Цели:
- Обогащать и систематизировать представления детей о видах транспорта: наземном, подземном, воздушном, водном;
- Формировать умение, составлять загадки-описания транспорта с учетом особенностей строения и назначения; учить последовательно излагать свои мысли;
- Формировать грамматический строй речи, активизировать словарь по данной теме;
- Развивать чувства ритма во время исполнения ритмического рисунка, умение согласовывать движения рук и речи под музыку.
Предварительная работа: Наблюдения за работой транспорта, беседы о профессиях людей, работающих на транспорте. Рассматривание картин, иллюстраций, игрушек, модели транспорта. Игры: «Перекресток», «Светофор».
Материал: Загадки о транспорте, картинки с изображением разных видов транспорта, три цветных ориентира, воздушный шарик с привязанным к нему письмом.
Ход занятия
Дети заходят в группу и видят воздушный шарик, к которому привязано письмо.
Воспитатель: Ребята, к нам в группу залетел шарик с письмом. Посмотрим, что в нем!
Читает письмо:
«Дорогие друзья! Мы очень любим машины, посылаем вам загадки. Отгадайте, пожалуйста, их.
Винтик и Шпунтик»
Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают их и объясняют, почему это тот или иной вид транспорта.
Братцы в гости снарядились,
Друг за другом уцепились,
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок. (Поезд)
Воспитатель: почему вы считаете, что это поезд, а не самолет? Людей каких профессий можно встретить в поезде?
Несу я вас по голубой волне.
Простор такой кругом,
И вы доверьтесь мне. (Корабль)
Почему? Людей каких профессий можно встретить на корабле?
Вот загадка, словно птица,
Мчится в небе голубом.
Города, моря, границы
У загадки под крылом. (Самолет)
Почему? Людей каких профессий можно встретить в самолете?
Что за чудо этот дом –
Окна светлые кругом,
Носит обувь на резине,
А питается бензином! (Автобус)
Почему? Людей каких профессий можно встретить в автобусе?
Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками. (Троллейбус)
Почему? Людей каких профессий можно встретить в троллейбусе?
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо отгадываете и объясняете загадки.
Играем в игру «Наш транспорт»
На полу расставляются три ориентира, обозначающие воздушный, водный и наземный транспорт. Дети, держа в руках иллюстрации различных видов транспорта, под музыку бегают по залу. По сигналу встают к ориентиру.
Воспитатель: Почему вы встали к этому ориентиру?
Дети объясняют, какой транспорт, к какому виду относится.
К какому транспорту относится метро (подземному), космическая ракета (космическому)?
Воспитатель: На какие группы можно ещё разделить весь транспорт в зависимости от того, что или кого он перевозит?
(грузовой, пассажирский, транспорт специального назначения).
Поговорим о транспорте специального назначения (дети садятся за столы).
Воспитатель: Что такое транспорт специального назначения? Какие это машины?
Это машины-помощники. Они помогают людям выполнять трудоёмкую работу: панелевоз, экскаватор, подъемный кран, самосвал…
Воспитатель: Каждая машина имеет своё назначение.
Зачем нужны:
- поливальная машина? (для того, чтобы поливать дороги, деревья, газоны)
- пожарная машина? (тушить пожар)
- скорая помощь? (помочь больным людям)
- подъёмный кран? (чтобы поднимать груза)
- бензовоз? (перевозить бензин)
Воспитатель: Я знаю специальную машину, которая помогает людям. Стиральная машина нужна для того, что бы стирать бельё. Я права? С чем вы не согласны? (рассуждения детей).
– Это машины? Да.
– У неё есть мотор? Да.
– Она помогает человеку выполнять трудоемкую работу? Да.
– Это транспорт? Нет.
– Почему? (Рассуждения детей).
– Транспорт перевозит или перемещает грузы.
Воспитатель: Вы умеете составлять загадки о транспорте. А сейчас вы будете составлять загадки о транспорте специального назначения.
Воспитатель: Составляя загадку нужно, не называя транспорт, описать его: назвать особенности строения (такую деталь, которой нет у другого транспорта). Рассказать о назначении.
Дети составляют загадки.
Воспитатель:
А вот вам веселые задачки на сообразительность:
- Летели по небу самолет и «Жигули». Кто из них быстрее долетит? Почему?
- Автобус едет за город. Что случится, если он сойдет с рельсов?
- Плывут по морю пароход и поезд. Кто первым войдет в порт?
Отгадайте, какую машину я загадала, если в её названии есть части:
- ПАР+ХОД= ПАРОХОД
- ТЕПЛО+ХОД=ТЕПЛОХОД
- ЭЛЕКТРО+ВОЗ=ЭЛЕКТРОВОЗ
- ЛЁД+КОЛ=ЛЕДОКОЛ
- МУСОР+ВОЗ=МУСОРОВОЗ
- СНЕГ+УБОРОЧНАЯ=СНЕГОУБОРОЧНАЯ
- МОЛОКО+ВОЗ=МОЛОКОВОЗ
- ЦЕМЕНТ+ВОЗ=ЦЕМЕНТОВОЗ
- ВЕЗДЕ+ХОД=ВЕЗДЕХОД
- БОЛЬНОЙ+ВОЗ=?
Воспитатель: Молодцы! Вы отгадали все мои загадки.
Что вам сегодня на занятии понравилось, что нового узнали?
Я предлагаю вам загадать загадки друзьям. Наше занятие закончено.