"Музыкальная поэзия Н.Рубцова". 5-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 5


Идея интеграции в обучении, конечно, не нова. Но как по-новому зазвучала она в свете новых стандартов! В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов». А одно из основных требований ФГОС к метапредметным результатам – освоение межпредметных понятий. Верный путь к соблюдению этого требования и достижению качественных метапредметных результатов – интегрированное обучение.

Интеграция становится сегодня одним из важнейших методических направлений в процессе модернизации образования. Именно интеграция помогает школьникам целостно воспринимать мир, рассматривать явления с нескольких сторон, познавать красоту окружающей действительности во всём её разнообразии, способствует рождению качественно новых знаний. Опыт показывает, что, интенсифицируя процесс обучения, интеграция способствует снятию перенапряжения, перегрузки, утомляемости обучающихся за счёт переключения их внимания на разнообразные виды деятельности в ходе урока. Интегрированные уроки отличаются предельной чёткостью, компактностью, информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке; логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока.

Преимущество интегрированных уроков заключается в том, что они способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса обучающихся; в большей степени, чем обычные уроки, содействуют развитию речи, формированию умения обучающихся сравнивать, обобщать, делать выводы; позитивно влияют на развитие образного мышления учащихся, чувства красоты и нравственности. Целенаправленно организуемые межпредметные связи положительно сказываются на результатах обучения: появляется системность в знаниях. И главное: интегрированные уроки позволяют полноценно реализовать все принципы системно-деятельностного подхода в обучении, который является не только основой ФГОС, но и механизмом его реализации.

Как часто учитель, планируя свои уроки, понимает, что оказался на «перекрёстке» тем, проблем, вопросов, которые встречаются ученикам при изучении других дисциплин. Что делать? Как провести детей через этот «перекресток»? И тогда на помощь приходит внутрипредметная и межпредметная интеграция. Организовать её на своём уроке может каждый учитель, который стремится реализовать идею нового стандарта: всестороннее гармоничное развитие обучающихся, соответствующее внутренним потребностям и направленное на свободное и творческое самоопределение личности.

А можно пойти другим путём. Это путь синхронизации учебного материала по нескольким предметам в течение учебного года (полугодия, четверти) и проведение бинарных уроков, когда учителя выявляют в преподавании своих предметов такие поля взаимодействия, которые сближают перспективные цели обучения. Практика показывает, что бинарные уроки позволяют ученикам устанавливать большее количество содержательных связей в образовательном пространстве, овладевать разными методами научного познания, способствующими выработке потребности в интеллектуальной деятельности.

Имеющийся опыт интегрирования школьных курсов литературы и музыки свидетельствует о том, что бинарные уроки помогают обучающимся ярче представить художественный образ, понять специфику литературного и музыкального произведения, развить чувство прекрасного, усилить нравственное, эстетическое и эмоциональное воздействие произведения. Как правило, это уроки творческого поиска, в ходе которых дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы. При этом методы поиска предварительно хорошо продуманы учителями и освоены учениками на предыдущих занятиях. Такие уроки всегда имеют высокую эффективность и значимость.

Так, один из интегрированных уроков литературы и музыки «Музыкальная поэзия Николая Рубцова» проведён в 5 классе. В основе урока – диалог искусств: литературы и музыки. Задача учителя литературы и учителя музыки – организовать осмысленную творческую деятельность учащихся, чтобы побудить их к новым открытиям. Урок направлен на формирование универсальных учебных действий:

  • личностных – проявление внутренней позиции при осмыслении поэтического произведения Н.Рубцова «В горнице»;
  • коммуникативных – умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (работа в группах);
  • регулятивных – самостоятельное определение темы урока; принятие задачи: исполнитель – соавтор поэта и композитора, реализация задачи в своём исполнении;
  • познавательных – моделирование музыки на стихи Н.Рубцова «В горнице», сравнение предложенного варианта музыкального образа с композиторским оригиналом. Приведём конспект данного урока.

Тема урока: «Музыкальная поэзия Николая Рубцова».

Ход урока

1. Постановка цели.

Учитель музыки: Коллега, у Вас в руках томик стихов Николая Рубцова. А в моих руках – ноты … Но здесь тоже есть имя Николая Рубцова. И это не простое совпадение, потому что…

Учитель литературы: А пусть об этом поразмышляют наши пятиклассники. Я думаю, они самостоятельно определят цель нашей встречи сегодня.

(Ответы детей.)

Учитель литературы: Да, сегодня у нас на уроке состоится диалог искусств: поэзии…

Учитель музыки: … и музыки!

2. Организация восприятия и осмысления новой информации.

Учитель литературы: Поиграем в ассоциации. Детство. Когда вы слышите это слово, какие ассоциации возникают у вас? (Дети называют слова-ассоциации по цепочке.)

- Как Вы думаете, какое бы слово-ассоциацию назвал бы автор стихов и песен Н. Рубцов? (Горница.)

- Да, горница. «В горнице» – так называется одно из стихотворений поэта. А что же такое горница?

Словарная работа, создание синонимического ряда.

Горница – это чистая половина крестьянской избы (С.И. Ожегов).

Горница – палата, светлица, покой, комната, горенка, светелка. (Словарь синонимов.)

Учитель литературы: Обратите внимание, слово «горница» в названии стоит в предложном падеже. Автор словно пригласил нас оказаться там, где прошло его детство. Принимаем это приглашение?

Звучит стихотворение Н. Рубцова «В горнице».

В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды...
Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.
Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень,
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!
Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе...

3. Первичная проверка понимания.

Учитель литературы: Какое чувство вызвало у вас это стихотворение? (Грусть, печаль, светлое чувство, умиротворение…)

Учитель музыки: Это стихотворение – своеобразное отражение непростой судьбы поэта. Какой была эта судьба? Краткий рассказ о жизни Николая Рубцова. Зрительный ряд из фотографий Н. Рубцова.

4. Организация деятельности путем анализа информации и выполнение упражнений с её применением.

Учитель литературы: Считается, что в стихотворении «В горнице» звучит воспоминание о детстве. Это так? Докажите. (Поэт вспоминает о рано ушедшей маме, матушке, о её заботе, делах по дому; красные цветы – цветы с похорон матери; детство в доме-горнице, куда всегда мысленно возвращался, садик у дома…)

Учитель литературы: Благодаря какой морфеме поэту удалось выразить свои чувства по отношению к маме? (Уменьшительно-ласкательный суффикс –ушк-.)

Но только ли о детстве это стихотворение? (Ответы детей.) Вернёмся к этому вопросу чуть позже, после того, как мы побываем в творческой мастерской поэта.

Предлагая своё творение читателю, поэт всегда приглашает его в свою творческую мастерскую. Зовёт разгадать тайну своего произведения. И очень хочет, чтобы тайна была разгадана, ведь рассчитывает на понимание. Итак, мы в творческой мастерской поэта Николая Рубцова. Выполните задания:

- Определить вид рифмовки. (Перекрёстная.)

- Что напоминает вам ритм этого стихотворения? (Покачивание лодки на речной волне, покачивание ветки ивы от ветерка и т.д.)

- Меняется ли тональность стихотворения, настроение лирического героя от начала к концу стихотворения? (В начале стихотворения звучит грусть, печальные ноты, а в конце – какая-то бодрость и уверенность лирического героя в себе, надежда на будущее…)

5. Творческое применение знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

Создание творческого продукта в групповом взаимодействии.

4 строфы – 4 группы. Выполнение мини-проектов с последующим их афишированием, защитой. Основные зрительные образы строфы (оформляется в виде аппликации) Чувства и настроения лирического героя в этой строфе Время, изображённое в данной строфе (настоящее, будущее или прошедшее)
1 строфа Горница
Звезда
Вода (река)
Умиротворение
Задумчивость
Воспоминание
Любовь
Картина прошлого изображается глаголами будущего времени
2 строфа Цветы
Лодка
Река
Грусть
Печаль
Ощущение состояния разрушения, увядания
Прошлое изображено глаголами прошедшего времени
3 строфа Стена
Тень
Ива
Волнение
Надежда
От настоящего времени – к будущему
4 строфа Цветы
Звезда
Лодка
Жизнеутверждение
Вера
Будущее

6. Афиширование творческого продукта, его корректировка, добавление новой информации, формулирование выводов.

Вывод первый. Зрительные образы помогают нам понять мир лирического героя, они повторяются: звезда, лодка, вода, цветы… Только сначала эти образы предстают перед нами в прошлом, а потом – в будущем.

Учитель литературы: Какой образ не повторился, но мы понимаем, что именно он – источник жизненных сил для лирического героя? (Горница – дом, родное пространство, озаренное светом звезды. И не случайно поэт выбирает именно слово «горница», ведь это не только самое светлое и чистое место в доме, но и источник покоя и силы. Николай Рубцов очень ценил тепло родного дома, которого так рано лишился.)

Вывод второй. Звучит смена интонаций: от грусти – к жизнеутверждению.

Вывод третий. Герой словно движется сквозь пространство и время от прошлого к будущему, он будто возрождается к новой жизни, готов к ней.

Учитель литературы: Возвратимся к вопросу, уже звучавшему на уроке: «Только ли о детстве это стихотворение?». Как вы теперь ответите на этот вопрос? (Оно о том, что всегда надо надеяться на обновление, надо верить в лучшее будущее и стараться его приблизить. Мир не может застыть, остановиться.)

7. Формирование нового информационного запроса (выстраивание новых проблем).

Учитель музыки: Слушая ваш литературоведческий анализ стихотворения, я заметила, что вы употребляли музыкальные термины: мелодия, тональность, ритм, темп… На мой взгляд, это закономерно, потому что стихи Николая Рубцова удивительно музыкальны. Да и сам он был очень музыкален. Стихи любимых поэтов Ф. Тютчева и М. Лермонтова, А. Блока и С. Есенина пел на свои бесхитростные мелодии. Любил слушать классическую музыку. А одно из своих самых любимых произведений, «Вальс цветов» П.И. Чайковского, даже исполнял на гармошке. Музыкальный поэт! Музыкальные стихи! В песнях они обретают вторую жизнь! Разные композиторы обращались и продолжают обращаться к творчеству Рубцова. Сегодня известно более 130 песен на его стихотворения. Предлагаю вам выступить в роли композитора и смоделировать музыку к стихотворению «В горнице». Следует помнить, что в вокальной музыке слово и звук всегда живут в гармонии. Вы можете воспользоваться подсказками:

мелодия певучая, отрывистая; поступенная, скачкообразная
ритм равномерный, острый; песенный, танцевальный, маршевый
темп медленный, неторопливый, подвижный, быстрый
лад мажорный, минорный
динамика тихая, громкая
регистр низкий, средний, высокий
гармония консонансы, диссонансы

8. «Социализация» (озвучивание решений, вариантов, обсуждение).

Ответы учеников: Может возникнуть спорная ситуация: мажор или минор? Оптимальный вариант – чередование ладов. Это игра света и тени, печали и радости. Это есть в поэтическом образе, это должно быть и в музыкальном образе.

9. Корректировка творческого продукта, добавление новой информации.

Учитель музыки: А у мэтра российской песни Александра Морозова это получилось так. (Учитель исполняет 1 куплет.)

Наше моделирование музыки и композиторское решение совпадают?

10. Вокально-хоровая работа.

Учитель музыки: Сейчас нам предстоит вокально-хоровая работа. Следует помнить, что мы, исполнители, – соавторы поэта и композитора. Помогите слушателю прочувствовать всю глубину и красоту слова через музыкальную интонацию.

Попробуем в музыкальную композицию внести свою интерпретацию. Посмотрите, звезда у поэта – один из главнейших символов. (Учитель обращается к таблицам, составленным учащимися в «творческой мастерской поэта».) Звезда – это и судьба, и красота, и счастье. Давайте и мы образ звезды создадим в музыкальном сопровождении. Тембр какого инструмента для этого подойдёт? (Металлофон, треугольник.) Такая инструментовка у нас будет звучать во вступлении и заключении песни.

11. Рефлексия.

Учитель литературы: Николай Михайлович Рубцов… 3 января 2012 года исполнилось бы 76 лет со дня рождения этого истинно русского поэта. Его творчество только начинают по-настоящему изучать. Вот и мы сегодня соприкоснулись с его удивительной поэзией. Завершая нашу встречу, предлагаем вам продолжить предложения:

  • Стихи Николая Рубцова …
  • Сегодня я задумался о…
  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я теперь могу…
  • Я научился…
  • У меня получилось…
  • Мне захотелось…
  • Я попробую…
  • Я смог…
  • Урок дал мне для жизни…

12. Подведение итогов урока.

Итак, на уроке состоялся диалог искусств. Его результат – целостное представление обучающихся об образе, созданном средствами разных видов искусства. Этот образ осознан и прочувствован детьми в разных видах деятельности. И очень важно, что ученики сделали на уроке много открытий. Одно из них хочется процитировать: «Жить надо с уверенностью, что всё будет хорошо».