Категория проекта: художественно-речевой.
Вид проекта: интегрированный.
Время реализации: долгосрочный.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели, учитель логопед, инструктор по физической культуре, хореограф, музыкальный руководитель, педагог ЛЕГО-центра.
Сроки проекта: ноябрь 2012 – май 2013.
Цель проекта: Развитие художественно-речевых способностей детей старшего дошкольного возраста (через создание иллюстративного журнала «Народы мира от А до Я», основанный на сотрудничестве детей и взрослых.)
Задачи проекта
- Систематизировать и углублять знания о литературных произведениях разных народов мира, формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей через использование литературных произведений различных жанров и тематики.
- Формировать эмоционально-образное восприятие произведений различных жанров, развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи, словесному творчеству.
- Развивать способность слушать литературные произведения различных жанров и тематики, эмоционально реагировать на их содержание и следить за развитием сюжета.
- Формировать у детей такие нравственные качества как доброта, сострадание, воспитывать интерес и любовь к художественной литературе разных народов мира.
- Развивать интерес к театрально-игровой деятельности через пополнение литературного багажа детей сказками, рассказами, стихами, загадками, скороговорками разных народов мира, совершенствовать художественно-речевые, исполнительские навыки в играх драматизациях.
- Создавать благоприятные условия в группе для одновременного восприятия детьми общечеловеческих ценностей и культур нескольких народов, сосуществующих продолжительное время в одном культурном пространстве региона, формируя в них чувство эмпатии, принятия и толерантности к общности и разности культур, понимание равнозначности и равноправия существования их в современном мире.
- Организовать сотрудничество педагогов и родителей в области поликультурного образования и воспитания детей подготовительной группы.
Предполагаемый результат: Выпуск иллюстративного журнала для детей «Народы мира от А до Я».
I этап. Разработка проекта.
Ноябрь
- Составление плана работы по реализации проекта.
- Изучение методической литературы.
- Подбор художественных произведений разных народов мира (по теме проекта)
- Подбор иллюстративного материала, видео, аудиоматериала.
- Составление плана совместных мероприятий с детской библиотекой им.М.Сергеева
- «Мы живем рядом с вами» (народы Сибири)
II этап. Практическая реализация проекта. Работа с детьми.
Декабрь
- Знакомство детей с произведениями художественной литературы разных жанров таких народов, как англичане, буряты, вьетнамцы, грузины.
- Встреча с интересными людьми (библиотека им.М.Сергеева ) «Мы живем рядом с вами» (буряты)
- Беседа «Какие народы мира мы знаем»
Д.и. «Собери слова»
«Сказки-загадки»
«Закончи предложение»
«Слог заблудился» - Оформление страниц азбуки (А, Б, В, Г, Д) – кроссворды, ребусы, творческие рассказы детей, рисунки.
Январь
- Знакомство детей с произведениями художественной литературы разных жанров таких народов, как евреи, индусы, китайцы.
- Беседа «Мы с тобой одна семья»
- Викторина «Мир вокруг меня» (по оформленным страницам азбуки)
- Встреча с интересными людьми (библиотека им. М. Сергеева) «Байкал, легенды Байкала»
- Чтение «Пословица – всем углам помощница»
- Художественно-речевые игры «Фантазеры» (придумай сказку, загадку)
- Д.и. «Найди отличия»
«Назови одним словом»
«Кроссворд»
«Назови и покажи страны, в которых живут сказочные герои»
«Назови столицу, город» - Игры инсценировки «По страницам знакомых сказок»
- Оформление страниц азбуки (Е, Ж, З, И, К)
Февраль
- Знакомство детей с произведениями художественной литературы разных жанров таких народов, как латвийцы, монголы, немцы, поляки)
- Занимательный литературный вечер «Посиделки» (рассказывание сказок народов мира, чтение рассказов народов мира, легенды)
- Литературный досуг «Я поэт и ты поэт» (создание стихотворений)
Д.и. «Третий лишний»
«Закончи стихотворение»
«Найди на карте»
«Собери буквы»
«Найди на карте»
«Назови город на заданную букву» - Оформление страниц азбуки (Л, М, Н, О, П)
Март
- Драмматизация «любимые сказки»
- Рассказывание стихов жестами
- Знакомство детей с произведениями художественной литературы разных жанров таких народов, как русские, татары, украинцы, французы.
- Литературный вечер «В некотором царстве- в некотором государстве» (придумывание сказок)
- Д.и. «Найди пару»
«Сказочные клубочки»
«Выложи орнамент»
«Собери слова» (пословицу)
«Назови город на заданную букву» - Мини-концерт «Как у наших у ворот» (чтение стихов народов мира)
- КВН «Как хорошо, что все мы такие разные»
- Выставка поделок, связанных с содержанием выбранных произведений
- Оформление страниц азбуки (Р, С, Т, У, Ф)
Апрель
- Знакомство детей с произведениями художественной литературы разных жанров таких народов, как хакасцы, цыгане, чехи, шведы.
- Чтение пословиц-поговорок народов мира
- Игра- путешествие «Путешествуем по сказкам народов мира»
- Игры-приключения «Мир на всей планете»
- Выставка творческих работ «Мы все такие разные»
- Художественно-речевая игра «Выдумка» (составление стихотворений, рассказов»
- Оформление страниц азбуки (Х, Ц, Ч, Ш)
Май
- Д.И. «Парные картинки»
«Собери целое»
«Декоративное домино»
«Слог заблудился»
«Как их зовут» (имена разных национальностей) - Знакомство детей с произведениями художественной литературы разных жанров таких народов, как эвенки, японцы.
- Викторина «Сказка ложь, да в ней намек»
- Литературный концерт «Хоровод дружбы»
- Оформление страниц азбуки (Щ, Э, Ю, Я)
- Д.И. «Составь узор»
«Выложи орнамент»
«Четвертый лишний»
«Как их зовут» (герои произведений)
«Назови и покажи страны, в которых живут сказочные герои»
Работа с родителями
Ноябрь
- Посещение выставки-ярмарки индийского народа
- Консультация «Цели и задачи поликультурного воспитания и образования»
- Фотовернисаж «Путешествия по разным странам мира»
Декабрь
- Маршрут выходного дня «Экскурссия в библиотеку М.Сергеева
- Консультация «Чтение с увлечением»
- Шпаргалки для родителей «список детской художественной литературы для домашнего чтения»
- Оформление альбомов: «Я живу в России», «Сибирь мой край родной»
Январь
- Встреча с интересными людьми
- Консультация «Пословицы и поговорки, как образцы культурно речевых традиций народов мира»
- Игротека «Игры моего детства»
- Маршрут выходного дня «Экскурссия в книжный магазин»
- Оформление ширмы-фотоколлажей «Какие народы мы знаем»
Февраль
- Встреча с интересными людьми – бурятский этнографический центр культуры
- Спортивный досуг «Играем в народные игры»
- Создание книг самоделок
Март
- Ведение дневника «Мои методы поликультурного воспитания ребенка»
- Фотовернисаж
- Экскурссия на выставку
Апрель
- Родительское собрание «Мы играем, танцуем, поем – дружно вместе мы живем»
- Создание выставки «Хоровод дружбы»
- Маршрут выходного дня «Экскурссия в музей»
Май
- Музыкальное путешествие «Как хорошо, что мы все такие разные»
Работа с педагогами
Ноябрь
- Мастер класс Боргеевой Р.Д. участницы Иркутских ярмарок рукоделия «Русская народная тряпичная кукла»
Декабрь
- Консультация «Литературное развитие через приобщение детей к мировой детской художественной литературе»
Январь
- Консультация «Книга в жизни ребенка»
Февраль
- Мастер-класс «Музыкальная и детская игровая культура народов мира как средство приобщения дошкольников к народным традициям»
Март
- Круглый стол «Пословицы и поговорки как образцы культурно-речевых традиций народов мира»
Апрель
- Семинар «Художественно речевая деятельность народов мира, как образец культурных и моральных традиций народов мира»
Май
- Выставка методической литературы, специальной литературы по данной теме.
- Семинар – подведение итогов о проделанной работе «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе разных народов мира»
III этап. Заключительный.
Презентация проекта (май 2013).
Выпуск иллюстративного журнала «Народы мира от А до Я».