Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.
Приложение. (Презентация).
Слайд 1. Формирование профессиональной компетентности учителя начальных классов в свете перехода на ФГОС НОО.
Что же такое профессиональная компетентность?
Слайд 2. Понятие профессиональная компетентность педагога – это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.
Слайд 3. Под профессионализмом понимается особое свойство людей готовых систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях.
В понятии “профессионализм” отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.
Соотнося профессионализм с различными аспектами зрелости специалиста, А.К.Маркова выделяет четыре вида профессиональной компетентности [Маркова, 1996]: специальную, социальную, личностную индивидуальную:
Слайд 4.
- Специальная, или деятельностная профкомпетентность – владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.
- Социальная профкомпетентность – владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.
- Личностная профкомпетентность – владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.
- Индивидуальная профкомпетентность – владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.
Компетентность формируется в деятельности и всегда проявляется в органичном единстве с ценностями человека, только при условии ценностного отношения к деятельности, личностной заинтересованности достигается высокий профессиональный результат.
Слайд 5. Наш великий педагог ХХ века В.А.Сухомлинский предупреждал:
"Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, – в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это – желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву”.
Слайд 6. Тема деятельности МО на этот учебный год: “Повышение качества образования в рамках введения ФГОС НОО в начальной школе”.
Цель: повышение качества образования младших школьников путем формирования профессиональной компетентности учителя начальных классов в рамках введения ФГОС НОО.
Задачи: осуществлять внедрение новых образовательных стандартов в начальной школе и обновление системы качества образования; организовать методическую работу с педагогами.
Исходя из опыта, сложившегося в результате взаимодействия с коллегами, мы и определяем условия успешной реализации ФГОС НОО, в частности, условия успешного формирования у младших школьников универсальных учебных действий.
Младшие школьники только осваивают умение учиться. Именно у них первостепенным является формирование мотивации к дальнейшему обучению. Ведь недаром бытует мнение: чему научили ребенка в начальной школе, с тем он и пойдет дальше, и от этого зависит его успешность в дальнейшем.
Итак, каковы же условия, обеспечивающие у младшего школьника формирование учиться и способности организации своей деятельности? Самое первое – это педагогическая профессиональная компетентность учителя.
Слайд 7. В нашем лицее она складывается из курсовой подготовки, семинаров, мастер – классов, обеспечения и изучения методической литературы, педагогических сообществ различного уровня, проведения открытых уроков, публикаций, участия в профессиональных конкурсах, создания портфолио и работа по внедрению ФГОС НОО.
Подробнее я и хочу об этом рассказать.
Слайд 8. Работать по введению ФГОС НОО мы начали задолго до сегодняшнего дня. Уже с 2008 года при прохождении курсовой подготовки в КРИПКиПРО педагоги делились новыми знаниями: Гусарова Г. А., Гребенюкова Л. Е., Почанкина О. А., Ходырева Н. А.
За предыдущий учебный год мы посетили несколько семинаров в МОУ “Лицей №17”, на методсоветах лицея, педсоветах, МО изучали нормативные документы, ездили на разовые семинары в КРИПКиПРО, подбирали для изучения методическую литературу. В марте были написаны нами программы по внеурочной деятельности, в августе-начале сентября рабочие программы по учебным дисциплинам. В апреле изучили и познакомились с новым учебным планом. Летом закупили учебники по программе “Школа 2100”.
Слайд 9. В сентябре этого учебного года была создана экспериментальная творческая группа учителей по введению ФГОС НОО. Это педагоги, работающие в настоящее время в первых классах: Гусарова Г. А., Гребенюкова Л. Е. и Ходырева Н. А. Именно на них лег большой объем работы по подготовке введения ФГОС НОО. До 2014года им нужно будет составить рабочие программы по учебным дисциплинам и по внеурочной деятельности для 2-4-ых классов в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта.
А еще к этому необходимо разработать эффективную систему методического сопровождения образовательного учреждения по освоению нового государственного образовательного стандарта.
Слайд 10. В своей практике на уроках педагоги применяют различные педагогические технологии: игровые, ИКТ, проблемное обучение, проектная и исследовательская деятельность, формирование продуктивного чтения.
Я хочу подробнее остановиться на проектной и исследовательской деятельности.
В основе построения ФГОС лежит системно-деятельностный подход, т. е. для каждого конкретного периода школьного обучения система задач и действий должна быть адекватна ведущей деятельности и являться условием и движущей силой развития ребенка.
В дидактике понятия “умения”, “навык”, “способ деятельности” оцениваются как взаимосвязанные. Одних знаний недостаточно, необходим опыт применения их на практике. Только тогда появляются умения и навыки. Они и есть усвоенный опыт способов деятельности. Считаем, что проектная деятельность позволяет приобрести умения и навыки, необходимые для решения жизненных задач.
Проектная деятельность основана прежде всего на развитии самостоятельности обучающихся, гибкой организации процесса обучения. В результате полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, осваиваются не только конкретные поисковые действия, но и системный подход к решению различных задач. За месяц, который обучающиеся провели в лицее, мы выполнили несколько проектных работ.
Слайд 11. Литературное чтение. Проект “Речь”.
Слайд 12. Математика. Проект “Сложение”.
Ученица из геометрических фигур сложила рыбку. Спрашиваю:
– Что сделала Карина? (Рыбку.)
– Как она сделала рыбку? (Она ее сложила из геометрических фигур.)
– А как? (Собрала их вместе. Сложила.)
– Рыбка – результат действия сложения.
Далее вводится знак “+” и делается вывод, что при сложении число предметов увеличивается, их становится больше.
Слайд 13. Следующий проект был выполнен на уроке окружающего мира по теме “Предметы и их признаки”.
В результате исследований по группам ребята узнали, что предметы можно отличить по цвету, по форме, по размеру, по вкусу, по запаху, по частям, по материалу, по свойствам, по осязанию.
Такие уроки очень интересны для детей. Ведь по своей природе они– маленькие исследователи.
Слайд 14. И, конечно же, по новым ФГОС мы проводим внеурочные занятия. Уже есть первые результаты. В сентябре была проведена Осенняя спартакиада. Это первые достижения детей. В конце сентября прошел праздник осени. В начале октября ходили в поход. Для первоклассников это были очень яркие события, которые надолго останутся в памяти их и их родителей. На внеурочном занятии “Юный краевед” прошла встреча с ветераном педагогического труда Пановой Анастасией Ивановной.
Слайд 15. Таким образом, разработать механизм реализации ФГОС НОО, апробировать его, принять в педагогическом сообществе – это есть простор для творчества современного нового учителя. Это есть его педагогический опыт, то есть профессиональная компетентность.
Спасибо за внимание!