“Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы”. В.А. Сухомлинский |
Проектная деятельность в работе с детьми с нарушениями зрения – это один из методов развивающего обучения, направленный на развитие личности ребенка, играет большую роль в развитии познавательных, творческих способностей детей и их коммуникативных навыков. Проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых способом реализации личностно-ориентированного подхода к обучению.
Мы, учителя-дефектологи, выбрали актуальную тему “Здоровье детей в наших руках”, чтобы помочь детям с нарушением зрения иметь представление о здоровом образе жизни и выполнять правила охранительного режима, реализовать свое право на здоровье, на полную и счастливую жизнь. (Приложение 1)
Цель проекта:
- Формирование у детей с дефектами зрения здорового образа жизни и основ безопасности собственной жизнедеятельности через коррекционно-педагогическую работу.
- Сотворчество детей, педагогов и родителей по теме проектной деятельности.
Задачи проекта:
- Создать благоприятные условия, обеспечивающие возможность сохранения здоровья; использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни.
- Добиваться сознательного выполнения элементарных основ безопасности собственной жизнедеятельности.
- Активизировать деятельность детей, родителей и педагогов по реализации данного проекта (Приложение 2)
Для реализации проекта был разработан план мероприятий, предусматривающий IV этапа.
I этап – предпроектная деятельность.
Приобретена и изучена методическая литература.
Определена рабочая группа: учителя-дефектологи, дети старшего дошкольного возраста, их родители и педагоги детского сада.
Согласно теме проводилось обследование детей по выявлению у них знаний, умений и навыков по разделам: “Мое тело и органы чувств”, “Правила безопасности ребенка на улице и дома”, “Пожарная безопасность”, “Гимнастика для глаз”.
II этап – оформление документации проекта.
Изготовлен паспорт проекта, в котором определены цели, задачи, содержание работы и предполагаемый результат. (Приложение 3)
“Паутинка” проекта отражает интеграцию (т.е. взаимопроникновение разделов программы друг в друга) тифлокоррекционных разделов программы: зрительного восприятия и моторики, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки, которые взаимодействуют с центром офтальмологии и коррекции зрения. (Приложение 4)
Учителями-дефектологами наработан дидактический материал:
- памятки для педагогов и родителей;
- оформлен информационно-рекламный модуль “Школа Лесовичка”; (Приложение 5)
- разработан педагогический прием “эффект рекламы” с применением “рекламных роликов” и методикой их применения; (Приложение 6)
- составлены интегрированные тифлокоррекционные конспекты занятий: “Забота о своем здоровье”, “Безопасность детей на улице и дома”, “Очки носить не стыдно”, все нужно сделать для того, чтоб лучше было видно.
III этап – работа с детьми, педагогами и родителями по проекту.
В процессе реализации проекта были проведены такие мероприятия: тематические игры, беседы, экскурсии, “Веселые развлечения”: КВН “Твоя безопасность”, Поле чудес “Будь всегда здоровым, бодрыми веселым”, дискотека “Мы умеем отдыхать, бегать, прыгать и играть”. На КВН и Поле чудес мы ставили перед детьми такие проблемы и жизненные ситуации, из которых они самостоятельно находили правильные решения и в результате адаптировались к окружающей действительности. (Приложение 7, приложение 8)
В итоге сотворчества педагогов и детей изготовлены: красочная газета “Полезные и вредные продукты”, санбюллетень “Береги свои глаза”, выпущена книга “Сказки про глазки”, составлено продолжение рассказа “Подари мне свет” из рубрики “Книгу пишем вместе”; коллажи, коллективные работы на заданную тему, дидактические игры и пособия, что является продуктом проектной деятельности.
Для педагогов и родителей оформлены: дефектологический вестник “С Вами и для Вас” с рекомендациями, консультациями, фотографиями по работе с детьми; папки-раскладушки “Коррекция зрения”, “Комплекс упражнений для снятия зрительного утомления”, “Гимнастика для глаз”.
Совместно с офтальмологами составлены памятки для родителей: “Профилактика и лечение косоглазия”, “Учимся делать массаж”, “Мышечная гимнастика для глаз”.
По завершению проектной деятельности было проведено обследование детей по выявлению их знаний, умений и навыков по заданным темам. Мы отмечаем, что самостоятельная деятельность детей с нарушением зрения развивает в них уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами и приучает искать самим пути их решения.
IV этап – подведение итогов проектной деятельности.
Вся работа проведена планово, поэтапно.
Намеченные цели и задачи проекта успешно выполнены.
Повторный опрос детей показал, что у них значительно повысился уровень знаний, умений и навыков, о чем свидетельствуют данные сравнительной диагностики: по теме “Забота о своем здоровье” объем увеличился на 53%, по теме “Основы безопасности собственной жизнедеятельности” на 58%.
Учителя-дефектологи совместно с педагогами и офтальмологами разработали и успешно апробировали информационно-дидактический материал по сохранению и укреплению здоровья детей.
Родители оценили эффективность и воспитательную значимость данного проекта в “Книге отзывов и пожеланий”, возросла их ответственность за жизнь и здоровье своего ребенка.
Благодаря спланированному сотрудничеству педагогов, медицинских работников и родителей, удалось достичь значительных результатов в работе с детьми, подготовить их к обучению к школе.
Презентация проектной деятельности “Здоровье детей в наших руках” была представлена на:
- педагогическом форуме дошкольного учреждения с приглашением родителей (2011 год),
- семинаре областной специальной библиотеке для слепых “Нестандартный ребенок. Формы и методы работы” (Благодарственное письмо директора Рязанской областной специальной библиотеки слепых Жакеновой В.Г., 2011 год),
- “Фестивале образовательных учреждений Рязанской области, осуществляющих опытно-экспериментальную и инновационную деятельность” (Диплом Министерства образования Рязанской области о награждении коллектива МБДОУ “Детский сад № 78” г. Рязани, 2012 г.).