Краеведческий материал на уроках немецкого языка как средство повышения мотивации учения

Разделы: Иностранные языки


В настоящее время растет значение иностранного языка в жизни общества. Цель предмета “Иностранный язык” – формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов, понимаемой как их способность и готовность общаться на немецком языке в пределах, определенных стандартом по иностранным языкам и примерной программой для учреждений СПО. Но коммуникативный подход предполагает не только усвоение грамматических и лексических норм языка, но и усвоение культурных ценностей, норм поведения, знакомство с культурой, традициями и реалиями страны изучаемого языка. Доминирование же только иноязычной культуры в процессе обучения иностранным языкам может привести к тому, что студенты окажутся неинтересными собеседниками для потенциальных зарубежных партнеров по общению. Необходимо научить их говорить о том, что их окружает, что им близко и дорого с детства. Тема России в учебниках представлена недостаточно, а краеведческий материал отсутствует. Поэтому перед преподавателем стоит важная задача разработки и применения на уроках немецкого языка краеведческого материала, что будет, несомненно, способствовать развитию мотивации изучения иностранного языка и формированию гражданственности и патриотизма у обучающихся. Многолетний опыт работы в техникуме показывает, что студенты имеют низкую мотивацию изучения иностранного языка и в частности, немецкого. Повышение значения изучения иностранных языков диктует необходимость переоценки и пересмотра ранее сложившегося состояния его преподавания. Помимо совершенствования старых и разработки новых технологий необходимо учитывать один из основных источников повышения качества усвоения иностранного языка, а именно, активизацию учебной мотивации. Одним из средств повышения мотивации изучения немецкого языка является использование краеведческого материала на уроках. Практика показывает, что знания о своей стране и о регионе проживания используются в обучении иностранному языку фрагментарно и не систематично. Поэтому я использую следующий алгоритм применения краеведческого материала на уроках немецкого языка:

1. Включение в тематическое планирование тем, имеющих краеведческую направленность.
2. Разработку учебно-дидактических материалов по данным темам.
3. Использование на уроках немецкого языка различных технологий обучения: личностно ориентированной, информационной, проектной технологий и опережающего обучения.
4. Создание контрольно-измерительных материалов по данным темам.

В процессе преподавания стараюсь уделять внимание согласованию краеведческого материала с программой. Предметное содержание включает только те предметы речи, которые создают наиболее полное и разностороннее представление о регионе, его культурных ценностях, о его прошлом и настоящем.

№ п/п Тема Содержание краеведческого материала
1. Учеба. Техникум. Моя будущая профессия.
2. Человек, здоровье, спорт. Выдающиеся спортсмены: С.Хоркина, Ф.Емельяненко. Наиболее популярные виды спорта на Белгородчине.
3. Город, деревня. Москва – столица нашей Родины. Белгород и его достопримечательности. Города, села и поселки Белгородской области. Улицы и памятники, связанные с военными событиями на Бедгородчине (Н.Ватутин, И.Апанасенко, А.Попов, ул. 5 Августа и др.).
4. Природа и человек. Климат, погода в России и в Белгородской области. Природа Белгородской области. Проблемы экологии в Белгородской области.
5. Культурные традиции. Выдающиеся деятели искусств Белгородской области (С.Косенков, С.Дегтярев, М.Щепкин, И. Чернухин, Е.Дубравный, Н.Сличенко, М.Эрденко), Музеи Белгорода и области.

Среди множества учебных дисциплин предмет “Иностранный язык” занимает особое место. Его своеобразие заключается в том, что в ходе изучения студенты приобретают не знания основ наук, а формируют умения и навыки пользоваться иностранным языком как средством общения, средством получения новой и полезной информации.

Преподавание иностранного языка дает преподавателю широкие возможности по воспитанию гражданственности, патриотизма, высоких нравственных качеств личности. В процессе работы я использую различные формы и методы проведения уроков, а также внеклассных мероприятий с использованием краеведческого материала. Так, например, при изучении темы “Город, деревня” студенты готовят проекты о своем родном городе, поселке, селе, а затем проводится обобщающий урок по теме “Путешествие по Белгородской области”. Использование проектной методики в процессе обучения позволяет применять речевые навыки и умения на практике. Проектная деятельность студентов является приоритетной, так как они учатся самостоятельно добывать необходимую информацию, пользоваться различными источниками. Роль преподавателя сводится к консультированию обучающихся при работе над проектами. Совместная работа сплачивает обучающихся: растет взаимопонимание, взаимодействие, ответственность не только за свою деятельность, но и за работу всей группы. Каждый студент старается довести начатое им дело до конца, чтобы показать результат своего труда. Включение краеведческого компонента в содержание обучения иностранным языкам и культуре повышает не только качество образования, но и благотворно влияет на мотивацию учения.

Изучение темы “Выдающиеся деятели искусств Белгородской области” позволяет студентам узнать личности знаменитых земляков, достижения культуры, связь региональной культуры с культурой России и мира, познакомиться с наиболее значимыми памятниками литературы и искусства края. А также приобрести умения рассказывать о важнейших событиях и знаменитых земляках, давать описание исторических событий и памятников истории, литературы и культуры, объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории белгородской области, культурным достижениям. Таким образом, у обучающихся формируются предметные, коммуникативные и социальные компетентности.

Широко используется краеведческий материал и во внеклассной работе. Изучение истории родного края было и остается важнейшим направлением в воспитании у обучающихся патриотизма, чувства любви к Отчизне, к малой и большой Родине. Так, например, в техникуме было проведено внеклассное мероприятие по теме “Героические страницы белгородских улиц”, для проведения которого студенты готовили проекты об улицах города, названных в честь освободителей Белгорода от немецко-фашистских захватчиков: А.Попова, И.Апанасенко, В.Шаландина, нашего земляка Н.Ватутина. При подготовке использовались методы проектного и опережающего обучения. Проведение такого мероприятия способствует нравственному и патриотическому воспитанию студентов, помогает им поддерживать интерес к истории родного края.

В целом, использование краеведческого материала на уроках немецкого языка способствует развитию личности студентов, расширению их кругозора, познавательного интереса к родному краю, а так же способствуют развитию коммуникативной компетенции средствами иностранного языка.