Обобщение темы: Первоначальные химические понятия (8 класс).
Задачи: выделить основные положения, изученные на предыдущих уроках, показать взаимосвязь изученных фактов, систематизировать знания, провести проверку и учет знаний, навыков и умений по теме, закрепить умение работать в группе, осуществлять само– и взаимопроверку.
I. Практическое применение знаний.
Учащиеся работают в парах, записывая на листах ответ. Затем пары обмениваются листами и с помощью учителя проверяют правильность ответов, выставляя по 1 баллу за верные ответы. После обсуждения выставляются оценки.
№ | Понятия | Вопрос | Ответ |
1 | Химические и физические явления. |
О каком явлении идет речь? |
|
2 | Чистое вещество и смесь. | Кору́нд – минерал (Al2O3). Обычно цвет синевато- или желтовато-серый. Присутствие соединений хрома дает красную, железа – коричневую, титана – синюю окраски. Наиболее чистые прозрачные драгоценные разности корунда – красный рубин и синий сапфир. Являются ли рубин и сапфир чистыми веществами? | |
3 | Простые и сложные вещества. |
О каких веществах идет речь? Запишите их формулы. |
|
4 | Элемент и простое вещество. |
Напишите самостоятельно символы 8 химических элементов. Б) Первым получил и исследовал кислород еще в начале XVII в. голландский алхимик-технолог Корнелиус-Якобсон Дреббел. В 1615 г. он построил первое подводное судно, наполнил его кислородом и вместе с двенадцатью мужчинами опустил на дно Темзы на три часа. Кислород в данном примере является элементом или веществом? |
|
5 | Относительная молекулярная масса. | Воздух – смесь газов. Ученые рассчитали относительную
молекулярную массу воздуха. Мr(возд)=29
Какой из газов, попав в атмосферу, опускается, а какой поднимается : углекислый газ, водород? |
|
6 | Массовая доля элемента в веществе. | Какой из минералов выгоднее использовать для получения
железа: магнетит Fe3O4 или гематит Fe2O
3? Ответ подтвердите расчетом. |
|
7 | Моль. | Вспомните формулы и законы химии, связанные с этим понятием. | |
8 | Валентность. | Хромовая кислота H2CrO4 широко
используется при травлении металлов, получении цветных композиций
стекла, для получения хрома. Эта кислота может быть получен а
взаимодействием оксида (соединение с кислородом) хрома (VI) с водой.
Составьте формулу этого оксида. |
|
9 | Уравнение химической реакции. | При горении угля могут образовываться два оксида углерода – с валентностями II и IV. Составьте два уравнения реакций горения угля. |
II. Химический марафон.
Класс делится на группы по 4 человека. Цель каждой группы – выполнить наибольшее число заданий за определенное время. Все группы получают задание № 1. В задании 4 пункта, к которым поставлен общий вопрос. Таким образом, подразумевается, что каждый ученик выполняет один пункт, внося вклад в общее решение. После выполнения работы один ученик от группы подходит к учителю для проверки ответа. Если ответ верен, группа получает задание № 2. Если ответ ошибочен, то группа пробует найти ошибку и получить правильный ответ (2 раза). Если правильный ответ не получается, учитель указывает на ошибку и выдает задание № 2.
Если задание выполнено верно с первого раза, то группа получает 3 балла. Если со второго – 2 балла, если с третьего – 1 балл. В итоге составляется рейтинг групп.
- Вычислите относительные молекулярные массы
N2O3,NO, N2O5, NO2.
В ответе приведите сумму относительных молекулярных масс. - Вычислите массовую долю углерода в CS2, CO2, CO,
CaC2.
В ответе приведите наибольшее значение, округленное до целого числа. - Определите валентность марганца (№ 25) в соединениях
Mn2O3, Mn2O 7, Mn2O5, MnO2.
В ответе приведите сумму валентностей марганца. - Допишите уравнения реакций, поставьте в них коэффициенты, посчитайте их
сумму.
1. Ва +O2
2.N2+H2
3. K+N2
4. K + O2
В ответе приведите уравнение с наибольшей суммой коэффициентов. - Пользуясь данными, вычислите массы водорода в каждом случае:
3 моль, 5,6 л, 3,01 1023молекул, 3,01 1023 атомов. В ответе приведите сумму масс.
Ответы:
- 76+30+108+46=260
- 16,27, 43,38
- 3+7+5+4=19
- 3(9)
- 6+0,5+1+0,5=8