Урок по теме "Пустыни"

Разделы: Начальная школа


Тема курса: Природа России
Тема урока: Пустыни
Место урока в теме: 8 урок по теме
Цель урока:

Задачи урока:

формировать у обучающихся представление о природной зоне пустынь, её особенностях, познакомить с растительным и животным миром

Познавательные универсальные: учить принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств для их решения
Коммуникативные универсальные: учить строить монологические высказывания по данной теме, выражать не только свою точку зрения, а представлять позицию всей группы, адекватно использовать речевые средства при воспроизведении формулировок
Регулятивные универсальные: учить планировать и контролировать свои действия в ходе выполнения самостоятельной работы
Личностные универсальные: сформировать учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу

Форма проведения: урок открытых мыслей
Технологии, используемые на уроке: технология КСО, ИКТ-технологии
Основные термины и понятия урока: природная зона пустынь, барханы, верблюжья колючка, верблюд, заповедник « Чёрные Земли»
Оборудование: карта природных зон России, видеосюжет « Пустыни», слайды с изображением растений и животных пустыни, атласы, мультимедийная установка, лист ватмана, клей, ножницы, иллюстрации растений и животных
Оформление класса: иллюстрации о заповеднике « Чёрные Земли», выставка книг о пустынях

ЭТАПЫ УРОКА

ХОД УРОКА

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Организация  деятельности обучающихся Класс заранее разделить на 2 группы
Задание на релаксацию
Посмотрите друг на друга, назовите своё имя, улыбнитесь
 
2. Актуализация опорных знаний Повторить природные зоны России Один ученик показывает природные зоны у доски на карте природных зон России, остальные рассматривают карту в атласах
3. Постановка цели урока – Сегодня мы познакомимся с новой природной зоной, но для этого надо разгадать ребус
– Попробуйте сформулировать тему нашего урока
– Как вы думаете, что можно вспомнить, узнать нового, исходя из темы нашего урока?
Ребусы раздать каждой группе

На экран проецируется слайд  Пустыни

4. Организация восприятия и осмысления новой информации

Солнечный, жаркий
Жёлтый поток
Льётся в пустыне
На жёлтый песок.
В воздухе жёлтом
И плотном, как мёд,
Жёлтая птица неслышно плывёт.

– Мы посмотрим видеофильм о пустыне
После просмотра постарайтесь ответить на вопросы:
– Какой вы увидели пустыню?
– Какой климат в пустыне?

Просмотр видеосюжета «Пустыня»
Каждая группа формулирует вывод о климате в пустыне

Проверка по учебнику

Изучение растительного и животного мира

Каждая группа получает задание:

1 группа: подготовить рассказ о растительном мире пустыни, используя материал учебника.

2 группа: подготовить рассказ о животном мире пустыни, используя материал учебника
Отвечают команды по плану: 

– Назвать растение ( животное ) пустыни
– Найти иллюстрацию и кратко рассказать о нём
– Как приспособились к жизни в пустыне
– Охрана растений и животных

Каждая группа формулирует вывод о растительном и животном мире пустыни

У доски на карте показать зону пустынь, дети рассматривают географическое положение зоны пустынь в атласах

 

 

 

Ответы детей на поставленные вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

План проецируется на экран

 

 

Иллюстрации растений и животных размещены на доске

5. Творческое применение знаний, путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений Создание проекта «  Зона пустынь» Учитель заранее готовит иллюстрации растений и животных. Дети должны выбрать только те, которые относятся к зоне пустынь  и наклеить на лист ватмана.
Повторить правила обращения с ножницами, клеем
6. Обобщение изучаемого материала и введение его в систему ранее усвоенных знаний Защита проекта
Вывод: в пустынях очень жаркое, засушливое лето. Но многие растения и животные приспособились к этим условиям. Природа зоны пустынь нуждается в бережном отношении и охране
Проект располагается на доске
Вывод проецируется на экран
7. Рефлексия Тест по теме: «Пустыни» Работа по вариантам
8. Домашнее задание Представьте с друзьями, что вы учёные и отправляетесь в научную экспедицию в пустыню. Напишите рассказ об этом
Нарисуй, как ты представляешь себе пустыню. Если захочешь, сделай макет участка пустыни