Раздел: Конструирование и моделирование плечевого изделия.
Тема: Построение чертежа плечевого изделия.
Цели урока:
Образовательный аспект:
- Формирование у учащихся способности к самостоятельному расчету и построению чертежа основы ночной сорочки.
- Способствовать формированию у учащихся знаний о последовательности построения чертежа ночной сорочки.
Развивающий аспект:
- Способствовать развитию конструкторских умений, логического мышления, определять зависимость размерных признаков и линий чертежа.
- Способствовать развитию умений рассчитывать формулы построения, оформления чертежа.
Воспитательный аспект:
- Воспитывать внимательность, самостоятельность, прививать навыки культуры труда, аккуратности.
Методическое оснащение урока:
- Материально-техническая база: кабинет, мультимедийное оборудование, сантиметровая лента, альбом, линейка, карандаш.
- Дидактическое обеспечение: Презентация, таблица, учебник, технологические карты, чертеж ночной сорочки.
Методы обучения: рассказ, демонстрация, самостоятельная работа, инструктаж, практическая работа, закрепление.
Литература:
- Поурочные планы «Технология 7 класс» И.В. Червякова.
- Технология: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы. В.Д. Симоненко, О.В. Табурчак, Н.В. Синица – М.: : Вентана-Граф,199.-240с.
- Зименкова Ф.Н. Технология. Справочное пособие для общеобразовательных школ. Трудовое обучение. – М.: Педагогическое общество России.-2002.- 192 с.
Словарная работа: запись на доске – базисная сетка, чертеж, линии чертежа.
Тип урока: практический с использованием ИКТ (таблица Microsoft Excel для расчета конструкции на свой размер и программа PowerPoint для демонстрации последовательности построения чертежа)
Объект труда: основа чертежа плечевого изделия
Межпредметные связи: черчение, математика, информатика.
Ход урока
I. Организационный момент
- проверка готовности к уроку
- настрой уч-ся на работу
- приветствие ,
- проверка явки уч-ся
- доведение до учащихся плана урока
II. Актуализация знаний учащихся
III. Проверка знаний учащихся
1) работа у доски: (индивидуальная работа с учащимися, манекен, сантиметровая лента)
- продемонстрируйте, как измеряются мерки, необходимые для построения чертежа ночной сорочки;
2) Проверка умения читать чертеж.
- Назовите мерки (слайд 2)
- Дополните таблицу (слайд 3)
- Прочитайте чертеж. (слайд 4)
- Определите силуэт в одежде. (слайд 5)
- Определите стили и силуэт одежды. (слайды 6-8)
- Назовите и покажите:
- Горизонтальные линии чертежа
- Вертикальные линии чертежа
- Детали чертежа, их отличие
- Зависимость мерок и линий чертежа
- расскажите о требованиях, предъявляемых к одежде.
- Определите последовательность изготовления ночной сорочки. (слайд 9)
3) работа по карточкам (сильные ученики) (Приложение 1)
4) беседа по вопросам:
- Из каких деталей состоит чертеж ночной сорочки?
- Чем деталь спинки отличается от переда?
- Какие мерки снимаются полностью, а записываются в половинном размере? Почему?
- Назовите виды плечевой одежды?
- Как подобрать ткань на одежду?
4) работа с наглядным материалом (слабые ученики):
– Определите стиль и силуэт представленных моделей. (Приложение 1)
5) подвести итоги проверки знаний.
Определение темы урока:
- Что мы делали на прошлом уроке?
- Для чего мы снимали мерки?
- Для чего нужны прибавки?
На прошлом уроке мы снимали мерки, установили значение прибавок на свободное облегание, знакомились с конструкцией ночной сорочки. Все это поможет нам определить тему сегодняшнего урока.
- Как вы считаете, какова тема нашего урока?
- Что мы будем делать на этом уроке, в чем заключается важность и ответственность, которая лежит перед нами?
Учащиеся формулируют тему урока «Построение чертежа ночной сорочки»
Вывод: Сегодня у нас вами очень ответственный урок, от его результата зависит дальнейшее качество нашего изделия. Нам нужно будет проявить на уроке свои математические способности, умение чертить, включить пространственное воображение. Сегодня, используя технологические карты, размерные признаки вы будете строить конструкцию своего изделия.
IV. Практическая работа
1. Построение чертежа основы.
Построение чертежа производится на половину ширины изделия.
Вопрос: Почему мы будем строить чертеж только на половину фигуры? (в связи с тем, что фигура человека симметричная)
Особенность цельнокроеной конструкции состоит в том, что на чертеже рукав вычерчивают вместе с полочкой и спинкой. То есть полочка (спинка) с рукавом составляют одну деталь. Такой вариант кроя обеспечивает свободное перемещение руки в горизонтальное положение, а при опущенной руке под проймой образуются мягкие складки.
Так как в конструкции плечевого изделия с цельнокроеным рукавом чертеж переда отличается от чертежа спинки только более глубоким вырезом горловины, поэтому деталь переда и спинки строятся одновременно на одной и той же базисной сетке.
Вопрос: Что такое базисная сетка? (Приложение 2)
(слайд 10) Чертеж строится на базисной сетке, которая представляет собой совокупность вертикальных и горизонтальных линий, расположенных в местах наибольшего изменения профиля фигуры. Сетка определяет общий размер изделия по ширине и длине. Основные линии фигуры:
- Линия шеи на сетке соответствует основанию шеи;
- Линия груди соответствует выступающей части груди;
- Линия талии соответствует талии;
- Линия бедер соответствует выступающей части бедер;
- Линия середины переда и спинки соответствует середине переда и спинки. Положение линии сетки определяется по снятым меркам с учетом прибавок для свободного облегания.
При построении чертежа основы большое затруднение у учащихся вызывает расчет формул по своим меркам. Расчет конструкции очень удобно, легко и быстро можно произвести с использованием таблицы Microsoft Excel. (Приложение 3)
Учащиеся заносят значение своей мерки в таблицу расчета Excel, в столбец «Значение мерки», определяют результат расчета, проверяют правильность устного расчета.
Для того чтобы построить чертеж вам нужно поработать с технологическими картами учебника (стр. 110) (сильные учащиеся), огромную помощь окажет презентация, которая поможет определить последовательность расчета и построения. (Приложение 2). (слайды 11-25)
Учитель демонстрирует, комментирует приемы построения. Если учащиеся не успевают за построением, возвращается предыдущий слайд.
Сильным учащимся выдается технологическая карта, и они строят самостоятельно.
Практическая работа. Расчет и построение.
Номер слайда | Последовательность построения | Формула расчета |
слайд 11 | В верхней части листа поставить точку В и провести вправо линию. Из точки В провести вниз вертикальную линию и отложить на ней отрезок ВН. |
ВН=Ди |
слайд 12 | От точки В вправо по линии плеча отложить ширину изделия ВВ1. Из точки В1провести прямую линию вниз. |
ВВ1=(Сг+Пг):2=(Сг+6):2, Пг = 6 см |
слайд 13 | Достроить чертеж до прямоугольника ВВ1H1Н. Поставить точку H1 |
|
слайд 14 | Построение горловины спинки. Отложить вправо от точки В по линии плеча ширину горловины ВВ2. Отложить вниз от точки В глубину горловины спинки ВВ3. Соединить плавной кривой точки В2 и В3. |
ВВ2=(Сш:3)+1 ВВ3=ВВ2:3 |
слайд 15 | Построение горловины переда. Отложить вниз от точки В глубину горловины ВВ4. Соединить плавной кривой точки В2 и В4. |
ВВ4=ВВ2+1 |
слайд 16 | Построение рукава. Отложить вниз от точки В1 глубину проймы В1Г. От точки Г вправо провести горизонтальную линию. |
В1Г=(Оп:2)+Поп, Поп=7 см |
слайд 17 | Построение рукава. Отложить вправо от точки В1 длину рукава В1В5. Достроить прямоугольник по двум сторонам В1Г и В1В5. Обозначить точку Г1. |
В1В5 =5-7 см |
слайд 18 | Построение рукава. Вниз от точки Г отложить отрезок длины рукава ГГ2, равный отрезку ГГ1. Соединить прямой линией точки Г1 и Г2. |
ГГ1 =ГГ2= 6 см |
слайд 19 | В середине отрезка Г1Г2, поставить точку Г3. Из этой точки отложить перпендикуляр и отложить на нем величину прогиба 1-1,5 см (точка Г4). Соединить точки Г1, Г4 и Г2 плавной кривой. |
Г3Г4=1-1,5 см |
слайд 20 | Построение расширение низа. Продлить вправо линию низа и отложить на ней отрезок H1Н2. Соединить прямой линией точки Н2 и Г2. |
H1Н2=8-12 см. |
слайд 21 | От точки Н2 вверх по линии бока Н2Г2 отложить 1,5 см и поставить точку Н3, а на середине отрезка H1Н – точку Н4. Соединить точки Н4 и Н3 плавной линией. | Н2Н3=1,5 см |
слайд 22 | Построение линии талии. Отложить от точки В вниз ВТ. От точки Т провести горизонтальную линию до пересечения с линией В1H1 и линией бока Г2Н2 и отметить на ней точки Т1 и Т2. |
ВТ=Дтс |
слайд 23 | От точки Т2 вверх по линии Т2Г2 отложить Т2Т3, а на середине отрезка ТТ1 – точку Т4. Соединить точки Т4 и Т3 плавной кривой |
Т2Т3 = 1,5 см |
слайд 24 | Обвести контур чертежа основной сплошной линией. |
2. Самоконтроль: Слайд 25.
Правильность и аккуратность построения линий чертежа правильность расчета.
- Назовите горизонтальные линии, покажите их на чертеже, манекене, готовом изделии?
- Назовите вертикальные линии чертежа.
- Какая мерка нужна, чтобы построить отрезок ВН?
- Какая мерка нужна, чтобы построить отрезок ВТ?
- От чего зависит величина отрезка ВВ1?
- Как определить размер отрезка ВВ2?
- Покажите линию рукава: определите длину рукава, ширину рукава?
V. Заключительный инструктаж
- анализ выполнения самостоятельной работы учащихся,
- разбор типичных ошибок учащихся,
- причины ошибок,
- объяснение способов устранения ошибок,
- самоанализ работы.
- Оцените свою работу по построению чертежа сорочки.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чему научились?
- Какие трудности испытывали при построении?
VI. Подведение итогов урока
(сообщение о достижении целей урока, оценка результатов труда)
Литература:
- Белоконная Е.Н. Использование компьютерных технологий при изучении темы «Конструирование и моделирование швейных изделий.// Школа и производство, 2011.-7-46с.
- Бешенков А.К. Технология. Методика обучения технологии 5-9 кл. Метод.пособие. – М.: Дрофа. – 2003. – 224с.
- Гуревич М.И., Петрова И.Л., Дж. Питт, Сасова И.А., Павлова М.Б. Сборник проектов: Пособие для учителя – М.: Вентана-Граф, 2004. -144с.
- Егорова Р.И., Монастырская В.П. Учись шить: кн.для учащихся – М.: Просвещение, 1989. -160 с.
- Криволап Н.С. Трудовое обучение. – Мн: Изд. ООО «Красико-ПРинт», 2004 – 176с.
- Левицкая Л.В., Радугина О.Г., Перов В.А. Занятия по трудовому обучению, 6-7 классы: Обработка тканей, кулинарные, ремонтные и электротехнические работы. – М.: Просвещение, 1992.-176с.
- Макарова А.Ю., Моделирование одежды с учетом особенностей фигуры, //Школа и проиводство
- Мельникова Л.В., Короткова М.Е., Земганно Н.П. Обработка тканей: учебное пособие для учащихся 9-10 классов. – М.: Просвещение, 1986.-208с.
- Павлова М.Б., Сасова И.А., Гуревич М.И.. Технология 6 кл. – М.: Вентана-Граф, 2007.-224с.
- Павлова М.Б., Гуревич М.И., Дж. Питт, Сасова И.А., Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя – М.: Вентана-Графф, 2003. -296с.
- Павлова М.Б.. Шарутина А.Ю., Сасова И.А.. Технология. Тетрадь творческих работ. – М.: Вентана-Граф, 2007.-64с.
- Сасова И.А., Павлова М.Б. Метод проектов в технологическом образовании школьников: 7 класс: Пособие для учителя – М.: Вентана-Граф, 2007. -176с.
- Сасова И.А.. Марченко А.В.. Технология: 5-8 классы: Программа. – М.: Вентана-Граф, 2007. -96с.
- Симоненко В.Д., Табурчак О.В.. Синица Н.В. Технология: учебник для учащихся 7 класса общ.школ. – М.: Вентана-Граф, 1999.-240с.
- Столярова С.И., Домненкова Л.В. Обслуживающий труд: учеб.пособие для учащихся 7-8 кл. – М.: Просвещение, 1985.-224с.
- Скопцова М.Й. Технология: учебное пособие по Обслуживающему труду для учениц 5-8 классов. – Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1997.-384с.
- Хохлова М.В., Самородский П.С.. Синица Н.В.. Симоненко В.Д., Технология: Программы начального и основного общего образования: Сборник. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 192с.
- Чернякова В.Н. Методика преподавания курса «Технология обработки ткани»: 5-9 Книга для учителя – М.: Просвещение, 2002. – 125с.
- Чернякова В.Н. Технология обработки ткани: учеб для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1998. – 191с.
- Burda/ Шитье – мое хобби. Изд-во «Энне Бурда ГмбХ &Ко, Д-77641, – Оффенбург, Германия.
- ru.wikipedia.org›wiki/Одежда