Обобщение темы "Первоначальные химические понятия". 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Обобщение темы: Первоначальные химические понятия (8 класс).

Задачи: выделить основные положения, изученные на предыдущих уроках, показать взаимосвязь изученных фактов, систематизировать знания, провести проверку и учет знаний, навыков и умений по теме, закрепить умение работать в группе, осуществлять само– и взаимопроверку.

I. Практическое применение знаний.

Учащиеся работают в парах, записывая на листах ответ. Затем пары обмениваются листами и с помощью учителя проверяют правильность ответов, выставляя по 1 баллу за верные ответы. После обсуждения выставляются оценки.

Понятия Вопрос Ответ
1 Химические и физические явления.

На рукомойнике моем
Позеленела медь.
Но так играет луч на нем,
Что весело глядеть. Ахматова А.А.

О каком явлении идет речь?

 
2 Чистое вещество и смесь. Кору́нд – минерал (Al2O3). Обычно цвет синевато- или желтовато-серый. Присутствие соединений хрома дает красную, железа – коричневую, титана – синюю окраски. Наиболее чистые прозрачные драгоценные разности корунда – красный рубин и синий сапфир. Являются ли рубин и сапфир чистыми веществами?  
3 Простые и сложные вещества.

Есть просто газ – легчайший водород,
Есть просто кислород, а вместе это –
Июньский дождь от всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассветах. Щипачев С.

О каких веществах идет речь? Запишите их формулы.

 
4 Элемент и простое вещество.

А) Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах
Все – от песчинок малых до планет
– Из элементов состоит единых. Щипачев С.

Напишите самостоятельно символы 8 химических элементов.

Б) Первым получил и исследовал кислород еще в начале XVII в. голландский алхимик-технолог Корнелиус-Якобсон Дреббел. В 1615 г. он построил первое подводное судно, наполнил его кислородом и вместе с двенадцатью мужчинами опустил на дно Темзы на три часа. Кислород в данном примере является элементом или веществом?

 
5 Относительная молекулярная масса. Воздух – смесь газов. Ученые рассчитали относительную молекулярную массу воздуха. Мr(возд)=29

Какой из газов, попав в атмосферу, опускается, а какой поднимается : углекислый газ, водород?

 
6 Массовая доля элемента в веществе. Какой из минералов выгоднее использовать для получения железа: магнетит Fe3O4 или гематит Fe2O 3?

Ответ подтвердите расчетом.

 
7 Моль. Вспомните формулы и законы химии, связанные с этим понятием.  
8 Валентность. Хромовая кислота H2CrO4 широко используется при травлении металлов, получении цветных композиций стекла, для получения хрома. Эта кислота может быть получен а взаимодействием оксида (соединение с кислородом) хрома (VI) с водой.

Составьте формулу этого оксида.

 
9 Уравнение химической реакции. При горении угля могут образовываться два оксида углерода – с валентностями II и IV. Составьте два уравнения реакций горения угля.  

II. Химический марафон.

Класс делится на группы по 4 человека. Цель каждой группы – выполнить наибольшее число заданий за определенное время. Все группы получают задание № 1. В задании 4 пункта, к которым поставлен общий вопрос. Таким образом, подразумевается, что каждый ученик выполняет один пункт, внося вклад в общее решение. После выполнения работы один ученик от группы подходит к учителю для проверки ответа. Если ответ верен, группа получает задание № 2. Если ответ ошибочен, то группа пробует найти ошибку и получить правильный ответ (2 раза). Если правильный ответ не получается, учитель указывает на ошибку и выдает задание № 2.

Если задание выполнено верно с первого раза, то группа получает 3 балла. Если со второго – 2 балла, если с третьего – 1 балл. В итоге составляется рейтинг групп.

  1. Вычислите относительные молекулярные массы
    N2O3,NO, N2O5, NO2.
    В ответе приведите сумму относительных молекулярных масс.
  2. Вычислите массовую долю углерода в CS2, CO2, CO, CaC2.
    В ответе приведите наибольшее значение, округленное до целого числа.
  3. Определите валентность марганца (№ 25) в соединениях
    Mn2O3, Mn2O 7, Mn2O5, MnO2.
    В ответе приведите сумму валентностей марганца.
  4. Допишите уравнения реакций, поставьте в них коэффициенты, посчитайте их сумму.
    1. Ва +O2
    2.N2+H2
    3. K+N2
    4. K + O2
    В ответе приведите уравнение с наибольшей суммой коэффициентов.
  5. Пользуясь данными, вычислите массы водорода в каждом случае:
    3 моль, 5,6 л, 3,01 1023молекул, 3,01 1023 атомов. В ответе приведите сумму масс.

Ответы:

  1. 76+30+108+46=260
  2. 16,27, 43,38
  3. 3+7+5+4=19
  4. 3(9)
  5. 6+0,5+1+0,5=8