Урок окружающего мира "Мы и наше здоровье. Организм человека". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: знакомство обучающихся с организмом человека.

Задачи: углублять знания обучающихся о человеке; учить прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать; воспитывать интерес к здоровому образу жизни.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.

Средства: развивающие задания, научный текст.

I. Организационный момент

1. Сообщение темы и цели урока

– Я прочту стихотворение, а вы, скажите, о чем оно:

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг …
(природа)

– Какая бывает природа?

(Живая, неживая.)

– Назовите царства живой природы.
– Мы закончили изучать большой раздел “Эта удивительная природа”. Сегодня мы начнем изучать новый раздел “Мы и наше здоровье”. Этот раздел посвящен изучению человека, особенностям строения его тела, работе органов, охране здоровья.

2. Актуализация знаний

Работа в тетради “Проверь себя” стр.30 – 31

Проверка.

II. Работа по теме урока

1.Введение в тему

– Ребята, как вы понимаете фразеологизм: “Мало каши ел”.

(Слаб физически.)

Каша на Руси была одним из основных продуктов питания. Как известно, она придает силу и рост молодому организму.

– А вы любите кашу?
– По словарю Ожегова: “Организм – живое целое, обладающее совокупностью свойств, отличающей его от неживой материи”.

Другими словами можно сказать, что организм человека – это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое.

– Какие же органы есть в человеческом организме?
– Органы объединены в системы:

1. Нервная система.
2. Кровеносная система.
3. Пищеварительная система.
4. Дыхательная система.
5. Выделительная система.
6. Опорно-двигательная система.

– Как вы думаете, за что отвечает каждая из этих систем?
– Рассмотрим органы по таблице “Внутренние органы человека”.
– Строение человека изучает наука анатомия, а работу его органов – физиология. Наука о сохранении и укреплении здоровья называется гигиеной.
– Как вы думаете, всегда ли люди знали, как устроено тело человека, как работают органы? Почему люди болеют?

Церковь запрещала анатомировать умерших. Ученые тайно вскрывали тела умерших и изучали. Постепенно накапливались знания, которые потом стали использовать врачи.

– Послушайте сообщение об ученом – физиологе И. П. Павлове.
– Организм человека – сложная система. А как узнать здоров человек или болен?

2. Человек и его здоровье.

– А может ли измениться температура тела?

Организм человека имеет показатели, которые свидетельствуют о его состоянии. И их надо знать не только врачам, но и каждому человеку.

Только здоровый человек по – настоящему радуется жизни.

Прослушивание и обсуждение притч:

Одному мудрецу задали вопрос: “Что для человека важнее – богатство или слава?” Он ответил: “Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля”.

А другой мудрец предупреждал: “Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье, только тогда, когда его у нас уже нет”.

– Послушайте мудрецов и запомните, что надежнее всех о своем здоровье можешь позаботиться только ты сам.

Физкультминутка.

Быстрое проговаривание слов: Здоровому и нездоровое здорово, а нездоровому и здоровье нездорово.

Чтение и объяснение пословиц обучающимися:

Дал бы бог здоровья, а счастье найдем.
Здоров будешь – все добудешь.
Здоровье не купишь – его разум дарит.
Здоровьем слаб, так и духом не герой.
Быстрого и ловкого болезнь не догонит.

III. Закрепление.

1. Работа по учебнику.

Прочитайте текст в учебнике на стр.122–123.
– Какой это текст?

(научный.)

– Почему каждый человек должен знать как устроен и работает его организм?
– Что такое система органов?

(Органы, выполняющие общую работу.)

– Назовите системы органов.
– Как называется наука, которая изучает строение тела человека?

(Анатомия.)

– Как называется наука, которая изучает работу органов?

(Физиология.)

2. Работа в Рабочей тетради.

– Работаем в парах. Используя текст учебника, выполните задания № 1 и № 2 на стр. 57.

Проверка.

3. Практическая работа.

Цель: определение гармоничного развития вашего организма и соответствия вашего роста весу.

Работа с личной карточкой, на которой указан рост и вес каждого ребенка.

– Вы заранее измерили свой рост и вес, а теперь разделите число килограммов на число дециметров роста. Если результат получится больше 3 и меньше 4 – значит, вы весите как раз столько, сколько нужно. Если меньше 3 – вы весите маловато.

Проверка.

Вывод: Рост должен соответствовать весу.

IV. Подведение итога.

– Что такое организм человека?
– Разгадайте кроссворд.

1. Кроссворд “Организм человека”.

Учитель показывает органы на таблице “Внутренние органы”, дети их называют, названия заносятся в кроссворд.

 

1. Желудок.
2. Сердце.
3. Легкие.
4. Глаз.
5. Печень.
6. Почки.
7. Зубы.
8. Мозг.

Ключевое слово: организм.

– Что нового узнали на уроке?
– Какие выводы сделали для себя?

2. Домашнее задание

Перечитать страницы учебника 122–123, ответить на вопросы.