Цель: знакомство обучающихся с организмом человека.
Задачи: углублять знания обучающихся о человеке; учить прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать; воспитывать интерес к здоровому образу жизни.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.
Средства: развивающие задания, научный текст.
I. Организационный момент
1. Сообщение темы и цели урока
– Я прочту стихотворение, а вы, скажите, о чем оно:
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг …
(природа)
– Какая бывает природа?
(Живая, неживая.)
– Назовите царства живой природы.
– Мы закончили изучать большой раздел “Эта удивительная природа”. Сегодня мы
начнем изучать новый раздел “Мы и наше здоровье”. Этот раздел посвящен изучению
человека, особенностям строения его тела, работе органов, охране здоровья.
2. Актуализация знаний
Работа в тетради “Проверь себя” стр.30 – 31
Проверка.
II. Работа по теме урока
1.Введение в тему
– Ребята, как вы понимаете фразеологизм: “Мало каши ел”.
(Слаб физически.)
Каша на Руси была одним из основных продуктов питания. Как известно, она придает силу и рост молодому организму.
– А вы любите кашу?
– По словарю Ожегова: “Организм – живое целое, обладающее совокупностью свойств,
отличающей его от неживой материи”.
Другими словами можно сказать, что организм человека – это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое.
– Какие же органы есть в человеческом организме?
– Органы объединены в системы:
1. Нервная система.
2. Кровеносная система.
3. Пищеварительная система.
4. Дыхательная система.
5. Выделительная система.
6. Опорно-двигательная система.
– Как вы думаете, за что отвечает каждая из этих систем?
– Рассмотрим органы по таблице “Внутренние органы человека”.
– Строение человека изучает наука анатомия, а работу его органов –
физиология. Наука о сохранении и укреплении здоровья называется гигиеной.
– Как вы думаете, всегда ли люди знали, как устроено тело человека, как
работают органы? Почему люди болеют?
Церковь запрещала анатомировать умерших. Ученые тайно вскрывали тела умерших и изучали. Постепенно накапливались знания, которые потом стали использовать врачи.
– Послушайте сообщение об ученом – физиологе И. П. Павлове.
– Организм человека – сложная система. А как узнать здоров человек или болен?
2. Человек и его здоровье.
– А может ли измениться температура тела?
Организм человека имеет показатели, которые свидетельствуют о его состоянии. И их надо знать не только врачам, но и каждому человеку.
Только здоровый человек по – настоящему радуется жизни.
Прослушивание и обсуждение притч:
Одному мудрецу задали вопрос: “Что для человека важнее – богатство или слава?” Он ответил: “Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля”.
А другой мудрец предупреждал: “Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье, только тогда, когда его у нас уже нет”.
– Послушайте мудрецов и запомните, что надежнее всех о своем здоровье можешь позаботиться только ты сам.
Физкультминутка.
Быстрое проговаривание слов: Здоровому и нездоровое здорово, а нездоровому и здоровье нездорово.
Чтение и объяснение пословиц обучающимися:
Дал бы бог здоровья, а счастье найдем.
Здоров будешь – все добудешь.
Здоровье не купишь – его разум дарит.
Здоровьем слаб, так и духом не герой.
Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
III. Закрепление.
1. Работа по учебнику.
– Прочитайте текст в учебнике на стр.122–123.
– Какой это текст?
(научный.)
– Почему каждый человек должен знать как устроен и работает его организм?
– Что такое система органов?
(Органы, выполняющие общую работу.)
– Назовите системы органов.
– Как называется наука, которая изучает строение тела человека?
(Анатомия.)
– Как называется наука, которая изучает работу органов?
(Физиология.)
2. Работа в Рабочей тетради.
– Работаем в парах. Используя текст учебника, выполните задания № 1 и № 2 на стр. 57.
Проверка.
3. Практическая работа.
Цель: определение гармоничного развития вашего организма и соответствия вашего роста весу.
Работа с личной карточкой, на которой указан рост и вес каждого ребенка.
– Вы заранее измерили свой рост и вес, а теперь разделите число килограммов на число дециметров роста. Если результат получится больше 3 и меньше 4 – значит, вы весите как раз столько, сколько нужно. Если меньше 3 – вы весите маловато.
Проверка.
Вывод: Рост должен соответствовать весу.
IV. Подведение итога.
– Что такое организм человека?
– Разгадайте кроссворд.
1. Кроссворд “Организм человека”.
Учитель показывает органы на таблице “Внутренние органы”, дети их называют, названия заносятся в кроссворд.
1. Желудок.
2. Сердце.
3. Легкие.
4. Глаз.
5. Печень.
6. Почки.
7. Зубы.
8. Мозг.
Ключевое слово: организм.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие выводы сделали для себя?
2. Домашнее задание
Перечитать страницы учебника 122–123, ответить на вопросы.