Оценка в школе, является одним из основных, но не всегда действенных стимулов. Изучая разные версии организации системы контрольно-оценочной деятельности ecsocman.hse.ru/data/626/756/1217/Vzveshenox2c_izmerenox2c_podschitano_x28Guzeev_V.x29.rtf, способствующие: ориентации результата образовательного процесса на формирование ключевых компетенций; учету личностных особенностей и темпов развития каждого учащегося; апробации результативности учащихся на уроках физического воспитания.
У старшеклассников, особенно у девушек 9–11-х классов, практика показывает низкую работоспособность на уроках, по их мнению, урок физкультуры уходит на второй план (подготовка к ЕГЭ, курсы и.т.д.). Отсутствие мотивации, большая заболеваемость и низкая работоспособность на уроках физкультуры, подтолкнули меня к разработке новой системы оценивания учебных достижений учащихся, позволяющей ученику сравнивать свои успехи в начале учебного года, в течение триместра и в конце, отслеживать динамику собственного развития. Каждый учитель ведет свой индивидуальный журнал (тетрадь), применяя свои обозначения (знаки, записи, оценки и.т.д.) в итоге я пришла к своей знаковой системе, начала ее усовершенствовать.
Тогда и был продуман и разработан этот эксперимент. Суть его заключается в следующем: педагог, не отказываясь от выставления традиционных оценок, которые основываются на нормативах, регламентированных программно-методическими документами Министерства образования и науки, использует знаковую систему индивидуального оценивания работы на каждом уроке конкретного ученика.
Цель: внедрение оценочной системы “ Плюс” в обучение теоретических знаний, двигательным умениям и навыкам на уроках физкультуры.
Задачи:
– структурировать содержание программы с учетом приоритета у учащихся
распределения учебного материала;
– ввести в урок оценочную систему “+” в качестве повышения мотивации и
самоутверждения учащихся;
– достичь поставленные государственным стандартом образования цели;
– обеспечить прочное усвоение учебного материала, нравственное развитие
учащихся, а так же их высокую работоспособность и самостоятельность;
Разрабатывая собственную систему “ Плюс”, я определила положительные моменты, влияющие на повышение качества образования учащихся по физическому воспитанию:
– Высокий показатель освоения пройденного материала по программе;
– Высокая степень вероятности посещения уроков, т.к. оценивание учащихся на
каждом уроке;
– Мотивация учащихся на высоком уровне, так как нет сравнительных оценок с
другими учениками. Собственные результаты тестов / динамика собственного
развития/ позволяют ученику сравнивать свои успехи с предыдущими показателями на
протяжении всего учебного года;
– Высокая работоспособность, так как точное правильное выполнение упражнения
(предложенных заданий) требует определенный навык, что позволяет иметь высокий
уровень качества образования;
– Объективный результат оценивания в конце триместра, нет конфликтных ситуаций
между учеником и учителем, так как происходит самооценивание на каждом уроке;
– Критерии выполнения заданий распространяются на всех учащихся, как для
основной, так и подготовительной группы (с учетом дозировки упражнений). Нет
разногласия между учениками, каждый работает на собственный результат на уроке,
выполняя упражнения или игровые задания, комплексы ОРУ и.т.д.;
– Возможность получения желаемой итоговой оценки в случае неблагоприятной
ситуации для учащегося, например, длительное отсутствие на занятиях по болезни.
Возможности индивидуальной работы с учеником. Поощрять самостоятельную
деятельность учащихся, предоставляя свободу выбора задания и способов
реализации;
– 100% успеваемость;
– Система “плюс” дисциплинирует учащихся, так как нужно сосредоточиться на
выполнение всех задач на уроке;
– Положительный психологический настрой учащегося (нет страха и паники) на
промежуточный и итоговой результат ,так как не является сюрпризом для него в
конце триместра;
Сущность системы “ ПЛЮС”.
Оценочная система “+” успеваемости строится на регулярной работе в течение всего урока физкультуры на систематическом контроле учителем уровня учебных достижений учащихся. Одним из условий эффективного взаимодействия учителя с учеником считается развитие реалистической самооценки у учащихся http://psy.1sept.ru/article.php?ID=200701808. Реалистическая оценка должна основываться на сравнении с предыдущими результатами. Сравнение какого-либо прогресса, достигнутого учеником, относительно него самого гораздо целесообразнее, чем сравнение на основе нормативов. Это избавляет школьниц от отрицательных эмоций и страха потерпеть неудачу в конкурентной борьбе за “хорошую успеваемость”, которая стала в школьной системе самоценностью и стереотипом успешности. Реалистическая оценка способствует также повышению мотивации обучения, положительному самовосприятию и самоотношению.
Это означает следующее – чтобы иметь отличную оценку, все задания надо выполнять не только отлично, но и своевременно (после) болезни и пропусков реализовывать все задания. Чтобы система “+” оценивания способствовала эффективному осуществлению учебной деятельности, текущие показатели /в тестах/ необходимо сопоставлять со своими собственными достижениями в прошлом, что ученица отмечает в накопительном листе – успеха “Проверь себя и поверь в себя, ты сможешь улучшить свои достижения ” (Приложение 1) по предмету физическая культура. В начале года она ставит результат, планирует ожидаемый результат по показателям (выставляет себе оценку). В течение и в конце каждого триместра ученица фиксирует в таблице фактический результат своего продвижения, тем самым, определяя для себя новые уровни успеха.
По окончании каждого урока помощники по физкультуре заполняют ведомость – листы (Приложение 2) под контролем учителя.
Система позволяет объективно контролировать всю учебную деятельность учащихся (примерные итоги можно подводить, допустим, после 5, 10-ого урока обучения, выставляя традиционную оценку в журнал), стимулирует их активность и помогает планировать учебное время. Кроме того, система “+” поможет развитию демократичности, инициативности и здорового соперничества в учебе.
Каждой оценке соответствует определенные обозначения, которые необходимо набрать за отчетный период (триместр).
Основные принципы системы “ Плюс” можно сформулировать так: оценка не зависит от нрава межличностных отношений учителя и ученика; неосведомленность не наказывается, стимулируется процесс постижения; ученик волен выбирать стратегию своей деятельности, т.к. оценки видов деятельности определены заблаговременно.
Оценочная шкала Системы “ Плюс”:
Обозначение | Критерии выполнения заданий | Оценка по традиционной шкале | Уровень качества образования | Динамика собственного развития – /Уровень результатов обучения/ |
“+” | Точное выполнение всех заданий (например: всех 3-х задач на уроке) |
Отлично | 85,1–100 % | Высокий – /продвинутый/ |
“+_” | Выполнение всех заданий с мелкими ошибками (например: 2 задачи на уроке) |
Хорошо | 60,1–85 % | Средний – /общий/ |
“ = ” | Выполнение частично заданий или всех с грубыми ошибками (например: 1 задачи на уроке) |
Удовлетворительно | 35,1–60% | Низкий – /минимальный/ |
“-” | Не выполнение заданий, отказ, не готов (без формы) | Неудовлетворительно | 0–35 % | |
“ Н ” | Пропуск без уважительной причины. | Неудовлетворительно | 0–35 % | Низкий /минимальный/ |
“ Б ” | Пропуск по уважительной причине (болезнь). | _________ | _______ | |
“ Б +” “Н +” |
Выполнение дополнительных заданий (сообщения, презентации, подготовка наглядности, комплекса ОРУ, реферат и.т.д.) . Участие в различных соревнованиях, олимпиадах по физкультуре. | отлично | 85,1–100 % | Высокий – /продвинутый/ |
Итоговую оценку за триместр рассчитываем по следующей формуле:
Где: ИО – итоговая оценка; КВУ – количество всех уроков (по программе за триместр);
К – количество обозначений (смотреть таблицу Оценочная шкала Системы “ Плюс”).
Игнорирование заданий учеником практически исключает возможность получения отличной или хорошей оценки по итогам триместра (годовой) поскольку учащийся получает “ – ” за невыполнение задания, который не внушает ученику страх, а напротив, поддерживает его внимание и подхлестывает его амбиции.
Помощники (добросовестные) по физкультуре по окончании каждого урока заполняют ведомость – листы (Приложение 2), так что все смогут увидеть и оценить плоды своей работы на уроке физкультуры. Может, кому-то это и неважно, но быть лидером и систематически заниматься физкультурой при этом можно и не быть спортсменом, но активным и трудолюбивым на уроках физкультуры и иметь отличную оценку – всегда престижно.