Цели: ознакомление с обобщённым лексическим значением имён существительных (являются названием людей, вещей, событий и пр.), отработка грамматического понятия «имя существительное», развитие орфографической зоркости.
Задачи
Предметные:
- Познакомить с обобщённым лексическим значением имён существительных.
- Познакомить с признаками имени существительного.
- Развивать орфографическую зоркость.
Метапредметные:
- Формировать умение принимать учебную задачу и стремиться её выполнять.
- Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
- Расширять словарный запас.
Личностные:
- Воспитывать понимание важности изучения русского языка.
- Воспитывать любовь, уважение к русскому языку.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Оборудование: учебник Т.Г.Рамзаевой «Русский язык» 3 класс, часть 2; мультимедийный проектор; мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 3 класс», листы самоконтроля.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Мы спокойны, добры, приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Вдохните в себя свежесть зимнего дня, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
II. Введение в новую тему.
– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране под названием Речь. Вы будете не туристами, а учёными-исследователями. Кто такой исследователь? (Человек, который что-то исследует, узнаёт новое).
– Правильно. Исследователь – это тот, кто занимается научными исследованиями, добывает новые знания, очень ценные, необходимые в жизни.
– Вам сейчас предстоит определить тему урока. УУД личностные
(На экране: Задание 2 из мультимедийного учебника «Уроки Кирилла и Мефодия»)
– Кто определил тему урока? (Имя существительное)
III. Сообщение темы и целей урока.
– Верно. Тема урока «Имя существительное». Сегодня на уроке вы ознакомитесь с обобщенным лексическим значением имён существительных, будете отрабатывать грамматическое понятие «имя существительное», развивать умение работать над ошибкоопасными местами в слове, называть орфограмму. В листах самоконтроля вы будете ставить себе оценки за каждое выполненное задание.
IV. Чистописание.
– Начнём путешествие с минутки чистописания. Чтобы письмо было правильным и красивым давайте сделаем массаж для пальчиков (упражнения для пальчиков).
– Откройте тетради, запишите дату, классная работа.
– Сегодня мы вспомним написание прописных букв В, К, Н, Ю. Запишем эти буквы в сочетании с верхней петелькой (учащиеся прописывают буквы после показа учителем).
V. Орфографическая минутка.
– А сейчас орфографическая минутка.
На доске запись: к м а ь о в р о з е л я н и а х о д г с б
– Эта запись – бессмысленный набор букв. Какие виды заданий вы предложите для данного набора букв? (вычеркнуть буквы гласных, вычеркнуть буквы согласных, составить слова и т. д.) УУД коммуникативные
– Давайте соберём из букв слова.
(Учащиеся собирают из букв слова, ученик записывает их на доске, называет и объясняет орфограммы, остальные записывают слова в тетрадь. Н-р: река, земляника, снег, город и другие.)
– Молодцы! Вы нашли и объяснили все орфограммы. А какие изученные орфограммы не встретились?
– Теперь скажите, какие виды заданий вы бы предложили для данных слов? (разбор слова по составу, фонетический разбор слов, составить со словом предложение). Хорошо!
VI. Работа по теме урока.
1. Слова, обозначающие предмет. УУД регулятивные
– Что обозначают эти слова? Назовите одним словом. (Предметы)
– Права ли я буду, если скажу, что в русском языке есть слова, которые обозначают предметы? (Да. Мы в этом только убедились)
На доске появляется карточка: ПРЕДМЕТ
– Какое открытие сделали? (В русском языке есть слова, обозначающие предметы)
– Придумайте слова, обозначающие предметы. (Ответы детей)
2.Упражнения на группировку. УУД познавательные
– Распределите слова в две группы.
Сладкий, кошка, умный, ученик.
– На какие группы распределили? (Слова, обозначающие предметы и слова, обозначающие признак предмета)
– А кошка – это тоже предмет? (Да)
– Если это предмет, то какой? (Живой)
– Значит, какое открытие можно сделать? (В русском языке есть слова, обозначающие живые предметы)
– Если есть слова, обозначающие живые предметы, значит, есть и те, которые… (Обозначают неживые предметы)
– Что у меня в руках? (Мяч)
– Какой вопрос я задам? (Что?)
– Кто сделает следующее открытие? (Слова, обозначающие неживой предмет, отвечают на вопрос Что?)
На доске появляется карточка: ЧТО?
– Задайте вопрос к слову «ученик». (Кто?)
– Какой вывод сделали? (Слова, обозначающие живой предмет, отвечают на вопрос Кто?)
На доске появляется карточка
КТО?
– В русском языке принято называть такие слова одушевлёнными и неодушевлёнными.
Информация об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных из мультимедийного учебника «Уроки Кирилла и Мефодия». УУД личностные
– Выполните следующее задание.
Задание 7 из мультимедийного учебника «Уроки Кирилла и Мефодия» – «Найди и обозначь одушевлённые имена существительные». УУД регулятивные
VII. Физкультминутка.
VIII. Продолжение работы по теме урока.
1. Игра в слова. УУД коммуникативные
– Поиграем в слова. Назовите слова, отвечающие на вопрос что? и обозначающие предмет мебели, транспорт, посуду, явления природы и т.д. (Ответы учащихся)
– Назовите слова, обозначающие профессии людей. Какой вопрос поставим к этим словам? (Кто?)
– Можем ли мы сказать, что названные предметы существуют? (Да)
– Придумайте название всем этим существующим словам, обозначающим предметы. (Существительное)
УУД познавательные
– Да, в русском языке эти слова называют именами существительными. Это слова, которыми люди обозначают всё, что они могут увидеть, услышать, потрогать, или даже то, о чём они способны подумать, как о чём-то существующем.
– Вот мы и познакомились с первым жителем страны с необычным названием Речь.
– Как его зовут? (Имя существительное)
На доске появляется карточка: ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
– Если мы с вами жители села Брилякова, то слова тоже жители, только страны Речь и являются его частью.
– Так как назовём этого жителя? (Часть Речи)
На доске появляется карточка: ЧАСТЬ РЕЧИ
– В ходе урока у нас появились опорные слова, из которых мы сейчас составим схему нашего ответа. УУД познавательные
2. Обобщение. УУД познавательные
– Пользуясь схемой, расскажите, что узнали об имени существительном. (Учащиеся составляют ответ)
IX. Закрепление.
1. Имена собственные и нарицательные.
– Я предлагаю поиграть в игру «Я знаю ...» (5 имён девочек, 5 имён мальчиков, 5 кличек животных, 5 названий городов)
(Ученик берёт мяч, подбрасывает его и называет слова)
– Какое ещё открытие сделали? (Имена существительные могут называть имена мальчиков, девочек, клички животных и т. д.)
– Как называются такие имена существительные? (Имена собственные)
Информация об именах собственных и нарицательных из мультимедийного учебника «Уроки Кирилла и Мефодия». УУД личностные
– Выполните следующее задание.
Задание 5 из мультимедийного учебника «Уроки Кирилла и Мефодия» – «Найди имена собственные». УУД регулятивные
– Какое открытие сделали? (Имена существительные могут быть собственными и нарицательными)
2. Изменение имён существительных по числам.
– Как изменяются имена существительные? (По числам. Могут быть единственного и множественного числа)
– Поиграем в слова. УУД регулятивные
Если я назову слово в единственном числе, вы должны его назвать во множественном числе.
3. Наблюдение над ролью имён существительных. УУД личностные
– Откройте учебник на странице 13. Выполним упражнение 389.
– Прочитайте текст. О чём говорится в тексте? Озаглавьте его. (Ответы учащихся)
– Прочитайте текст без имён существительных. Можно ли без них понять текст? (Нет)
4. Упражнение в классификации имён существительных.
УУД коммуникативные
– А сейчас выполним упражнение 391. В каждую группу слов напишите ещё по два слова. Когда работа будет закончена, поменяйтесь тетрадями и проверьте как выполнил упражнение ваш сосед. (Учащиеся самостоятельно выполняют упражнение)
X. Итог урока
– Куда отправились в начале урока? Кем были? Какое открытие сделали?
– Какие орфограммы повторили на уроке?
– Какие задания понравились на уроке?
– Наше путешествие в страну Речь подошло к концу. В листах самоконтроля вы оценивали свою работу. Мне очень понравилось как вы работали. Каждый из вас получит оценку после того, как я сравню свою оценку с вашей.
Рефлексия
– Ребята, у каждого из вас на парте лежит солнышко. Если вам понравился урок и было всё понятно, то изобразите на солнышке улыбку. Если урок не понравился и что-то осталось не понятно – изобразите на нём грусть. Солнышки повесьте на доску, чтобы в классе стало светлее и теплее.
– Спасибо за работу. Урок закончен.