Цель конкурса-игры «Умники и умницы»: создание условий для становления изобретательного мышления, продуктивности деятельности, цифровой грамотности, эффективного общения и творческих способностей младших школьников.
Задачи конкурса-игры
- активизировать познавательную деятельность детей;
- способствовать развитию умения грамотно выражать свои мысли на русском языке;
- создавать условия для развития самоорганизации, умения организовать свою деятельность, вербализации знаний;
- содействовать развитию личной ответственности и коммуникативных умений при работе в команде.
Конкурс-игра «Умники и умницы» направлен на развитие следующих умений двадцать первого века:
- Коммуникативные умения – способность к созданию условий для эффективной устной, письменной, мультимедийной коммуникации в различных формах и контекстах, управление ею и понимание ее.
- Творчество и любознательность – способность к саморазвитию, применению новых идей и доведению их до других людей.
- Умения работать с информацией и медиасредствами – умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами
- Межличностное взаимодействие и сотрудничество – способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе; умение сопереживать; уважать различные мнения.
- Умения ставить и решать проблемы – способность выявлять, анализировать и решать проблемы.
- Социальная ответственность – способность действовать в интересах сообщества.
Планируемые результаты:
Личностные:
- осознавать себя частью команды (заинтересованно и активно участвовать в коллективном деле);
- объяснять самому себе: «что я хочу узнать» (цели, мотивы) и «что я узнал» (результаты);
Метапредметные:
- самостоятельно составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
- работать по коллективно составленному плану, общей договоренности.
Предметные:
- усваивать первоначальные представления об особенностях различных профессий;
- объяснять мирживотных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов, растений.
- определять своё отношение к миру: доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
- осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
- использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих им случаев деления;
- осознавать себя носителями родного языка;
- выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
- отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.
Этапы конкурса-игры
Конкурса-игра «Умники и умницы» проводится в пять этапов.
- Первый этап «Разминка» (область общих знаний).
- Второй этап «Грамотей» (филология).
- Третий этап «Одень капитана» (профориентация).
- Четвёртый этап «Меткий стрелок» (математика).
- Пятый этап «Путешествия по планете» (окружающий мир).
Приблизительная продолжительность конкурса-игры: 45-50 минут
Межпредметные связи: «Окружающий мир», «Филология (Русский язык)», «Математика и ИКТ».
Материалы и ресурсы, необходимые для проведения конкурса-игры.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, интерактивная доска, программное обеспечение, доступ в Интернет, Wi-Fi, персональные Maсbookи для каждой группы участников, лотерейный барабан, коробки, в которые сложены предметы, необходимые людям различных профессий.
Дидактические и раздаточные материалы: карточки с заданиями для лотерейного барабана.
Участники конкурса-игры: В конкурсе-игре принимают участие учащиеся 1–2 классов. Участники каждого учебного учреждения представляют команду из пяти человек (капитан и четыре члена команды).
Жюри конкурса-игры: Жюри формируется из учителей (воспитателей) участников игры-конкурса.
Задачи жюри:
- оценивать деятельность команд по специально разработанным критериям;
- оповещать участников о принятых решениях;
- принимать участие в процедуре награждения победителей и участников.
По итогам пяти этапов жюри определяет победителей и награждает команды.
Комментарий для учителя. Презентация, сопровождающая ход конкурса-игры, состоит из 17 слайдов.
- 1 слайд. Титульный
- 2 слайд. Карта игры. По гиперссылкам можно переходить к выбранному слайду.
- 3 слайд. Разминка. Возврат осуществляется по стрелке.
- 4 слайд. Грамотей. По гиперссылке открывается игра в Leaningapps. Возврат осуществляется по стрелке.
- 5 слайд. Меткий стрелок. Возврат осуществляется по стрелке.
- 6 слайд. Конкурс капитанов. Возврат осуществляется по стрелке.
- 7 слайд. Путешествие по планете. По гиперссылке можно перейти к нужному слайду. 1 – Лес. 2 – Пустыня. 3 –Океан. 4 – Луг. Переход на заключительный слайд осуществляется по стрелке.
- 8 -11 слайды. Настроена система триггеров. Если кликнуть по картинке с изображением лишнего животного, то картинка исчезает. Если ответ неверный – картинка станет качаться.
- 8 слайд. Лес. Возврат на седьмой слайд осуществляется по стрелке.
- 9 слайд. Пустыня. Возврат на седьмой слайд осуществляется по стрелке.
- 10 слайд. Океан. Возврат на седьмой слайд осуществляется по стрелке.
- 11 слайд. Луг. Возврат на седьмой слайд осуществляется по стрелке.
- 12. слайд. Заставка (титульный слайд).
- 13 слайд. Поздравляем победителей.
- 14-16 слайды. Источники (не демонстрируются)
Ход мероприятия
I. Организационный момент.
Слайд 1
Ведущий 1: Начинаем конкурс-игру «Умники и умницы».
Ведущий 2:
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
Мы видим цель, и значит – нам дорога только ввысь!
У нас в запасе знания вершины покорять!
Мы – умники и умницы. Пришла пора играть!1
Ведущий 1: Оценивать наш конкурс будут ваши наставники.
Жюри занимает свои места и получает протоколы. Приложение 1
Ведущий 2: В нашей игре принимают участие…
Ведущий перечисляет названия образовательных учреждений, принимающих участие в игре.
Ведущий 2:
Ответьте, рады быть вы здесь? (Да)
А знаний много у вас есть? (Да)
Смекалку взяли вы с собой? (Да)
Готовы вы на честный бой? (Да)
Поддержит верный друг в пути? (Да)
Вы вместе будете идти? (Да)
Слайд 2
Ведущий 2: Девочки и мальчики. Наш конкурс «Умники и умницы» состоит из пяти этапов. Первый этап «Разминка» поможет вам показать ваши общие знания, кругозор, начитанность. Второй этап «Грамотей» позовет юных филологов. Третий этап «Одень капитана» посвящен разным профессиям. Возможно, он послужит для кого-то из вас ориентиром при выборе будущей профессии. Четвёртый этап «Меткий стрелок» перенесет вас в область математики. На пятом этапе вы отправитесь в «Путешествие по планете».
Ведущий 1:
Пусть вам сегодня всю игру
Сопутствует успех!
Вперёд, друзья! Игра зовёт!
Болеем мы за всех!
II. Первый этап
Слайд 3
Ведущий 2: Итак, начинаем первый этап «Разминка». Приложение 2
В лотерейный барабан вложены карточки с заданием. Представители каждой команды по очереди достают карточку с заданием. Команда совещается и дает ответ на поставленный вопрос.
Критерии оценивания первого этапа
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. |
III. Второй этап.
Слайд 4
Ведущий 1: Девочки и мальчики! Перед вами задание второго этапа «Грамотей». Это грамматический паззл. Он составлен из словарных слов. Выше и ниже игрового поля расположены буквы. Вам нужно выбрать букву и слово, в котором эта буква есть. Побеждает та команда, которая выполнит задание быстрее.
(У каждой команды Maсbook LearningApps.org/watch?v=gtd2m7ik)
Критерии оценивания второго этапа
4 балла получает команда, выполнившая задание первой. Далее по мере выполнения – 3 , 2, 1 балл. 0 баллов – задание не выполнено. |
IV. Третий этап.
Слайд 5
Ведущий 2: Наш третий этап – «Одень капитана». Приложение 3
У нас в гостях побывали люди пяти разных профессий. Их спецодежду и инструменты мы разложили в разные коробки. Похоже, мы что-то перепутали. Предлагаем вам внимательно рассмотреть содержимое ваших коробок и коробок ваших соперников. Найдите униформу для своего капитана и объясните, какую профессию он представляет. Будьте внимательны!
(В специальных коробках в хаотичном порядке разложены инструменты, униформа врача, повара, спортсмена, моряка, строителя. Есть предметы, которые не относятся ни к одной из перечисленных выше профессий).
Критерии оценивания третьего этапа
6 баллов – использованы все предметы. За каждый не найденный предмет вычитается один балл. |
V. Четвертый этап. Часть первая.
Слайд 6
Четвертый этап состоит из двух частей.
Ведущий 1: Четвёртый этап – «Меткий стрелок». (Детям раздаются листы с заданиями. Приложение 4)
Ведущий 1: Предлагаем вам рассмотреть первую круглую мишень. Сделайте восемь выстрелов, заполните пропуски и впишите недостающие числа. В этом вам поможет таблица умножения. На выполнение задания даётся три минуты.
(После завершения работы бланки с выполненным заданием отдаются жюри.)
Критерии оценивания четвёртого этапа (1)
Пять баллов – задание выполнено без ошибок. За каждую ошибку вычитается один балл. |
VI. Четвертый этап. Часть вторая.
Слайд 7
Ведущий 2: Предлагаем вам проверить меткость, использовав вторую мишень. Выпустите по четыре стрелы (выберите четыре числа) и наберите в сумме ровно 100 очков. Победит тот, кто сумеет найти больше вариантов.
Критерии оценивания четвёртого этапа (2)
Баллы начисляются по количеству правильных выражений. |
VII. Пятый этап.
Слайд 8
Ведущий:
Карту мира мы возьмём,
Путешествие начнём
По морям, по океанам,
Странам и материкам.
(Автор стихотворения Елена Кныш)
Ведущий: Девочки и мальчики. Начинаем путешествие по планете. Будьте внимательны, потому что некоторые животные заблудились. Ваша задача определить, кто из животных попал в чужую среду обитания. Отгадайте загадку и вы узнаете, куда мы попали.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём!
Дети (первая команда) отвечают хором: Лес.
Слайд 9
Ведущий. Определите, кто из животных не должен жить в лесу. Если вы дадите правильный ответ, то лишнее животное отправляется в свою среду обитания. Если ответ неверный – картинка станет покачиваться.
На слайде изображён лес, в котором обитают павлин, белка, сорока, заяц, кенгуру, лось.
Слайд 10
Ведущий: Продолжаем наше путешествие.
В ней песков большие груды
Называются барханы,
И по ним идут верблюды,
Растянувшись караваном.
Дети (вторая команда) отвечают хором: Пустыня.
На слайде на фоне пустыни изображены верблюд, волк, змея, тушканчик, енот, ящерица.
Слайд 11
Ведущий:
Царство рыб, китов, кальмаров,
Звёзд морских, медуз, кораллов.
Дети (третья команда) отвечают хором: Океан.
На фоне океана изображены: щука, кит, акула, рак, морская звезда, кораллы.
Слайд 12
Ведущий:
Мы по ковру идём с тобой,
Его никто не ткал.
Он разостлался сам собой,
Лежит у речки голубой
И жёлт, и синь, и ал!
Дети (четвертая команда) отвечают хором: Луг.
На фоне луга изображены: мышь, олень, шмель, бабочка, перепелка, глухарь.
Критерии оценивания пятого этапа
3 балла – задание выполнено без ошибок. 0 баллов – задание не выполнено. Каждая ошибка – минус 1 балл. |
VIII. Итог конкурса-игры «Умники и умницы».
Слайд 13
Ведущий 2: Конкурс завершен. Слово жюри для объявления количества баллов и имен команд-победительниц.
Вручение кубков и грамот.
Комментарии для учителя. При начислении равного количества очков командам предлагаются дополнительные вопросы из Приложения 5.
Информационные источники:
- www.solnet.ee/sol/001/s_064.html
- allforchildren.ru/kidfun/riddles_forest.php
- www.vsezagadki.ru/2010/02/zagadki-o-morskix-zhivotnyx/
1 Автор стихотворных строк Григорьева И.Г., учитель начальных классов ГБОУ ЦО №1499.