Цели и задачи урока: разъяснить суть понятий «пищевые продукты», «питательные вещества»; раскрыть функции питательных веществ, пищеварительной системы; строение органов пищеварения. Способствовать развитию логического мышления учащихся.
Используемое оборудование: таблицы «Строение органов пищеварения», «Питательные вещества и продукты питания», раздаточный материал «Органы пищеварительной системы», презентация.
Ход урока
1. Орг. момент.
Ребята, обратите внимание на тему сегодняшнего урока. Попробуйте сформулировать цели, которые можно поставить перед изучением данной темы.
2. Изучение новой темы.
Тело любого живого организма состоит из органических и неорганических веществ. Органические вещества являются основным строительным материалом тел живых организмов. Это те «кирпичики», из которых строится наше тело. Они же являются источником энергии для функционирования организма, попадая в клетки тела и подвергаясь там окислению – «биологическому горению», высвобождается энергия, которая используется для всех процессов, протекающих в организме.
Изучая сегодняшнюю тему, мы будем оперировать двумя понятиями «пищевые продукты», «питательные вещества». Как вы думаете, что они означают? Идентичны ли они? (вариант ответа: пищевые продукты состоят из питательных веществ).
Попробуйте определить, что из списка является пищевым продуктом, а что питательным веществом: молоко, жир, яблоко, мясо, углевод, крахмал, масло, белок, хлеб, пшено, витамины, вода, минеральные соли, сметана, рыба.
Обратите внимание на таблицу «Питательные вещества и продукты питания». Найдите по таблице продукты, наиболее богатые а) белками, б) жирами, в) углеводами.
Как вы думаете, почему вещества пригодные для пищи, например, молоко или куриный бульон, введенные прямо в кровь, вызывают гибель человека? (заслушиваются варианты ответов учащихся).
И тело человека, и пищевые продукты состоят из белков, жиров и углеводов. Но, например, белки пищи отличаются от белков нашего тела. Сравнить это можно с мозаикой. Из одних и тех же элементов мозаики можно сложить несколько разных картинок. Так же и белки, являющиеся сложными веществами, состоящие из более простых элементов – аминокислот. Из этих аминокислот могут строиться много разных видов белков. Белки пищи не похожи на белки тела, они для организма являются чужеродными, и введенные в кровь вызовут иммунную реакцию. Как же чужеродные для организма вещества могут стать для него «родными»? В этом процессе участие принимает пищеварительная система. К примеру, белки пищи, проходя по пищеварительной системе, разрушаются на составляющие их аминокислоты. Из этих аминокислот, попавших с током крови в клетки тела, строятся белки, присущие организму. Подобные процессы происходит и с углеводами, и с жирами. Итак, в пищеварительной системе сложные органические вещества распадаются на: белки → аминокислоты, сложные углеводы → простые углеводы, жиры → глицерин и жирные кислоты.
Строение пищеварительной системы человека очень сходно со строением пищеварительной системы млекопитающих животных. Как вы думаете, прочему?
Используя раздаточный материал «Органы пищеварительной системы», попробуйте построить схему пищеварительной системы. (Составленные схемы обсуждаются, комментируются).
Какие превращения с пищей происходят в органах пищеварения, мы узнаем на следующих уроках.
3. Закрепление материала:
1) Определите, верны ли высказывания:
- Сыр, масло, молоко, мясо – это питательные вещества.
- Питательные вещества выполняют энергетическую и строительную функцию.
- Глотка является частью пищеварительного тракта.
- Продуктом расщепления жиров являются аминокислоты.
- Печень является пищеварительной железой.
- Почки – органы пищеварительной системы.
- Сыр, мясо, бобы – источник белков.
- В пищеварительном тракте строятся белки, свойственные организму.
2) Найди соответствие:
- Предсердие: сердце = желчный пузырь: (печень)
- Углеводы: глюкоза = белки: (аминокислоты)
3) Исключи лишнее понятие:
- Глотка, пищевод, печень, желудок, кишечник.
- Сыр, белки, жиры, углеводы
- Функции питательных веществ: строительная, двигательная, энергетическая.
Домашнее задание: §29, изучить состав продуктов питания (по этикетке).
Название учебников и других учебных пособий:
- А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология 8 класс.
- О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова. Поурочные разработки по биологии»
- Г.М. Муртазин. Активные формы и методы обучения биологии.
- В.Н. Семенцова. Биология. Технологические карты уроков.