Полезные ископаемые

Разделы: Начальная школа


Цели урока:ознакомить детей со свойствами полезных ископаемых, профессиями людей, добывающих полезные ископаемые; развивать логическое мышление, речь; воспитывать бережное отношение к природе; учить экономно использовать богатства нашей планеты.

Оборудование:

  1. Образцы полезных ископаемых, картинки с изображением применения полезных ископаемых.
  2. Кроссворд «Полезные ископаемые» (плакат или вычерчен на доске).

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

Перед уроком на доске выписываются вопросы:

– Какие материалы люди используют для строительства? Где их берут?

– Какие виды топлива ты знаешь?

– Как получают металлы? Где их используют?

– Люди каких профессий заняты при добыче полезных ископаемых.

– Тема урока: «Полезные ископаемые».

II. Проверка домашнего задания.

В начале урока учитель проводит краткий фронтальный опрос по изученному материалу:

– Назовите три кита экономики.

– Расскажите о значении природных богатств для экономики.

– Что такое капитал? Приведите примеры.

– Для чего необходим труд?

– От чего зависит успех труда людей в экономике?

– Почему природные богатства, капитал и труд называют тремя китами экономики?

III. Работа по теме.

1. Работа по учебнику.

Ученики читают по учебнику вводную статью «Полезные ископаемые» (с. 48).

– Расскажите, как люди используют полезные ископаемые. План рассказа тебе

подскажут слова: строительство; топливо; металл; пища.

2. Практическая работа.

По ходу работы заполняется таблица в рабочей тетради с.26 №2

На доске таблица:

Учитель показывает детям образцы полезных ископаемых.

– рассмотрите образец. Пользуясь иллюстрациями учебника на с. 48, определите его название.

– Установите свойства данного полезного ископаемого: твердое или жидкое, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое, горючее или нет.

– Подумай, где применяется это полезное ископаемое? На каких свойствах основано его применение?

Таблица заполняется по мере рассматривания образцов.

Полезные ископаемые

Название Основные свойства Использование
Гранит Зернистый, твердый и прочный Строительство фундаментов зданий, набережных, дорог, памятников; отделка станций метро
Известняк Белого, серого или желтого цвета; если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется газ) Строительство, мел, мрамор
Глина Очень мелкая известь бурого, желтого, белого и др. цветов Кирпич, посуда
Каменный уголь Черного цвета, твердый, но хрупкий, горюч Отопление жилых помещений, кокс – краски, лекарства, пластмассы, духи
Нефть Жидкость темного цвета, с запахом бензина, горюча Керосин, бензин, смазочные масла, вазелин, лекарства, мыло, технический спирт
 
Железная руда Черного цвета, твердое, плотное вещество, притягивает металлические предметы Машины, железнодорожные рельсы, вагоны, ножницы
Песок В виде крупинок, сыпучий Дороги, стекло

3. Работа по учебнику (с. 49)

– Для чего добывают полезные ископаемые? Используя фотографию в учебнике на с. 50, расскажи о труде шахтеров. (Рассказы детей)

– Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые? (Ответы детей)

Дети самостоятельно читают в учебнике статью «Охрана полезных ископаемых» (с. 51)

Беседа по прочитанному:

– Почему добывать полезные ископаемые становится все труднее и труднее?

– Как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете? Что же тогда будут делать люди? (Высказывания детей)

– А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств? (Собирать металлолом)

4. Работа в рабочей тетради.

с. 25 №1

– Прочитайте.

– Найдите в учебнике определение что такое полезные ископаемые. Напишите в тетради. (Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.)

с. 26 №3

– Прочитайте первое предложение.

– Догадайтесь о каком полезном ископаемом идет речь. (Нефть)

– Впишите название полезного ископаемого в клеточки.

– Продолжите задание.

Проверка.

(Газ, глина, руда, песок, гранит, торф, уголь, соль, известняк.)

с. 27 №4

– Прочитайте.

– Заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующую графу.

– Где используется глина в строительстве, служит топливом или для получения металлов? (Используется в строительстве)

– Ставим знак «+» в этой графе.

– А где используется известняк? (Тоже в строительстве)

– Продолжите заполнение таблицы самостоятельно.

Проверка.

с. 28 №5

– Прочитайте.

– Назовите способы добычи полезных ископаемых? Приведите примеры.

– Рассмотрите рисунки. Соедините стрелками рисунок и название.

Взаимопроверка.

с. 28 №6

– Прочитайте.

– Что такое шахта? Для чего их строят?

– Отыщите дорогу к кладу.

Проверка.

IV. Физкультминутка.

Мы работали отлично.
Отдохнуть не прочь сейчас,
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнись веселей!
Мы попрыгаем как зайки,
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вздохнули.
Отдохнули?
Отдохнули!

V. Фронтальный письменный опрос.

На доске под номерами записаны названия различных свойств полезных ископаемых:

  1. Горючее;
  2. Твердое;
  3. Жидкость;
  4. Тяжелее воды;
  5. Черного цвета;
  6. Желтого цвета;
  7. Хрупкое;
  8. Имеет запах;
  9. Хорошо пропускает воду;
  10. Сыпучее;
  11. Легче воды;
  12. Газообразное;
  13. Белого цвета;
  14. Способно плавиться;
  15. Пластичное;
  16. Плохо пропускает воду;
  17. Коричневого или белого цвета.

Первый вариант выбирает из предложенного списка свойства каменного угля и песка. Второй вариант – свойства нефти и глины.

Выполненная работа имеет следующий вид:

Вариант I

Каменный уголь: 1, 4, 5, 7

Песок: 2, 4, 6, 10

Вариант II

Нефть: 1, 3, 8, 11

Глина: 4, 15, 16, 17

Тем ученикам, кто справился с работой быстрее, можно дать дополнительное задание: выбрать свойства, характерные для железной руды и каменной соли; или дописать свойства, которых нет в этом списке.

VI. Повторение изученного. Кроссворд.

(приложение у автора)

Ответы: По горизонтали: 1. Гранит. 3. Мел. 4. Песок. 5. Газ. 6. Нефть. 8. Руда. По вертикали: 1. Глина. 2. Известняк. 7. Торф. 9. Уголь.

VII. Итог урока.

– Без чего невозможна хозяйственная деятельность человека?

– Кто изучает полезные ископаемые, отыскивая месторождения?

– Мы построили большие города, получили новые материалы, которых в природе нет, например, пластмассу, создали различные могучие машины и с их помощью воздействуем на природу, чтобы стать богаче. Добывая полезные ископаемые, люди изменяют поверхность земли: вызывают горы, роют карьеры, насыпают искусственные холмы отработанной пустой породы. При этом местность, окружающая месторождение, становится непригодной для жизни.

– А как отвечает нам природа?

VIII. Домашнее задание.

1. Выполнить задание «Подумай!» (учебник, с. 51):

– Какие из известных вам полезных ископаемых пропущены в списке: гранит, известняк, нефть, природный газ, поваренная соль?

2. Найдите ошибки в следующих утверждениях:

– большинство полезных ископаемых – жидкие;

– места, где хранят добытые полезные ископаемые, называют месторождениями.

3. Выполнить задания №7, 8 в рабочей тетради (с. 29)