Характерная черта детства – повышенная умственная активность. Ребенок является исследователем, который в школе часто не имеет свободы для её проявления. Ему предлагают сроки, темпы и темы материала. И так по всем предметам в течение всех лет обучения в школе.
И вполне естественно, что учебная деятельность находится в конкретных отношениях с другими сферами жизни ребенка и поэтому чаще всего не выдерживает конкуренции. Соблазны досуга, информационная провокация рекламы об иных ценностях жизни, экономическая несостоятельность быта и проблемы в семейных взаимоотношениях детей и родителей, усложнение программ, невозможность достижения легкого успеха при современных требованиях к уровню знаний, умений и навыков – все это создаёт проблемную ситуацию между школой и ребенком. Угасает внутренний мотив к учению. Нарастающее принуждение к учению со стороны взрослых вызывает у школьника негативный синдром, протест. Еще А.Эйнштейн отмечал: “Большая ошибка думать, что чувства долга и принуждение могут способствовать находить радость в том, чтобы смотреть и искать. Мне кажется, что даже здоровое хищное животное потеряло бы жадность к еде, если бы удалось с помощью бича заставить его непрерывно есть, даже когда оно не голодно, и особенно если принудительно предлагаемая еда не им выбрана”.
Нельзя считать эффективным и способ передачи знаний, при котором ученик сведения по предмету получает в готовом виде, не вызывающем желания обдумать получаемую порцию информации, а требующем лишь запоминания и воспроизведения в нужный момент.
Можно ли избежать падения интереса к школе? Наверное, можно, если школьное обучение будет построено на профессиональном владении педагогами возрастной психологии и использовании теории, пусть даже отдельных её элементов, развивающего обучения.
Подход к обучению должен иметь в своей основе психологически обоснованные положения:
Активность ученика в учебной деятельности, так как общее психическое развитие его происходит как поступательное движение его взаимодействия с окружающим миром.
Личностная заинтересованность ребенка в учении, чтобы он в процессе обучения чувствовал обогащение своей жизни, удовлетворение своих растущих познавательных потребностей и интересов, ощущения быть востребованным в самом процессе овладения знаниями.
Опора при обучении на возрастные периоды развития, когда с соответствующими социально–педагогическими условиями наиболее интенсивно развиваются определенные психические процессы и качества: память, мышление, восприятие, воображение. Исходя из этого, мышление ребенка развивается от практически-действенного к наглядно-образному, затем к словесно-логическому, рассуждающему.
Поэтому сейчас, когда перестраивается экономика, преобразуются социальные институты, меняется наука, изменяется и школа, для которой актуальным является изменение содержания образования и поиск новых технологий образовательного процесса. В последнее время стало тенденцией повсеместное внедрение в учебный процесс использование ИКТ. В стремлении идти в ногу с современными требованиями к уроку каждый педагог предлагает на своих уроках различные варианты такой работы.
В преподавании географии важным является реализация принципа сочетания рационального и эмоционального. Это может быть достигнуто за счет обращения к поэзии, прозе, использования сценических приемов подачи материала, когда правильно и уместно подобранные примеры помогают выразить на эмоциональном уровне те же идеи, что на рациональном уровне, использование иллюстративных материалов, которые ненавязчиво в сочетании с разнообразными приемами подачи материала реализуют главные задачи образовательного процесса. Игровые элементы на уроках могут порой реализовать несколько задач.
Такие сценарно-игровые приемы с использованием цифровых образовательных ресурсов с постановкой проблемных вопросов к содержанию изучаемого материала, с активным вовлечением в образовательный процесс самих обучающихся, наглядность, эмоциональное восприятие действий способствуют разностороннему развитию личности, решают проблемы мотивации обучения, согласуются с принципами сочетания универсальности и дифференцированного подхода к каждому ученику, классу в зависимости от их подготовленности.
Необходимо создавать учебно-наглядные пособия, которые бы ненавязчиво, информативно, наглядно и доступно, достоверно знакомили детей с новым содержание предмета, повышали интерес к познанию нового, способствовали разнообразию типов уроков.
Предлагаемые варианты презентаций к урокам географии показывают примеры использования ЦОР этапным фрагментом урока - ЦОР “Первое кругосветное плавание” (Презентация 1, приложение 2) и проведение урока-турнира - ЦОР “Африка. Урок-турнир в 10 классе” (Презентация 3, приложение 4).
Предполагается, что данные ЦОР будут востребованы учителями географии, помогут им самим проявить свое творчество в создании других ЦОР, а использование данных пособий будут способствовать популяризации знаний, приобщению обучающихся к активным формам работы на уроках, активизации учебно-воспитательного процесса с использованием информационно-компьютерных технологий.
Публикации педагогических находок творчески работающих коллег помогают педагогам, а особенно начинающим, поначалу использовать их, затем самим разрабатывать свои варианты с учетом особенностей конкретной школы, класса, детей.
Я буду рада, если и мои отдельные фрагменты наработок будут полезными в какой-то части деятельности - на уроках или во внеклассных занятиях.
Краткая аннотация авторского цифрового образовательного ресурса “Первое кругосветное плавание”
Пользователи: учителя географии, истории, природоведения, окружающего мира
Область применения:
- Природоведение, Окружающий мир – 5 кл.,
- Начальный курс географии – 6 кл.,
- География материков и океанов - 7 кл.
- Внеурочная работа (кружки, факультативы, предметные недели)
Функции ЦОР в образовательном процессе:
наглядность, познавательность,
Целесообразность разработки:
- создание пособий ИКТ по темам курса географии
Новые образовательные результаты, обеспеченные данным ЦОР:
- познавательный, нравственный,
- ликвидация информационных пробелов у учащихся по данной
- тематике при использовании любой из линий учебников
Информация для пользователей:
(смена слайдов и текста по щелчку, 12 слайдов – 8 минут.)
Необходимо создавать учебно-наглядные пособия, которые бы ненавязчиво, информативно, наглядно и доступно, достоверно знакомили детей с новым содержание предмета, повышали интерес к познанию нового, способствовали разнообразию типов уроков.
Представленная работа может рассматриваться как один из вариантов создания такого пособия в виде ЦОР с соответствующим текстовым и иллюстративным содержанием в форме информационно-содержательного наглядного повествования, который используется при объяснении нового материала или в ходе уроков – конференций, внеклассной работе по соответствующей тематике. При этом материал может дополняться дополнительной информацией и комментариями как учителя, так и учащихся.
Для создания данного учебно-методического пособия использован материал учебника 5 кл (География. Введение в географию: учебник для общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Э.Л.Введенский, А.А. Плешаков. – М.: ООО “Русское слово - учебник”, 2012.)
Предполагается, что данный ЦОР будет востребован учителями географии, поможет им самим проявить свое творчество в создании других ЦОР, а использование данного пособия будет способствовать популяризации знаний, приобщению обучающихся к активным формам работы на уроках, активизации учебно-воспитательного процесса с использованием информационно-компьютерных технологий.
Краткая аннотация авторского цифрового образовательного ресурса “Африка. Урок-турнир в 10-м классе”
Пользователи: учителя географии, истории
Область применения:
- Экономическая и социальная география мира – 10 кл.
- География материков и океанов - 7 класс (частично).
- Внеурочная работа (конкурсы, предметные недели, олимпиады, кружковая работа, факультативы )
Функции ЦОР в образовательном процессе:
- игровая технология обучения,
- наглядность, познавательность,
- культурологическое просвещение,
- активизация учебного процесса.
Целесообразность разработки:
- создание пособий ИКТ по темам курса географии
Новые образовательные результаты, обеспеченные данным ЦОР:
- познавательный, общественно-политический,
- нравственный, ликвидация информационных
- пробелов у учащихся по данной тематике.
Информация для пользователей :
(смена слайдов и текста по щелчку, 76 слайдов – 40-45 минут.)
Необходимо создавать учебно-наглядные пособия, которые бы ненавязчиво, информативно, наглядно и доступно, достоверно знакомили детей с новым содержание предмета, повышали интерес к познанию нового, способствовали разнообразию типов уроков.
Представленная работа может рассматриваться как один из вариантов создания такого пособия в виде ЦОР с соответствующим текстовым и иллюстративным содержанием в форме урока-турнира, который проводится после завершения изучения темы “Африка” в курсе географии 10 класса или используется поэтапно на отдельных уроках при изучении нового материала в ходе работы с темой (курс 7 класса). При этом материал может дополняться дополнительной информацией и комментариями учителя.
Содержание включает конкурсные вопросы по курсу географии 7 класса из темы “Африка” и разделу курса географии 10 класса. Материал подается в форме вопросов с промежуточным подведением итогов. К работе привлекается сразу весь класс при условии использования “системы голосования”, а при отсутствии таковой, более простым приемом работы групп по очереди.
Для создания данного учебно-методического пособия использован материал учебника для 10 кл. (Экономическая и социальная география мира.: учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений / В.П.Максаковский. – М.: 2012.) , фотографии иллюстраций объектов, фотографии, сделанные детьми по результатам личных наблюдений при посещении стран Африки , Интернет-ресурсов.
Предполагается, что данный ЦОР будет востребован учителями географии, поможет им самим проявить свое творчество в создании других ЦОР, а использование данного пособия будет способствовать популяризации знаний, приобщению обучающихся к активным формам работы на уроках, активизации учебно-воспитательного процесса с использованием игровых и информационно- компьютерных интерактивных технологий.
К ЦОР прилагается текстовое сопровождение с ответами в помощь учителю. При желании их можно включить в слайдовый ряд.
Ответы к уроку - турниру “АФРИКА”
3) Тур 1 (отборочный). Вопрос - 1 балл (проходной - 2 балла).
4) Назвать горы на северо – западе Африки. /Атласские
5) “Царица оазисов – она держит голову под палящими лучами солнца, а ноги в воде…” (арабская пословица). О чем идет речь? / финиковая пальма
6) Назовите страну Африки, в названии которой звучит название одной из пустынь материка. / Намибия, Ливия
7) Это дерево живет 4–5 тыс. лет. Высота его до 25 м, обхват ствола до 40м. Оно не боится пожаров , зато боится слонов…Плодами лакомятся обезьяны. Что это за дерево и где оно растет? / баобаб
8) Поток воды шириной 1800 м падает с уступа высотой 120 м. Местные жители называют его “Гремящий дым”. Что это за объект и где он находится? / вдп. Виктория, р. Замбези
9) Местные жители называют эту вершину “горой бога холода”. Как называется эта вершина? Где находится? Какова ее высота? / Килиманджаро, 5895м., Кения - Танзания
10) Какие из перечисленных ниже стран были колониями Великобритании:
1) Ботсвана 2) Алжир 3) Мавритания 4) ЮАР 5) Танзания 6) Гвинея 7) Кения 8) Замбия
11) Вы набрали 5 баллов – переход во 2 тур. Удачи!
12) Тур 2. Цена вопроса -1 балл - переход в следующий тур 3 балла.
13) Подсказка (помощь друга) снимает 0,5 балла. Желаем успеха!
14) Какие страны Африки не имеют выхода к открытому морю:
1) Руанда 2) Намибия 3) Замбия 4) Чад 5) Сенегал 6) Свазиленд 7) ЦАР 8) Ангола
15) Какие страны имеют самый большой морской флот:
1) ЮАР 2) Панама 3) Египет 4) Либерия
16) Установите соответствие “флаг – страна: А) Мозамбик - 2 Б) Либерия-3 В) Сомали-1
17) Поздравляем: у тебя оценка 3 ! Будешь продолжать турнир?
18) Какая из названных ниже стран Африки по запасам бокситов во всём мире уступает только Австралии: 1) Кот- д,Ивуар 2) Буркина – Фасо 3)Гвинея 4) Мадагаскар
19 ) Какие из перечисленных ниже стран были колониями Франции:
1) Марокко 2) Алжир 3) Мавритания 4) Мали 5) ЦАР 6) Гвинея 7) Кения 8) Мадагаскар
19) Самая крупная по населению страна Африки:
1)Египет 2) Эфиопия 3) Нигерия 4)ЮАР
20) К числу наименее развитых стран относятся: 1) Сомали 2) Ливия 3) Алжир 4) Чад
21) Получай итог работы: у тебя оценка 3 ! Будешь продолжать турнир?
22) Какая из названных ниже стран Африки по запасам бокситов во всём мире уступает только Австралии: 1) Кот- д, Ивуар 2) Буркина – Фасо 3) Гвинея 4) Мадагаскар
23) Крупнейший производитель и экспортер нефти:1) ЮАР 2) Египет 3) Ливия 4) Нигерия
24) В экспорте какой страны наиболее высока доля с/х - сырья: 1) Замбия 2) Эфиопия 3) Габон 4) Ангола кобальт 70% 52% нефть 82% нефть90%
25) Поздравляем: у тебя оценка 3! Будешь продолжать турнир?
26) Тур 3. Цена вопроса - 2 балла.
27) Назовите 3 государства Африки и их столицы (фрагмент контурной карты).
28) Главная форма правления в странах Африки:
1) Республика
2) Монархия
3) Джамахирия
29) Поздравляем: у тебя оценка 4! Будешь продолжать работать?
30) Укажите, какие из следующих утверждений являются правильными :
1) Городской взрыв в Африке приобрёл наиболее отчётливые формы
2) В Африке насчитывается всего пять городов-“миллионеров” - 8 и 33 агломер
3) В Африке выплавка алюминия производится из своего и привозного сырья
4) Главные страны-производители хлопка находятся в Северной и Восточной Африке.
31) Укажите, какие из следующих утверждений являются для Африки правильными:
1) По доле детских возрастов во всём населении Африка опережает остальные регионы мира.
2) Африка находится ещё во второй фазе демографического перехода.
3) Горнодобывающая промышленность получила большее развитие, чем обрабатывающая.
4) В Африке сформировались восемь крупных горнодобывающих районов
5) Алжир по размерам территории меньше Судана.
6) Эфиопия по численности населения больше ЮАР.
32) Поздравляем: у тебя оценка 4 ! Будешь продолжать работать?
33) Порт Ричардс - Бей специализируется на вывозе:
1) Нефти 2) Зерна 3) Каменного угля 4) Железной руды
34) Какие страны являются монархиями:
1) Свазиленд 2) Мали 3) Камерун 4) Марокко
35) Поздравляем: у тебя оценка 4! Будешь продолжать работать?
36) Тур 4. Цена вопроса - 3 балла.
37) Назови “арахисовую страну” Африки / Сенегал
38) Что означает термин “банту” ? / языковая семья (“люди”)
39) Что такое “касба”? / укрепление, цитадель , ядро старой части города на возвышении
40) Что такое “Сахель”? / р-н засух и опустынивания, вдоль южных границ Сахары от Мавритании до Эфиопии по территории десяти стран
41) Ты – умница ! Оценка 5.
42) Кто такие “буры”? / буры – африканеры, - голландские переселенцы
43) Что такое “апартеид”? / форма расовой дискриминации “раздельное развитие”
44) Что такое кимберлиты”? / порода, образующая “трубки взрыва” , содержащая алмазы- название от поселения Кимберли в Южной Африке
45) Что такое “Асуан – Насер”? / Асуанский гидроузел на р. Нил
46) Ты – умница ! Оценка 5.
47) В какой стране заповедники составляют 15 % её территории? / Кения
48) Какая страна Африки производит 2 / 5 всей продукции обрабатывающей промышленности Африки? / ЮАР
49) Что такое “медина” в Африке? / старый город, окруженный стенами
50) Где находится Карфаген? / Тунис
51) В гербе какой страны изображен рис? / Мадагаскар
52) Ты – умница ! Оценка 5.
53) Тур 5 (заключительный).
Дай комментарии к иллюстрациям. (слайды 54 – 73) и назови 4 страны Африки со столицами (контурная карта)
74) Ты – просто молодец! Спасибо!
75) Вопрос всем: Что тут такое? / Вид ночной Африки из космоса
76) Спасибо за работу! Подведение итогов.