За последние годы в школах стали широко
использовать интерактивные доски на всех
ступенях обучения. Общепризнано, что применение
интерактивных досок в ходе педагогического
процесса значительно расширяет иллюстративный
материал, позволяет предложить учащимся более
полную и точную информацию об изучаемом предмете
или явлении. Кроме того, можно обеспечить
наиболее комфортные условия каждому ученику,
учитывая индивидуальные особенности каждого
ребенка, Польза в преподавании предметов с
использованием интерактивных досок неоценима.
Доска на уроке очень помогает, но как это влияет
на наше здоровье – об этом нам никто не
рассказывает, а если и говорят, то ничего
страшного – не вреднее мобильного телефона.
Но, так как интерактивная доска это техническая
вещь, то должно быть и излучение.
Поэтому я решила провести исследование (измерить
радиоактивный фон в классах и состояние здоровья
школьников при работе доски).
Цель моего исследования: выявить влияние интерактивной доски на здоровье школьников и оценить при каких условиях оно минимально.
Задачи:
- Оценить пользу применения интерактивной доски на различных уроках.
- Изучить документацию (САНПИН) о правилах применения интерактивной доски в школе.
- Пронаблюдать и провести опрос о влияние интерактивной доски на организм школьников.
- Произвести измерения освещенности уровня электромагнитного поля в классе при использовании интерактивной доски.
- Сделать выводы и предложить рекомендации о использовании интерактивной доски в школе.
Гипотеза: Интерактивная доска оказывает влияние на здоровье школьников.
Я использовала исследовательно-познавательный метод: изучала научную литературу, проводила исследования; составляла графики, сравнивала показатели приборов, полученные при измерениях, анализировала результаты медицинских осмотров учащихся моего класса за последние два года, делала выводы. При проведении исследований с дозиметром были получены данные, позволяющие установить зависимость между площадью доски и количеством излучаемой ею радиацией возникающими при ее работе. Сделанные мною выводы подтверждают безопасность работы с современным школьным оборудованием.
Интерактивная доска и САНПИН
Интерактивная доска – это проекционный экран, оснащенный приемниками-передатчиками ультразвуковых и инфракрасных сигналов. Сигналы эти не представляют опасности для здоровья.
Приведем выдержку из СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 ноября 2002 года, действующих с 1 сентября 2003 года.
Классы | Длительность просмотра (мин.) |
1-2 | 7-15 |
3-4 | 15-20 |
5-7 | 20-25 |
8-11 | 25-30 |
Влияние интерактивной доски на продуктивность урока
В ходе нашего исследования 88,6% респондентов указали, что использование на уроке интерактивной доски повышает учебную мотивацию учащихся, что может способствовать сохранению уровня их работоспособности.
Исследования влияния интерактивной доки на здоровье школьников
- Увеличение информационной нагрузки, отмеченное выше, увеличивает риск повышения утомительности и способно привести к обратному результату. Учащиеся постоянно жаловались на утомление по окончании урока с использованием новой доски.
- Головные боли, ощущение тяжести в голове – отмечают 12,2% учителей; 21,1% – указывают на периодический характер их возникновения. 18,3% учителей постоянно и 31,7% учителей «иногда» отмечают у своих воспитанников симптомы зрительного утомления.
- Дети в основном жалуются на боли в области глаз.
- Среди факторов, связанных с использованием интерактивной доски и способных оказать негативное влияние на самочувствие и состояние здоровья учащихся, 58,3% респондентов называют яркий световой поток от видеопроектора, 14,1% указывают на возможное влияние электромагнитных излучений, а 12,3% отмечают повышение температуры воздуха, субъективно ощущаемое у проекционного экрана.
- Изменение психоэмоционального состояния (ощущение дискомфорта) после уроков с использованием интерактивной доски отметили 32,9% учителей (учитывались ответы тех, кто испытывал дискомфорт как «изредка», так и «постоянно»). Боли и ощущение мельканий перед глазами, нечеткое изображение при восприятии удаленных предметов, головные боли – явления, характерные для состояния сниженной работоспособности, – 15,2% учителей связывают с интерактивной доской.
Использование интерактивной доски на уроках
По отзывам 62,6% опрошенных учителей среднее время использования доски составляло у них менее 15 минут от продолжительности урока; у 26,3% учителей – от 25 до 30 минут. Использование интерактивной доски в течение всего урока отметили всего 11,1% респондентов.
Исследовательская часть
Исследование радиационного фона в классах:
– Географии;
– Истории;
– Русский язык.
Для исследования радиационного фона я использовала дозиметр . Первым исследованием было измерение радиоактивного фона в классах. Суть исследования заключается в следующем: я брала дозиметр, оставляя его на некоторое время на определенных расстояниях, после чего могла видеть изменения данных дозиметра.
Расстояние до доски, м | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Радиационный фон, МкР/ч | 0,14 | 0,13 | 0,13 | 0,14 | 0,14 | 0,13 |
Расстояние до доски, м | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Радиационный фон, МкР/ч | 0,14 | 0,14 | 0,13 | 0,12 | 0,12 | 0,13 |
Расстояние до доски, м | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Радиационный фон, МкР/ч | 0,15 | 0,14 | 0,14 | 0,15 | 0,14 | 0,13 |
Выводы
Таким образом, предварительные результаты свидетельствуют, что использование интерактивной доски в учебном процессе расширяет дидактические возможности обучения детей и сопровождается, с одной стороны, увеличением объема учебной нагрузки, а с другой – способствует повышению уровня учебной мотивации со стороны учащихся. Средняя продолжительность использования интерактивной доски в процессе урока составляет 15 минут, а время непосредственной работы с ней учащихся – в пределах 10 минут. Установлено, что к концу уроков, на которых использовалась интерактивная доска, отмечалось появление жалоб астенического характера, указывающее на развитие общего (треть опрошенных) и зрительного утомления (половина опрошенных). Появление дискомфортных состояний и зрительного утомления после работы с новой доской характерно не только для учащихся, но и для педагогов.
Полученные данные по радиационному фону имеют среднее значение, который получен при исследовании общего радиационного фона в школе и равен 0,14 МкР/ч. Эти показатели (полученные в результате исследований радиационного фона в классах) соответствуют разрешенным нормам.
Таким образом, радиационный фон в классах, где расположены интерактивные доски не значителен, поэтому не может нанести вред здоровью учащихся.
Степень тяжести нарушения зрения не изменилась: все нарушения зрения легкой степени. Это связанно, я думаю с тем, что доска покрыта антибликовым составом серо-белого цвета, который не раздражает глаза. Так же доски имеют большие размеры, что вынуждает переводить взор в разные части доски. Таким образом, работают разные группы мышц глаз, и глаза не устают.
Подводя итог своей исследовательской работе, я могу сказать о том, что интерактивные доски прочно вошли в жизнь учащихся, помогают лучшему усвоению знаний, на основе наблюдений за интерактивными досками можно изучать разделы физики. Я думаю, что интерактивные доски – это шаг вперед. Несмотря на сложность этой техники, она не оказывает существенного влияния на здоровье учащихся. Я думаю, в ближайшем будущем на смену обычным доскам придут интерактивные.
Список используемой литературы
- Е.М.Гершензон «Курс общей физики»
- С.А.Тихомирова «Физика в школе».
- Журнал «Директор школы» №4, 2010 год «Безопасное использование интерактивных досок».
- СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях".
Сайты в Интернете