу песком. Посмотреть, как быстро она исчезнет.

Домашнее задание. Ввиду недоступности шестого метода исследования в условиях группы, выполнить задание дома с помощью родителей.