Урок-соревнование на тему "Арифметический квадратный корень и его свойства"

Разделы: Математика


Приложение 1

Вид урока: урок-соревнование «Зимняя спартакиада». (2 слайд)

Девиз урока: «Вместе мы – сила».

Цели урока:

  • образовательные: повторить понятия квадратного корня и арифметического квадратного корня, свойства арифметического квадратного корня; формировать умения применять эти свойства.
  • воспитательные: учить умению слушая слушать; следить за осанкой учащихся при письме, пропагандировать здоровый образ жизни;
    продолжить ознакомление с подготовительной работой Универсиаде 2013;
    формирование положительного отношения к Универсиаде 2013 года в г. Казани среди школьников;
  • развивающие: с помощью интересных форм работы развивать познавательную активность, логическое мышление, творческие способности учащихся, прививать интерес к предмету.

Оборудование: плакаты, карточки, проектор, компьютер.

Ход урока

I. Организационный момент

Вступительное слово учителя

Несколько месяцев осталось до начала грандиозного события мирового уровня – международных спортивных студенческих соревнований, называемых Универсиадой 2013. Именно  пропаганде здорового образа жизни, ознакомлению различными видами спорта будет посвящён данный урок.
Летняя Универсиада 2013 — XXVII Всемирная Летняя Универсиада, пройдет в Казани. На Универсиаде будет разыгрываться более 300 комплектов медалей, что должно стать рекордом.
Решение о проведение Универсиады в Казани было принято на голосовании Международной федерации студенческого спорта (FISU) 31 мая 2008 года, состоявшимся в Брюсселе.

На сегодняшнем уроке мы, конечно, будем заниматься зимними видами спорта.

Девиз урока: «Вместе мы - сила»

Виды многоборья (3 слайд)

  1. Разминка
  2. Хоккей
  3. Прыжки с трамплина
  4. Биатлон
  5. Спортивное ориентирование

II. Основная часть

1. Разминка (4 слайд)
- определение квадратного корня
- определение арифметического квадратного корня
- символ арифметического квадратного корня, какое ещё название он имеет
- сколько корней может иметь уравнение 
- свойства функции 
- квадратный корень из произведения
- квадратный корень из дроби
- квадратный корень из степени
(на вопросы команды отвечают по очереди, за каждый правильный ответ – 1 очко)

2. Исполком международной федерации студенческого спорта утвердил программу Универсиады-2013.
В Казани будут разыграны медали по 27 видам спорта, из которых 13 постоянных (в Москве в 1973 году их было 10) - легкая атлетика, футбол, баскетбол, спортивная гимнастика, художественная гимнастика, фехтование, плавание, водное поло, теннис, настольный теннис, волейбол, прыжки в воду, дзюдо и 13 по выбору организаторов.
В их число попали наиболее популярные и развитые виды спорта в России и Татарстане: бокс, пулевая и стендовая стрельба, синхронное плавание, академическая гребля, гребля на байдарках и каноэ, самбо, борьба на поясах, шахматы, тяжелая атлетика, регби-7, хоккей на траве, бадминтон, пляжный волейбол.

А сейчас мы с вами поиграем в хоккей.

Хоккей (5 слайд)

Сбрасывание производит игрок под номером 1 и передаёт шайбу другому игроку.
(побеждает та команда, которая первым закончит игру, счёт матча определяется по количеству правильных ответов)

Счёт игры:
«5» - нет ошибок
«4» - 1 или 2 ошибки
«3» - 3 или 4 ошибок
«2» - более 4 ошибок 

3. Прыжки с трамплина

С каждой команды по 2 участника работают на доске. (6 слайд)
Этот вид спорта для самых решительных.

1 пара: решить уравнения

2 пара: упростить

У спортсменов здоровый образ жизни! (6 слайд)

Решите задачу: обследовали 200 курящих человек, и выяснилось, что из 12% из них плохая память. У скольких человек плохая память? (ответ 24)
А у не курящих плохая память только у 2 человек!

Исследования министерства здравоохранения: те кто начал курить до 15 лет умирает от рака лёгких в 5 раз чаще, куришь в сутки 1-9 сигарет, сокращаешь свою жизнь на 4,5 года. Стоит ли курить?

Нет, конечно! А заниматься спортом, как наши ребята!

4. Биатлон (7 слайд)
Биатлон – это сочетание скорости и меткости. По команде приступить к заданию, которое лежит у каждого на парте.
Выполнить тест:
Для членов команды: Карточка ресурса

1 команда

2 команда

Как метко вы стреляли: ответ АВБГ
Сколько учеников выполнили все 4 задания правильно – команда получает столько очко.

5. Спортивное ориентирование (8 слайд)

Здесь победу  приносит не только выносливость и скорость, но и умение думать головой.
С каждой команды выступают по 1 ученику.

Из истории арифметического квадратного корня

Интересная история современного обозначения корня, а также самого названия «корень». С древних времён в уравнениях, как правило, фигурировали как неизвестное, так и его степени, т.е. неизвестное являлось основой возникающих соотношений. Индийцы называли его «мула» – корень (дерева), основание, начало;  арабы – «джузр» – корень, основание квадрата, а европейцы, сохранив смысл, перевели его на латынь.  Так появилось название radix (по-латыни «корень»), отсюда – радикал. Сначала обозначение корня сократили до Rx, затем до строчной буквы  r. В дальнейшем буква  r  трансформировалась в знак .  Рене Декарт объединил его с горизонтальной чертой, которую ставили над подкоренным выражением, в результате появился современный знак. Относительно квадратных корней дополнительных указаний не делали. Извлечение корня считается седьмой операцией над числами.

Приближенные  методы извлечения квадратного корня (без использования калькулятора)

Карточка ресурса

Древние вавилоняне пользовались следующим способом нахождения приближенного значения квадратного корня их числа х. Число х они представляли в виде суммы а2+b, где а2 ближайший к числу х точный квадрат натурального числа а, и пользовались формулой . (1)
Извлечем с помощью формулы (1) корень квадратный,  например   из числа 28:

Результат извлечения корня из 28 с помощью МК 5,2915026.
Как видим способ вавилонян дает хорошее приближение к точному значению корня.

III. Итог урока

После длительного марафона пора подвести итоги и наградить победителей.
а) набранные очки команд,
б) оценки ученикам,
в) рефлексия.

Оценка урока учащимися, самооценка, выводы и предложения. Учащийся ставит «+» в какой-то отдел листа рефлексии. (9 слайд)

Домашнее задание: выполнить домашнюю контрольную работу и заниматься спортом. (10 слайд)