Влияние интерактивной доски на здоровье школьников

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (472 кБ)


За последние годы в школах стали широко использовать интерактивные доски на всех ступенях обучения. Общепризнано, что применение интерактивных досок в ходе педагогического процесса значительно расширяет иллюстративный материал, позволяет предложить учащимся более полную и точную информацию об изучаемом предмете или явлении. Кроме того, можно обеспечить наиболее  комфортные условия каждому ученику, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, Польза в преподавании предметов с использованием интерактивных досок неоценима. Доска на уроке очень помогает, но как это влияет на наше здоровье – об этом нам никто не рассказывает, а если и говорят, то ничего страшного – не вреднее мобильного телефона.
Но, так как интерактивная доска это техническая вещь, то должно быть и излучение.
Поэтому я решила провести исследование (измерить радиоактивный фон в классах и состояние здоровья школьников  при работе доски).

Цель моего исследования: выявить влияние интерактивной доски на здоровье школьников и оценить при каких условиях оно минимально.

Задачи:

  • Оценить пользу применения интерактивной доски  на различных уроках.
  • Изучить документацию (САНПИН) о правилах применения интерактивной доски в школе.
  • Пронаблюдать и провести опрос о влияние интерактивной доски на организм школьников.
  • Произвести измерения  освещенности  уровня электромагнитного поля  в классе при использовании интерактивной доски.
  • Сделать выводы и предложить рекомендации о использовании интерактивной доски в школе.

Гипотеза: Интерактивная доска оказывает влияние на здоровье школьников.

Я использовала исследовательно-познавательный метод: изучала научную литературу, проводила исследования; составляла графики, сравнивала показатели приборов, полученные при измерениях, анализировала результаты медицинских осмотров учащихся моего класса за последние два года, делала выводы. При проведении исследований с дозиметром   были получены данные, позволяющие установить зависимость между площадью доски и количеством излучаемой ею радиацией  возникающими при ее работе. Сделанные мною выводы подтверждают безопасность работы с современным школьным оборудованием.

Интерактивная доска и САНПИН

Интерактивная доска – это проекционный экран, оснащенный приемниками-передатчиками ультразвуковых и инфракрасных сигналов. Сигналы эти не представляют опасности для здоровья.

Приведем выдержку из СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях",  утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 ноября 2002 года, действующих  с 1 сентября 2003 года.

Классы Длительность просмотра (мин.)
1-2 7-15
3-4 15-20
5-7 20-25
8-11 25-30

Влияние интерактивной доски на продуктивность урока

В ходе нашего исследования 88,6% респондентов указали, что использование на уроке интерактивной доски повышает учебную мотивацию учащихся, что может способствовать сохранению уровня их работоспособности.

Исследования влияния интерактивной доки на здоровье школьников

  1. Увеличение информационной нагрузки, отмеченное выше, увеличивает риск повышения утомительности и способно привести к обратному результату. Учащиеся постоянно жаловались на утомление по окончании урока с использованием новой доски.
  2. Головные боли, ощущение тяжести в голове – отмечают 12,2% учителей; 21,1% – указывают на периодический характер их возникновения. 18,3% учителей постоянно и 31,7% учителей «иногда» отмечают у своих воспитанников симптомы зрительного утомления.
  3. Дети в основном жалуются на боли в области глаз.
  4.  Среди факторов, связанных с использованием интерактивной доски и способных оказать негативное влияние на самочувствие и состояние здоровья учащихся, 58,3% респондентов называют яркий световой поток от видеопроектора, 14,1% указывают на возможное влияние электромагнитных излучений, а 12,3% отмечают повышение температуры воздуха, субъективно ощущаемое у проекционного экрана.
  5. Изменение психоэмоционального состояния (ощущение дискомфорта) после уроков с использованием интерактивной доски отметили 32,9% учителей (учитывались ответы тех, кто испытывал дискомфорт как «изредка», так и «постоянно»). Боли и ощущение мельканий перед глазами, нечеткое изображение при восприятии удаленных предметов, головные боли – явления, характерные для состояния сниженной работоспособности, – 15,2% учителей связывают с интерактивной доской.

Использование интерактивной доски на уроках

По отзывам 62,6% опрошенных учителей среднее время использования доски составляло у них менее 15 минут от продолжительности урока; у 26,3% учителей – от 25 до 30 минут. Использование интерактивной доски в течение всего урока отметили всего 11,1% респондентов.

Исследовательская часть

Исследование радиационного фона в классах:

– Географии;
– Истории;
– Русский язык.

Для  исследования радиационного фона  я использовала дозиметр . Первым исследованием было измерение радиоактивного фона в классах. Суть исследования заключается в следующем: я брала дозиметр, оставляя его на некоторое время на определенных расстояниях, после чего могла видеть изменения данных дозиметра.

Расстояние до доски, м 0 1 2 3 4 5
Радиационный фон, МкР/ч 0,14 0,13 0,13 0,14 0,14 0,13

Расстояние до доски, м 0 1 2 3 4 5
Радиационный фон, МкР/ч 0,14 0,14 0,13 0,12 0,12 0,13

Расстояние до доски, м 0 1 2 3 4 5
Радиационный фон, МкР/ч 0,15 0,14 0,14 0,15 0,14 0,13

Выводы

Таким образом, предварительные результаты свидетельствуют, что использование интерактивной доски в учебном процессе расширяет дидактические возможности обучения детей и сопровождается, с одной стороны, увеличением объема учебной нагрузки, а с другой – способствует повышению уровня учебной мотивации со стороны учащихся. Средняя продолжительность использования интерактивной доски в процессе урока составляет 15 минут, а время непосредственной работы с ней учащихся – в пределах 10 минут. Установлено, что к концу уроков, на которых использовалась интерактивная доска, отмечалось появление жалоб астенического характера, указывающее на развитие общего (треть опрошенных) и зрительного утомления (половина опрошенных). Появление дискомфортных состояний и зрительного утомления после работы с новой доской характерно не только для учащихся, но и для педагогов.

Полученные данные по радиационному фону имеют среднее значение, который получен при исследовании общего радиационного фона в школе и равен 0,14 МкР/ч. Эти показатели (полученные в результате исследований радиационного фона в классах) соответствуют разрешенным нормам.

Таким образом,  радиационный фон в классах, где расположены интерактивные доски не значителен, поэтому не может нанести вред здоровью учащихся.

Степень тяжести нарушения зрения не изменилась: все нарушения зрения легкой степени. Это связанно, я думаю с тем, что доска покрыта антибликовым составом серо-белого цвета, который не раздражает глаза. Так же доски имеют большие размеры, что вынуждает переводить взор в разные части доски. Таким образом, работают разные группы мышц глаз, и глаза не устают.

Подводя итог своей исследовательской работе, я могу сказать о том, что интерактивные доски прочно вошли в жизнь учащихся, помогают лучшему усвоению знаний, на основе наблюдений за интерактивными досками можно изучать разделы физики. Я думаю, что интерактивные доски – это шаг вперед. Несмотря на сложность этой техники, она не оказывает существенного влияния на здоровье учащихся. Я думаю, в ближайшем будущем на смену обычным доскам придут интерактивные.

Список используемой литературы

  1. Е.М.Гершензон «Курс общей физики»
  2. С.А.Тихомирова «Физика в школе».
  3. Журнал «Директор школы» №4, 2010 год «Безопасное использование интерактивных досок».
  4. СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях".

Сайты в Интернете