Информационно-коммуникационные технологии при обучении химии

Разделы: Химия


В современном обществе с его развитой информационной культурой особое значение приобретает организация информационного образования, необходимость которого диктует сама жизнь. обучающемуся интересен тот преподаватель, который владеет компьютером и может с помощью мультимедийных технологий существенно повысит уровень наглядности изучаемого материала за счёт демонстрации схем, чертежей, иллюстраций, таблиц и т. д. Почему же основная масса учащихся из года в год теряет интерес к учению? Они инфантильны, безынициативны, у них отсутствует активная жизненная позиция. А ведь такие обучающиеся затем приходят в вузы, на производство.

Для нашего времени характерно снижение уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных мотивов учащихся. Не является исключением и мотивация к изучению химии. В решении проблемы повышения и поддержания уровня мотивации учения значительный эффект может быть достигнут благодаря использованию современных информационных технологий. Использование программных продуктов обеспечивает реализацию таких принципов обучения, как научность, наглядность, доступность, активность и самостоятельность. Использование анимации и звукового сопровождения в обучающих программах воздействует на несколько каналов восприятия обучаемого – аудиальный, кинестетический, визуальный, что позволяет при обучении учитывать особенности каждого обучающегося. [4]

Вместе с тем необдуманное применение компьютера в учебно-воспитательном процессе может послужить причиной распада целостной системы «учитель-класс» на отдельные элементы «ученик-компьютер», а преподавателя превратить в консультанта. Поэтому компьютерные технологии должны сочетаться с традиционными формами учебных занятий, так как в преподавании такого специфического предмета, как химия, нельзя отнимать у ученика возможность ощутить многообразие мира с помощью органолептических средств.

На мой взгляд, особое значение приобретают уроки с использованием ИКТ на уроках органической химии, когда необходимо донести до сведения школьников такие сложные понятия, как «гомологический ряд», «изомерия», строение органических веществ. Статус химии как непрофильной дисциплины имеет следствием низкую мотивацию её изучения для большинства учащихся. Поэтому использование новых информационных технологий в процессе обучения позволяет добиться качественно более высокого уровня наглядности уроков, значительно расширяет возможности активизации деятельности школьников, а непрерывная обратная связь оживляет учебный процесс, способствует повышению его динамизма, что, в конечном счете, ведёт к формированию положительного отношения обучающихся к изучаемому материалу. Использование ИКТ в своей деятельности как учителя условно я делю на четыре направления: теоретическая поддержка курса, создание презентаций к урокам и внеклассным занятиям, проектная деятельность учащихся, контроль знаний. В практике преподавания химии мною применяются различные формы информационного сопровождения. Наиболее простым и эффективным приемом является использование готовых программных продуктов, которые обладают большим потенциалом и позволяют варьировать способы их применения исходя из содержательных и организационных особенностей образовательного процесса.

На своих уроках я использую такие обучающие программы как «Виртуальная лаборатория» и Виртуальную школу Кирилла и Мефодия. Использование изобразительных средств (анимация, видеофрагмент, динамические рисунки, звук) значительно расширят возможности обучения, делает содержание учебного материала более наглядным, оказывается незаменимым при изучении химических процессов, непосредственное наблюдение за которыми нереально или затруднено. Таким примером может служить рассмотрение процесса электролитической диссоциации изучение реакций ионного обмена (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия) где наглядно, в движении представлены процессы, происходящие в растворе между ионами, что делает объяснение материала более понятным и занимательным.

При изучении темы «Причины многообразия органических веществ» и «Изомерия органических веществ» возможности вращать объекты и совмещать их друг с другом позволили очень наглядно показать существование пространственных и геометрических изомеров, а также различать структурные изомеры и их аналоги в другой форме записи. Конструирование молекул органических веществ в «Виртуальной лаборатории» позволяет образно представить строение органических веществ, «увидеть» невидимое, тренирует зрительную память. [2] В силу ряда причин не всегда имеется возможность проведения химического эксперимента. И опять на помощь приходит «Виртуальная лаборатория». Компьютерные технологии дают возможность демонстрировать реакции с взрывчатыми или ядовитыми веществами, редкими или дорогостоящими реактивами, процессы, протекающие слишком быстро или медленно, что невозможно в условиях колледжа. И в этом случае компьютер стал эффективным помощником учителя. Конечно, проведение опытов в лаборатории обладает неоспоримыми преимуществами, но при изучении токсичных веществ, например галогенов, виртуальный мир дает возможность проводить химический эксперимент без риска для здоровья.

Трёхмерная анимация, наличие проводника, возможность проделать на уроке химический эксперимент – вот лишь некоторые доводы в пользу виртуальной лаборатории. Опыт показывает, что при использовании ИКТ в образовательном процессе значительно увеличивается темп урока и выполняется больший объём практических заданий, чем на обычном занятии.

Ну, и, конечно каждый учитель видит преподавание предмета по-своему. И здесь ИКТ опять приходит на помощь – для создания презентаций к урокам и внеклассным мероприятиям, например в программе Power Point. [2] В моей методической копилке разработаны уроки по темам: «Щелочноземельные металлы», «Металлы», «Спирты», «Альдегиды» к внеклассным экологическим мероприятиям: «Волга», «Лес». Создание собственных презентаций вызвало живой интерес у учащихся – и вот уже сами учащиеся предлагают мне свои собственные презентации к различным разделам школьного курса.

На этапе проведения уроков компьютер позволяет:

  • экономить время;
  • красочно оформлять материал;
  • повышать эмоциональную, эстетическую, научную убедительность преподавания;
  • оптимизировать процесс усвоения знаний, воздействуя на различные анализаторы;
  • индивидуализировать обучение;
  • концентрировать внимание на важнейшей проблеме урока;
  • в любой момент возвращаться к уже знакомому материалу;
  • самостоятельно использовать учебный материал обучающимися. [6]

Таким образом, компьютеризация при обучении создает особую информационную обстановку, которая стимулирует интерес и пытливость ребенка. Это облегчает понимание и решение многих задач интеллектуального характера, способствует раскрытию природой заложенных потенциалов и способностей к познанию, творческой инициативы, личностному развитию каждого ученика.

Целевое включение новых информационных технологий в учебный процесс способствует постоянному динамичному обновлению содержания, форм и методов обучения и воспитания, позволяет педагогу решать проблемы, связанные с разработкой и использованием учебных программных продуктов качественно нового уровня.

Литература:

  1. Курдюмова Т. Н. Компьютерная технология обучения химии: достоинства и недостатки.// Химия в школе, 2002. - №8, с. 35-37.
  2. Конев М.Н. Информационные технологии как средство повышения мотивации обучения.// Химия в школе, 2008. - №5, с. 12-14.
  3. Нечиталова Е. В. Информационные технологии на уроках химии. //Химия в школе, 2005. - №3, с. 13-15.
  4. Фёдорова С.В. Использование ИКТ в процессе изучения химии. Москва. И.Д. «Первое сентября». festival@1sept.ru
  5. Фельдман И. Д. Создание и использование тематических компьютерных презентаций. //Химия в школе, 2005. - №7, с. 36-37.
  6. Шашкова О.В. Использование информационных технологий при обучении химии. Москва. И.Д. «Первое сентября». festival@1sept.ru
  7. Шкилева О.А. Современные технологии обучения химии. Волгоград. Издательство ВГПУ «Перемена». 2006.