Система "Плюс" – контрольно-оценочная деятельность учащихся на уроках физкультуры

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Оценка в школе, является одним из основных, но не всегда действенных стимулов. Изучая разные версии организации системы контрольно-оценочной деятельности ecsocman.hse.ru/data/626/756/1217/Vzveshenox2c_izmerenox2c_podschitano_x28Guzeev_V.x29.rtf, способствующие: ориентации результата образовательного процесса на формирование ключевых компетенций; учету личностных особенностей и темпов развития каждого учащегося; апробации результативности учащихся на уроках физического воспитания.

У старшеклассников, особенно у девушек 9–11-х классов, практика показывает низкую работоспособность на уроках, по их мнению, урок физкультуры уходит на второй план (подготовка к ЕГЭ, курсы и.т.д.). Отсутствие мотивации, большая заболеваемость и низкая работоспособность на уроках физкультуры, подтолкнули меня к разработке новой системы оценивания учебных достижений учащихся, позволяющей ученику сравнивать свои успехи в начале учебного года, в течение триместра и в конце, отслеживать динамику собственного развития. Каждый учитель ведет свой индивидуальный журнал (тетрадь), применяя свои обозначения (знаки, записи, оценки и.т.д.) в итоге я пришла к своей знаковой системе, начала ее усовершенствовать.

Тогда и был продуман и разработан этот эксперимент. Суть его заключается в следующем: педагог, не отказываясь от выставления традиционных оценок, которые основываются на нормативах, регламентированных программно-методическими документами Министерства образования и науки, использует знаковую систему индивидуального оценивания работы на каждом уроке конкретного ученика.

Цель: внедрение оценочной системы “ Плюс” в обучение теоретических знаний, двигательным умениям и навыкам на уроках физкультуры.

Задачи:

– структурировать содержание программы с учетом приоритета у учащихся распределения учебного материала;
– ввести в урок оценочную систему “+” в качестве повышения мотивации и самоутверждения учащихся;
– достичь поставленные государственным стандартом образования цели;
– обеспечить прочное усвоение учебного материала, нравственное развитие учащихся, а так же их высокую работоспособность и самостоятельность;

Разрабатывая собственную систему “ Плюс”, я определила положительные моменты, влияющие на повышение качества образования учащихся по физическому воспитанию:

– Высокий показатель освоения пройденного материала по программе;
– Высокая степень вероятности посещения уроков, т.к. оценивание учащихся на каждом уроке;
– Мотивация учащихся на высоком уровне, так как нет сравнительных оценок с другими учениками. Собственные результаты тестов / динамика собственного развития/ позволяют ученику сравнивать свои успехи с предыдущими показателями на протяжении всего учебного года;
– Высокая работоспособность, так как точное правильное выполнение упражнения (предложенных заданий) требует определенный навык, что позволяет иметь высокий уровень качества образования;
– Объективный результат оценивания в конце триместра, нет конфликтных ситуаций между учеником и учителем, так как происходит самооценивание на каждом уроке;
– Критерии выполнения заданий распространяются на всех учащихся, как для основной, так и подготовительной группы (с учетом дозировки упражнений). Нет разногласия между учениками, каждый работает на собственный результат на уроке, выполняя упражнения или игровые задания, комплексы ОРУ и.т.д.;
– Возможность получения желаемой итоговой оценки в случае неблагоприятной ситуации для учащегося, например, длительное отсутствие на занятиях по болезни. Возможности индивидуальной работы с учеником. Поощрять самостоятельную деятельность учащихся, предоставляя свободу выбора задания и способов реализации;
– 100% успеваемость;
– Система “плюс” дисциплинирует учащихся, так как нужно сосредоточиться на выполнение всех задач на уроке;
– Положительный психологический настрой учащегося (нет страха и паники) на промежуточный и итоговой результат ,так как не является сюрпризом для него в конце триместра;

Сущность системы “ ПЛЮС”.

Оценочная система “+” успеваемости строится на регулярной работе в течение всего урока физкультуры на систематическом контроле учителем уровня учебных достижений учащихся. Одним из условий эффективного взаимодействия учителя с учеником считается развитие реалистической самооценки у учащихся http://psy.1sept.ru/article.php?ID=200701808. Реалистическая оценка должна основываться на сравнении с предыдущими результатами. Сравнение какого-либо прогресса, достигнутого учеником, относительно него самого гораздо целесообразнее, чем сравнение на основе нормативов. Это избавляет школьниц от отрицательных эмоций и страха потерпеть неудачу в конкурентной борьбе за “хорошую успеваемость”, которая стала в школьной системе самоценностью и стереотипом успешности. Реалистическая оценка способствует также повышению мотивации обучения, положительному самовосприятию и самоотношению.

Это означает следующее – чтобы иметь отличную оценку, все задания надо выполнять не только отлично, но и своевременно (после) болезни и пропусков реализовывать все задания. Чтобы система “+” оценивания способствовала эффективному осуществлению учебной деятельности, текущие показатели /в тестах/ необходимо сопоставлять со своими собственными достижениями в прошлом, что ученица отмечает в накопительном листе – успеха “Проверь себя и поверь в себя, ты сможешь улучшить свои достижения ” (Приложение 1) по предмету физическая культура. В начале года она ставит результат, планирует ожидаемый результат по показателям (выставляет себе оценку). В течение и в конце каждого триместра ученица фиксирует в таблице фактический результат своего продвижения, тем самым, определяя для себя новые уровни успеха.

По окончании каждого урока помощники по физкультуре заполняют ведомость – листы (Приложение 2) под контролем учителя.

Система позволяет объективно контролировать всю учебную деятельность учащихся (примерные итоги можно подводить, допустим, после 5, 10-ого урока обучения, выставляя традиционную оценку в журнал), стимулирует их активность и помогает планировать учебное время. Кроме того, система “+” поможет развитию демократичности, инициативности и здорового соперничества в учебе.

Каждой оценке соответствует определенные обозначения, которые необходимо набрать за отчетный период (триместр).

Основные принципы системы “ Плюс” можно сформулировать так: оценка не зависит от нрава межличностных отношений учителя и ученика; неосведомленность не наказывается, стимулируется процесс постижения; ученик волен выбирать стратегию своей деятельности, т.к. оценки видов деятельности определены заблаговременно.

Оценочная шкала Системы “ Плюс”:

Обозначение Критерии выполнения заданий Оценка по традиционной шкале Уровень качества образования Динамика собственного развития – /Уровень результатов обучения/
+” Точное выполнение всех заданий
(например: всех 3-х задач на уроке)
Отлично 85,1–100 % Высокий – /продвинутый/
“+_”

Выполнение всех заданий с мелкими ошибками
(например: 2 задачи на уроке)
Хорошо 60,1–85 % Средний – /общий/
“ = ” Выполнение частично заданий или всех с грубыми ошибками
(например: 1 задачи на уроке)
Удовлетворительно 35,1–60% Низкий – /минимальный/
“-” Не выполнение заданий, отказ, не готов (без формы) Неудовлетворительно 0–35 %  
“ Н ” Пропуск без уважительной причины. Неудовлетворительно 0–35 % Низкий /минимальный/
“ Б ” Пропуск по уважительной причине (болезнь). _________ _______
“ Б +”

“Н +”

Выполнение дополнительных заданий (сообщения, презентации, подготовка наглядности, комплекса ОРУ, реферат и.т.д.) . Участие в различных соревнованиях, олимпиадах по физкультуре. отлично 85,1–100 % Высокий – /продвинутый/

Итоговую оценку за триместр рассчитываем по следующей формуле:

Где: ИО – итоговая оценка; КВУ – количество всех уроков (по программе за триместр);

К – количество обозначений (смотреть таблицу Оценочная шкала Системы “ Плюс”).

Игнорирование заданий учеником практически исключает возможность получения отличной или хорошей оценки по итогам триместра (годовой) поскольку учащийся получает “ – ” за невыполнение задания, который не внушает ученику страх, а напротив, поддерживает его внимание и подхлестывает его амбиции.

Помощники (добросовестные) по физкультуре по окончании каждого урока заполняют ведомость – листы (Приложение 2), так что все смогут увидеть и оценить плоды своей работы на уроке физкультуры. Может, кому-то это и неважно, но быть лидером и систематически заниматься физкультурой при этом можно и не быть спортсменом, но активным и трудолюбивым на уроках физкультуры и иметь отличную оценку – всегда престижно.