Проект "Здоровье детей в наших руках"

Разделы: Коррекционная педагогика


“Забота о здоровье – это
важнейший труд воспитателя. От
здоровья и жизнерадостности детей
зависит их духовная жизнь, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои
силы”.

В.А. Сухомлинский

Проектная деятельность в работе с детьми с нарушениями зрения – это один из методов развивающего обучения, направленный на развитие личности ребенка, играет большую роль в развитии познавательных, творческих способностей детей и их коммуникативных навыков. Проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых способом реализации личностно-ориентированного подхода к обучению.

Мы, учителя-дефектологи, выбрали актуальную тему “Здоровье детей в наших руках”, чтобы помочь детям с нарушением зрения иметь представление о здоровом образе жизни и выполнять правила охранительного режима, реализовать свое право на здоровье, на полную и счастливую жизнь. (Приложение 1)

Цель проекта:

  1. Формирование у детей с дефектами зрения здорового образа жизни и основ безопасности собственной жизнедеятельности через коррекционно-педагогическую работу.
  2. Сотворчество детей, педагогов и родителей по теме проектной деятельности.

Задачи проекта:

  • Создать благоприятные условия, обеспечивающие возможность сохранения здоровья; использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни.
  • Добиваться сознательного выполнения элементарных основ безопасности собственной жизнедеятельности.
  • Активизировать деятельность детей, родителей и педагогов по реализации данного проекта (Приложение 2)

Для реализации проекта был разработан план мероприятий, предусматривающий IV этапа.

I этап – предпроектная деятельность.

Приобретена и изучена методическая литература.

Определена рабочая группа: учителя-дефектологи, дети старшего дошкольного возраста, их родители и педагоги детского сада.

Согласно теме проводилось обследование детей по выявлению у них знаний, умений и навыков по разделам: “Мое тело и органы чувств”, “Правила безопасности ребенка на улице и дома”, “Пожарная безопасность”, “Гимнастика для глаз”.

II этап – оформление документации проекта.

Изготовлен паспорт проекта, в котором определены цели, задачи, содержание работы и предполагаемый результат. (Приложение 3)

“Паутинка” проекта отражает интеграцию (т.е. взаимопроникновение разделов программы друг в друга) тифлокоррекционных разделов программы: зрительного восприятия и моторики, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки, которые взаимодействуют с центром офтальмологии и коррекции зрения. (Приложение 4)

Учителями-дефектологами наработан дидактический материал:

  • памятки для педагогов и родителей;
  • оформлен информационно-рекламный модуль “Школа Лесовичка”; (Приложение 5)
  • разработан педагогический прием “эффект рекламы” с применением “рекламных роликов” и методикой их применения; (Приложение 6)
  • составлены интегрированные тифлокоррекционные конспекты занятий: “Забота о своем здоровье”, “Безопасность детей на улице и дома”, “Очки носить не стыдно”, все нужно сделать для того, чтоб лучше было видно.

III этап – работа с детьми, педагогами и родителями по проекту.

В процессе реализации проекта были проведены такие мероприятия: тематические игры, беседы, экскурсии, “Веселые развлечения”: КВН “Твоя безопасность”, Поле чудес “Будь всегда здоровым, бодрыми веселым”, дискотека “Мы умеем отдыхать, бегать, прыгать и играть”. На КВН и Поле чудес мы ставили перед детьми такие проблемы и жизненные ситуации, из которых они самостоятельно находили правильные решения и в результате адаптировались к окружающей действительности. (Приложение 7, приложение 8)

В итоге сотворчества педагогов и детей изготовлены: красочная газета “Полезные и вредные продукты”, санбюллетень “Береги свои глаза”, выпущена книга “Сказки про глазки”, составлено продолжение рассказа “Подари мне свет” из рубрики “Книгу пишем вместе”; коллажи, коллективные работы на заданную тему, дидактические игры и пособия, что является продуктом проектной деятельности.

(Приложение 9)

Для педагогов и родителей оформлены: дефектологический вестник “С Вами и для Вас” с рекомендациями, консультациями, фотографиями по работе с детьми; папки-раскладушки “Коррекция зрения”, “Комплекс упражнений для снятия зрительного утомления”, “Гимнастика для глаз”.

Совместно с офтальмологами составлены памятки для родителей: “Профилактика и лечение косоглазия”, “Учимся делать массаж”, “Мышечная гимнастика для глаз”.

По завершению проектной деятельности было проведено обследование детей по выявлению их знаний, умений и навыков по заданным темам. Мы отмечаем, что самостоятельная деятельность детей с нарушением зрения развивает в них уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами и приучает искать самим пути их решения.

IV этап – подведение итогов проектной деятельности.

Вся работа проведена планово, поэтапно.

Намеченные цели и задачи проекта успешно выполнены.

Повторный опрос детей показал, что у них значительно повысился уровень знаний, умений и навыков, о чем свидетельствуют данные сравнительной диагностики: по теме “Забота о своем здоровье” объем увеличился на 53%, по теме “Основы безопасности собственной жизнедеятельности” на 58%.

Учителя-дефектологи совместно с педагогами и офтальмологами разработали и успешно апробировали информационно-дидактический материал по сохранению и укреплению здоровья детей.

Родители оценили эффективность и воспитательную значимость данного проекта в “Книге отзывов и пожеланий”, возросла их ответственность за жизнь и здоровье своего ребенка.

Благодаря спланированному сотрудничеству педагогов, медицинских работников и родителей, удалось достичь значительных результатов в работе с детьми, подготовить их к обучению к школе.

Презентация проектной деятельности “Здоровье детей в наших руках” была представлена на:

  • педагогическом форуме дошкольного учреждения с приглашением родителей (2011 год),
  • семинаре областной специальной библиотеке для слепых “Нестандартный ребенок. Формы и методы работы” (Благодарственное письмо директора Рязанской областной специальной библиотеки слепых Жакеновой В.Г., 2011 год),
  • “Фестивале образовательных учреждений Рязанской области, осуществляющих опытно-экспериментальную и инновационную деятельность” (Диплом Министерства образования Рязанской области о награждении коллектива МБДОУ “Детский сад № 78” г. Рязани, 2012 г.).